автор: Пастухова Антонина Солуновна
учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 200» города Новосибирска
Применение интерактивных технологий при проведении нестандартных уроков в начальной школе
Применение интерактивных технологий
при проведении нестандартных уроков в начальной школе
Без активности человека общество не может полноценно функционировать в условиях социального и научно-технического прогресса. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения. Школе, учителю в настоящее время необходимо научить школьников самостоятельно добывать знания, творчески распоряжаться ими, применяя их на практике и в новой ситуации. В этой связи важным аспектом в формировании личности является повышение познавательной активности, которая ориентирует субъект на самовоспитание, на руководство человеком своим собственным развитием. Использование нестандартных форм организации обучения эффективно способствует развитию познавательной активности младших школьников.
Многие ученые, педагоги рассматривают вопросы активизации познавательной деятельности младших школьников (Л. Аристова, М. Данилов, Б. Есипов, Л. Калашникова, В. Кольцова, И. Лернер, В. Лозовая, В. Паламарчук, П. Пидкасистый, А. Савченко, Т. Шамова, Г. Щукина и др.). Проблемами методики урока, путей его совершенствования занимались многие ученые и учителя, такие как А.М. Алексюк, Ю.К. Бабанский, Е.М. Ильин, M.И. Махмутов, В.О. Онищук, И.П. Пидласый и другие. Проблемой нестандартных форм обучения занимались А. Бородай, О. Дорошенко, Ю. Мальований, С. Николаева, О. Митнык, О. Пометун, и др.
Предложенные данными педагогами методы и приемы позволяют учителям проводить нестандартные уроки.
Нестандартный урок — это, по мнению учёных, импровизированное учебное занятие, которое имеет нестандартную структуру.
Наиболее распространенными типами нестандартных уроков являются:
- уроки — пресс-конференции,
- уроки — аукционы,
- уроки — деловые игры,
- уроки — погружения,
- уроки типа KBK,
- уроки — консультации,
- компьютерные уроки,
- театрализованные уроки,
- уроки с групповыми формами работы,
- уроки взаимного обучения,
- уроки творчества, которые ведут учащиеся,
- уроки-зачеты,
- уроки -творческие отчеты,
- уроки-формулы,
- уроки -конкурсы,
- уроки-фантазии,
- уроки-суды, уроки -поиска,
- уроки-концерты,
- уроки-диалоги,
- уроки -ролевые игры,
- уроки-экскурсии,
- интегрированные уроки и т.п.
Нестандартные уроки направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, поскольку они глубоко задевают эмоционально-мотивационную сферу, формируют дух состязательности, возбуждают творческие силы, развивают творческое мышление, формируют мотивацию учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности. Поэтому такие уроки больше нравятся ученикам, вызывают у них творческий интерес. Особенно важно сформировать интерес к учебной деятельности именно в начальной школе.
В связи с изменением требований к формированию личности ребенка появилась потребность в усовершенствовании методики проведения нестандартного урока. Этого можно достичь путем включения в нестандартный урок технологий интерактивного обучения. Интерактивные технологии обучения, это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие школьника в коллективном взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе учебного познания.
Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Это — взаимное обучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют, осуществляют. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации.
Классификация интерактивных технологий такова:
- Интерактивные технологии кооперативного обучения (парная и групповая работа : «Диалог», «Синтез мыслей», «Совместный проект», «Поиск информации», «Круг идей», «Аквариум»);
- Интерактивные технологии коллективно-группового обучения предусматривают одновременную совместную (фронтальную) работу всего класса: «Обсуждение проблем в общем кругу», «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Мозговой штурм», «Обучая — учусь», «Анализ ситуации», «Дерево решений»;
- Технологии ситуационного моделирования;
- Технологии обработки дискуссионных вопросов.
Цель интерактивного обучения — создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, своё интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что использование в образовательной деятельности нестандартных форм уроков на базе новых информационных технологий в младших классах является одним из важнейших направлений повышения мотивации, познавательного интереса к изучению предметов. При дидактически продуманном использовании таких форм в пределах педагогических технологий обучения на уроке появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, что является необходимым условием результативной организации воспитательно-образовательного процесса в начальной школе.
