автор: Паращевина Екатерина Борисовна

воспитатель Вологодская область

Занятие по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная комбинированная группа) Тема: «Путешествие в осенний лес»

 

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

 (подготовительная комбинированная группа)

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Подготовила воспитатель группы № 7: 

Паращевина Екатерина Борисовна

31.10. 2023 г.

Цель:

Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы, формирование элементарных экологических представлений.

Задачи:

образовательные:  

– закрепить элементы экологической грамотности: знания о знакомых деревьях, значении деревьев для животного мира и для человека, правила поведения в природе;

– в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины.

развивающие:

– развивать предпосылки естественнонаучной грамотности – познавательный  интерес у детей через включение в процесс экспериментирования; организация опытов и приобретение детьми научных знаний о листке;

– развивать предпосылки функциональной грамотности – совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;

мыслительные операции (рассуждать, выстраивать, обосновывать свои предположения, устанавливать причинно-следственные связи)

воспитательные: 

– формировать предпосылки универсальных учебных действий: нравственные ориентиры воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесу и его обитателям; способность слушать и понимать речь воспитателя, умение сосредотачиваться.

Методы и приёмы педагогической деятельности: словесные (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение); 

наглядные (демонстрация, презентации), практические – экспериментирование, игровой (динамическая пауза, загадки);

Оборудование и материал:

Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран, презентация – запрещающие знаки: «Чего нельзя делать в лесу», лупы.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.

Предварительная работа:

  • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. 
  • Сбор листьев разной формы и окраски.
  • Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
  • Беседы об осени;
  • Чтение художественных произведений: «Листопадничек» 

И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени 

А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

  • Разучивание стихов и поговорок об осени;
  • Пение песен об осени и слушание музыки;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
  • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
  • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
  • Наблюдение за деревьями на прогулке;
  • Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:

-участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы;

-умеют рассуждать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи;

-активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослым и сверстниками в решении игровых, познавательных задач;

-имеют элементарное представление о строение листа;

-проявляют интерес к природе.

 

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приветствие 

Здравствуйте, нежные, добрые, девочки!

Здравствуйте, сильные, смелые мальчики! 

Солнышко встало – ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем, 

Дружно руку поднимаем!

Все ль внимательны? Все ли правильно (сидят), стоят?

Ноги на месте?  Руки на месте?

Спинка прямая?   Молодцы!

Воспитатель: Отгадайте загадку.   Варя К.

Если на деревьях листья  пожелтели,    

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года …  (Дети: осенью зовется) 

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку…

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Скажите, как называют осень в сентябре? Почему? (полные ответы)

Дети: ранняя осень, потому что листья на деревьях еще зеленые, солнышко светит ярко.

Воспитатель: Как называют осень в октябре и почему?

Дети: золотая осень, потому что листья меняют цвет и становятся красными, желтыми, солнце светит не так ярко.

Воспитатель: Как мы называем осень в ноябре? Почему?

Дети: Поздняя осень. Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья.

-Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь)

Воспитатель: Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”,  

Как вы думаете почему?

(ответы детей: потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья…)

Воспитатель: – Ребята, Вы любите путешествовать?

– Мы сегодня с вами отправимся  в путешествие. А куда, отгадайте! 

Он большой, густой зелёный        Илья П.

Представляет  целый дом   

В нем найдут приют и птицы,

Зайки волки и лисицы.

Воспитатель:  – Что это за дом?  (Лес.) Как вы догадались?

А напомните мне пожалуйста, какое у на сейчас время года? Осень… Значит и пойдём мы с вами в осенний лес, но перед тем как пойти в лес давайте вспомним правила посещения леса…..

  • «Правила посещения леса» презентация

Воспитатель: – Люди гости леса, и они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом.

Воспитатель: – Скажите, ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? Презентация: «Чего нельзя делать в лесу»

Дети: Громко говорить, кричать. Включать громко музыку. Рвать с корнем цветы, грибы. Ломать ветки деревьев. Разжигать костры, разорять гнёзда, муравейники. Оставлять за собой мусор. Разбивать стеклянную посуду.

– Правильно! Молодцы! Я вижу, что вы готовы, всё знаете о правилах посещения леса!  Можем отправляться в путешествие. 

– В лес осенний на прогулку,  приглашаю вас пойти

Интересней приключенья нам, ребята не найти! 

По дорожкам по тропинкам, по лесу гулять пойдём.

Друг за другом становитесь, крепко за руки держитесь!

По тропинке в лес пойдем   (дети шагают)

Лужу мимо обойдем  (обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек,  (перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево,   (смотрят налево)

Посмотрели мы направо,  (смотрят направо)

Посмотрели вверх   (смотрят вверх, стоя на носочках)

Мы пришли в осенний лес!  (удивляются, разводят руки в стороны)

  • – Вот мы и в лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса! (Макеты деревьев, листья на полу)  

– В лесу растёт много деревьев, какие Вы знаете? (Берёза, дуб, ель, осина, рябина, клён и т. д.) А назовите лиственные деревья…. А теперь хвойные…

(сосна, ель, пихта кедр)

-Ребята, как называется лес, где растут одни берёзы? (Берёзовый лес или березняк) дубы….(дубрава) Ели…(ельник) сосны…(сосновый бор)

– Ребята, послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

– Слушайте очень внимательно, буду вам задавать вопросы по этому стихотворению:

Лес, точно терем расписной, 

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури  голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной, 

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

– Названия, каких деревьев, вы услышали в этом стихотворении? …

В этом лесу растут и лиственные.. какие? и хвойные деревья… какие?. 

– Как называется такой лес? смешанный

– А как Вы думаете, про какой лес говорится в стихотворении?

(Про смешанный, здесь растут разные деревья – берёза,  дуб, ель, клён)

 

: –  В лесу много животных птиц, но самые главные жители леса  – это деревья! А кому нужны деревья в лесу?

  • – Ребята скажите почему? (Деревья это основа леса, они выделяют кислород, необходимый для чистого  воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц, дают им корм) 

Мольберт с картинками «Кому нужны деревья в лесу»

  • – Какую пользу приносит лес человеку? (Бумага,  древесина и т.д.)

 

Мольберт с картинками: – Какую пользу приносит лес человеку?

Молодцы! А сейчас давайте подойдём поближе к деревьям…

– Почему листья лежат на земле?  Что такое – листопад? …

Проблемный вопрос:

– А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно) а как это можно сделать? 

Ответы детей (нужно провести опыты и эксперименты)

Теперь можем приступать к исследованиям. А вы знаете, кто проводит исследования? (ответы) Нам с вами как учёным- исследователям понадобится специальная, защитная одежда.

Надевают фартуки, шапочки

Сели за столы. Обратить внимание на то, как сидят дети (ножки, ручки, спинка)

  • Опыт: Исследование строения листа с помощью лупы

Воспитатель: Возьмите в руку березовый лист.  Эта – часть за которую вы держите лист называется черешок (показывает черешок). 

– Как называется эта часть листа? (полный ответ) А теперь возьмите дубовый листок за черешок. Сравните его с берёзовым, они разные или одинаковые? (дети сравнивают по длине, результат озвучивают)

– С помощью черешка лист крепится к ветке, покажите, какой частью лист крепится к ветке – это основание черешка. (Покажите у дубового листика)

– Положите перед собой дубовый лист. А теперь рассмотрим  поверхность листа. Видите на листочке тонкие дорожки, трубочки, которые идут от черешка вверх – это жилки. Проведите пальчиком от черешка вверх это центральная жилка, главная жилка, она проходит по центру, по середине листа. Где она проходит? Проведите по главной жилке правым указательным пальцем.

От главной жилки в разные стороны отходят более мелкие жилки. Проведите по ним левым указательным пальцем. По жилкам как по трубочкам поступает вода к листочкам. 

А теперь обведите по краю листочка пальчиком, край листочка называется – кромка. Рассмотрите кромку березового листа, сравните с дубовым листом.

– А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором  (кто знает как он называется?) — лупа. С помощью лупы  рассмотрите жилки, черешок, кромку листа. (дети рассматривают разные листья)

ВЫВОД: 

Итак что мы узнали, какой можно сделать вывод: У листьев есть… черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой и кромка.

 (СНЯТЬ защитную одежду)

  • Эксперимент «Как листья опадают»  

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? 

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

  • «Возвращение из леса»

– Ребята вот и настала пора возвращаться в садик

Мы долго по лесу гуляли,

Мы никого не напугали, 

Нигде воды не замутили,

 В лесу мы просто – погостили!

Друг за другом становитесь, крепко за руки держитесь!

По тропинке в сад пойдем   (дети шагают)

Лужу мимо обойдем  (обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек,  (перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево,   (смотрят налево)

Посмотрели мы направо,  (смотрят направо)

Посмотрели вверх   (смотрят вверх, стоя на носочках)

Мы пришли обратно в сад!  (удивляются, разводят руки в стороны)

  • Итог. Вам понравилось наше путешествие в лес? А что понравилось? Может, что то вы узнали новое, интересное?

А сейчас я вам предлагаю выбрать листочки: кому понравилось наше путешествие, было интересно возьмите желтые листочки, а кому не понравилось возьмите коричневые листочки. (показ) 

 

 

 

Занятие по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная комбинированная группа) Тема: «Путешествие в осенний лес»