автор: Пенькова Людмила Аркадьевна

Педагог дополнительного образования, член Российского союза писателей МБУДО ” Дом детского творчества” г. Тула

“Игры и загадки”

 

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного 

образования   «Дом детского творчества»

                             

      

                 

Игры и загадки

                                

 (для младших школьников)

 

 Автор:  Пенькова Людмила  Аркадьевна-

                                                         педагог дополнительного        образования,

член Российского союза писателей

 

ТУЛА   2024

                        

 

                                                  

 

                                   

                                     Игры и загадки

 

                                        Предисловие

 

Игра. Её предназначение для человека многогранно. Она познание и развитие, лекарство и развлечение, возможность раскрыть свою внутреннюю силу, творческие способности и достичь успеха!  

В данном материале представлены игры, которыми можно воспользоваться при проведении праздничных мероприятий, познавательно-развлекательных программ, занятий воспитательной направленности, посвящённых семье, дружбе, культуре поведения человека,  доброте, успеху, времени, птицам и так далее. Все игры проводились с младшими  школьниками, и были восприняты детьми с интересом, радостью и увлечением!

 

                                                  1.

                 

                           Игра «Превращения секунды»

 

 Время – самое дорогое, что есть у человека. Оно быстротечно, поэтому им необходимо дорожить, не растрачивать впустую. Время терять – успеха не знать! Секунда определяет самый маленький кусочек  времени, но, непрерывно двигаясь вперёд, она становится годом и даже десятилетиями, которые образуют века, складывающиеся в тысячелетия.  

В игре «Превращения секунды» дети получают возможность вместе с секундой из предложенного стихотворения пройти поэтапно все её превращения: сначала в час, затем в сутки, неделю, месяц и год!

 

Игра «Превращения секунды» создаёт условия для проявления закрепления или приобретения детьми знаний о единицах измерения времени, и для достижения детьми успеха.

 

Материалы:

 

– необходимое количество экземпляров стихотворения «Секунда», исходя из числа участников игры. 

 

 Правила игры «Превращения секунды». 

 

Участникам  игры  необходимо в строчках стихотворения вместо точек поставить нужные  числа, указывающие на продолжительность определённых отрезков времени: секунды, минуты, часа и так далее. Победителем становится тот, кто правильнее и быстрее справится с заданием!

 

                         Секунда

 

Секунда в минуту спешит превратиться.

В . . . раз умножится – чудо свершится!

 

Умножилась, стала минутой и что же?

Минута спешит к превращению тоже.

В раз умножится – в час превратится!

А час сделать сутки для жизни стремится!

Он . . . часа насчитал

И сутками новыми с радостью стал!

 

… суток в неделю сложились и что же?

Неделе стать месяцем хочется тоже!

 … ей предстоит повториться,

Тогда только в месяц она превратится!

 

А месяц? И месяц желает расти,

Он к году шагает, взрослея в пути.

Когда будет месяцев ровно …

Они станут годом у нас называться.

 

Секунда минутою стать торопилась.

Сама не заметила: в год превратилась.

 

Правильные  ответы.

 

Секунда в минуту спешит превратиться.

В 60 раз умножится – чудо свершится!

 

Умножилась, стала минутой и что же?

Минута спешит к превращению тоже.

В 60 раз умножится – в час превратится!

 

А час сделать сутки для жизни стремится!

Он  24 часа насчитал

И сутками новыми с радостью стал!

 

7 суток в неделю сложились и что же?

Неделе стать месяцем хочется тоже!

Четырежды (4) ей предстоит повториться,

Тогда только в месяц она превратится!

 

А месяц? И месяц желает расти,

Он к году шагает, взрослея в пути.

Когда будет месяцев ровно  12,

Они станут годом у нас называться.

Секунда минутою стать торопилась.

Сама не заметила: в год превратилась.

                                               2.

 

                          Игра «От секунды до века»

 

 Время неумолимо бежит вперёд. Минуты складываются в тысячелетия! Единицы измерения времени – секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц и так далее! Все они  имеют свою продолжительность и отличаются строгим порядком! 

 

Игра «От секунды до века» даёт возможность детям проявить, закрепить  или получить знания о строгом порядке  следования  друг за другом секунды, минуты, часа, суток, недели, месяца, года, века. Способствует развитию внимательности, собранности, памяти.

 

            Материалы:

–  два набора  из 8 карточек с указанием отрезка времени, а именно:

 

  1. СЕКУНДА
  2. МИНУТА
  3. ЧАС
  4. СУТКИ
  5. НЕДЕЛЯ
  6. МЕСЯЦ
  7. ГОД
  8. ВЕК

 

Правила игры.

 

Для участия в игре необходимо создать  две команды. В каждой из них – по восемь человек.

Игроки каждой команды получают одинаковые наборы  из 8 карточек с указанием отрезка времени, а именно:

  1. СЕКУНДА
  2. МИНУТА
  3. ЧАС
  4. СУТКИ
  5. НЕДЕЛЯ
  6. МЕСЯЦ
  7. ГОД
  8. ВЕК

 Такую временную  цепочку  предстоит образовать командам после получения карточек. Каждый участник игры в порядке очерёдности, может вытянуть любую из восьми предложенных ему карточек. До разрешения организатора игры переворачивать карточку и читать написанное на ней слово, нельзя!  После объявления начала игры, каждый из игроков, ознакомившись с содержанием карточки, должен занять нужное ему место в цепочке беспрерывно бегущего вперёд времени.

Игра на время! Победителями становятся  представители той команды, которая быстрее справится с заданием.

 

                                                  3.

                               

                                      Игра «Друзья»

 

  Дружба объединяет людей на основе симпатии, взаимного уважения, привязанности, общности интересов, понимания, духовной близости. Людей, которых связывает между собой дружба, называют друзьями.

  Игра «Друзья» способствует сплочённости детского коллектива, проявлению дружеских отношений.

 

Правила игры.

Первый этап.

 

  Все участники игры встают парами лицом друг к другу  и образуют два круга – внешний и внутренний. Каждому  из игроков  необходимо совершать действия в соответствие с произносимыми ими словами: «Дружно за руки возьмёмся,  и друг другу улыбнёмся!» После того, как начальные пары игроков возьмутся за руки и улыбнутся друг другу в знак дружбы, те участники игры, которые образовали внутренний круг, должны будут передвигаться  по кругу и по порядку образовывать новые дружеские  пары с игроками внешнего круга. При этом каждая новая пара игроков обязательно произносит ключевые слова: «Дружно за руки возьмёмся,  и друг другу улыбнёмся!»

 

Второй этап игры

 

 Дети встают в общий круг. Им необходимо внимательно слушать слова ведущего программы и старательно выполнять то, что им предлагается  по ходу  игры.

 

 Ведущий направляет:

 

Друзья танцуют, друзья поют!

( дети танцуют, поют ЛА – ЛА – ЛА)

 

Друзья сердечки раздают!

( дети демонстрируют сердечки, сложенные пальцами рук)

 

Друзья мечтают, друзья летают!

(дети изображают руками взмахи крыльев птицы)

 

Друзья друг друга обнимают!

(дети заключают друг друга в объятья)

 

(слова повторяются организатором игры  несколько раз, можно – в разном порядке.)

 

Внимание! Организатор игры начинает игру «Друзья» с  четверостишия:

 

Дружба – это хорошо! 

Просто замечательно,

Я друзей себе нашёл

Добрых и внимательных!

                                     

 

                                            

 

                                              4.

 

                                Игра «Сложи фразу».

 

  Дружба! Её воспевают в стихах, песнях! О дружбе, друзьях слагают пословицы, ей посвящают строки мудрецы! 

Настоящая дружба способна созидать, творить чудеса! Она достойна того, чтобы о ней говорили, её прославляли.

 

Игра «Сложи фразу» даёт возможность детям:

– прикоснуться к вековой  мудрости народа;

проявить знания алфавита, сообразительность, взаимовыручку, дружеские отношения, умение работать в команде.

 

               Материалы:

Два набора карточек с буквами: Д, О, Б, Р, Ы, Й Д, Р, У, Г,  В, Е, Л, И, К, О, Е, С, О, К, Р, О, В, И, Щ, Е  для составления фразы «ДОБРЫЙ ДРУГ – ВЕЛИКОЕ СОКРОВИЩЕ!»

 

Правила игры.

 

 В игре  участвуют две команды. Каждая из них получает набор карточек с буквами. Из данных букв необходимо сложить фразу «Добрый друг – великое сокровище!» Та команда, которая первой справятся с заданием, становится победителем.

 

                 

                                                               5.

 

                     Игра «Творить добро – любовь дарить!»

 

  Доброта сродни милосердию, которое является одним из самых поистине ценных человеческих качеств, возвышающих человека, способствующих его духовно-нравственному развитию, личностному росту, благотворно влияющих на человеческую судьбу. Творить добро – значит искренне, от  всего сердца дарить радость, заботу,  любовь, оказывать помощь, поддержку тем, кто в ней нуждается.

 

Игра «Творить добро – любовь дарить!» способствует формированию и развитию у детей представления о добре, доброте, любви, а так же сплочённости детского коллектива.

 

Правила игры.

 

Организатор игры произносит  поочерёдно строчки четверостишия

 

Творить добро – любовь дарить!

 

Творить добро – счастливым быть!

 

Теплом, как Солнце обнимать!

 

Собою Землю украшать!

 

 В ответ на прочитанную им фразу «Творить добро – любовь дарить!» участникам игры  необходимо изобразить  руками сердечко. 

 

На фразу « Творить добро – счастливым быть!» – 

улыбнуться.

 

В ответ на  слова «Теплом, как Солнце обнимать» –

 обнять друг друга.

 

После фразы «Собою Землю украшать!» каждому  из игроков нужно рукой указать на себя.

 

Итак, начинаем.

 

Творить добро – любовь дарить!

Творить добро – счастливым быть!

Теплом, как Солнце обнимать!

Собою Землю украшать!

 

Повторить несколько раз!

 

                                                   

 

                                            6.

 

                            Игра «Красная шапочка»

 

  Сказочная Красная шапочка собралась в гости к  своей бабушке. Дорога к бабушке находится в лесу, где можно встретиться с серым волком. Такая встреча девочке совершенно не желательна! По дороге к бабушке Красная шапочка успевает полюбоваться прекрасной летней природой и улыбнуться деревьям, цветам, солнцу! 

Красная шапочка идёт на встречу к любимой бабушке. Слово ВСТРЕЧА – ключевое в игре! Выигрывает тот участник игры, который первым соберёт все  7 букв из слова ВСТРЕЧА! 

 

Игра «Красная шапочка» содействует формированию и развитию

в детях  целеустремлённости, воли к победе, веры в себя, даёт возможность достичь успеха.

 

Материалы:

 

набор карточек:

   – 2 карточки с буквой В;

   – 2  карточки с буквой У;

   – 2 карточки с буквами и цифрами Д 1;

   – 2карточки буквами и цифрами Д 2.

 

                             *  *  *

два набора карточек с буквами, составляющими слово ВСТРЕЧА

 

  Правила игры.

 

 Для участия в игре приглашаются  два человека. Им предстоит побывать в роли сказочной Красной шапочки.

 В руках организатора игры –  набор из карточек.

Каждому из участников игры необходимо поочерёдно выбирать, не глядя, любую из предложенных карточек и выполнять действия согласно инструкции.

 

 

Инструкция: 

  Карточка с буквой и цифрой Д 1 обозначает движение игрока, в нашем случае, Красной шапочки, по дороге к своей бабушке  на один шаг вперёд. 

За каждый проделанный шаг участник игры получает одну букву из слова ВСТРЕЧА.

  Карточка с буквой и цифрой Д 2 обозначает движение игрока на два шага вперёд и обретение двух букв из слова ВСТРЕЧА!

  Карточка с буквой В обозначает встречу с волком, которая нежелательна для Красной шапочки, а потому она остаётся дома, если ещё не успела отправиться в дорогу. Если же Красной шапочке достаётся карточка с буквой В, пусть даже на середине пути к бабушке, то она возвращается на исходную позицию, и все, собранные ею буквы, из слова ВСТРЕЧА сгорают! Игра начинается сначала!

Не забываем: выигрывает тот участник игры, который первым соберёт все  7 букв из слова ВСТРЕЧА! 

 

                                                7.

 

                             Игра « Кукушка. Ворона»

 

  Птицы –  красивая, крылатая составляющая окружающего нас мира!

Они так же, как и люди являются частичками нашей драгоценной и мудрой Вселенной!

 

Игра «Кукушка. Ворона» даёт возможность детям проявить стремление к успеху, побывав в весёлой роли одной из птиц – вороны или кукушки.

 

                  Материалы:

 

            – жетоны для оценки правильных ответов в игре;

– набор из 5 карточек  со словом   КУКУШКА;

набор из 5 карточек со словом ВОРОНА

 

Правила игры.

 

Карточки раскладываются таким образом, чтобы написанные слова были  скрыты от глаз играющих.

Игроку предлагается выбрать для себя, кем он будет во время игры птицей ВОРОНОЙ или птицей КУКУШКОЙ. 

Если участник игры захотел побывать в роли ВОРОНЫ то,  прежде, чем взять карточку и прочитать на ней название птички, ему необходимо  произнести – КАРР что указывает на образ ВОРОНЫ. После этого игрок  раскрывает карточку.  Если  его звуковое подражание  голосу птички соответствует  её названию на карточке, участник игры  выигрывает и получает жетон. В нашем случае для успеха игрока на карточке должно быть написано ВОРОНА.

Для КУКУШКИ характерно звуковое – КУ-КУ! Условия получения жетона те же, что в первом примере.

В игре побеждает тот, кто набрал больше оценочных жетонов!

                                                 

                                                  8.

 

                      Игра «Полёт! Гнездо! Кормушка!» 

 

  Птицы – наши пернатые друзья! Это очень важно заботиться о них, об окружающем нас мире, стараться не причинять ему вреда! Человек приходит на планету  Земля, чтобы украсить её собой,  своими добрыми делами, сделать мир вокруг себя ярче и ещё прекраснее, а не ломать, обижать, засорять, то есть быть вредителем для окружающей среды.

 

Игра «Полёт! Гнездо! Кормушка!» содействует укреплению у детей веры в собственные силы и возможности.  Способствует формированию и развитию внимательности,  собранности, ловкости, умению работать в команде.

 

Материалы:

 

           –  жетоны для оценки правильных ответов в играх

 

   

Правила игры.

 

  Для игры от каждой команды приглашаются по два игрока.  Они, будучи в игре птицами, должны внимательно слушать ведущего и чётко выполнять его распоряжения.

Ведущий по своему выбору может поочерёдно использовать любую из трёх команд – Полёт!  Гнездо! или  Кормушка!

По команде ПОЛЁТ  игроки изображают птичий полёт – взмахивают руками.

По команде ГНЕЗДО игроки  приседают.

Команда  КОРМУШКА призывает игроков  показать, как птицы клюют корм.

ВНИМАНИЕ! Организатору игры необходимо сопровождать  все свои команды действиями, но не всегда в соответствии  со значением самой команды. К примеру, Вы  даёте игрокам команду  ПОЛЁТ, но при том показываете, что клюёте корм, то есть вносите путаницу в игру. Не забывайте игра – на внимание! Победителем станет самый внимательный игрок! Он и получит заслуженный жетон в пользу своей команды. Побеждает та команда, которая набрала больше оценочных жетонов!

 

                                                 9.

 

                                      Игра «Успех!»

 

  Каждый  из нас уже достигал определённого успеха в своей жизни, и это заслуживает похвалы и уважения! Но человек не может останавливаться на достигнутых результатах, ему надо двигаться вперёд, потому что жизнь, как река, не стоит на месте.  Нам необходимо постоянно приобретать новые знания, умения, навыки, стремиться к самосовершенствованию, а значит расти, расти духовно. Без устремлённости вперёд, человек не достигнет успеха, а рядом с успехом всегда ходит счастье!

 

Игра «Успех!» содействует формированию и развитию  в детях целеустремлённости, веры в собственные силы, усердия, умения преодолевать трудности на пути к успеху. Приобщает детей к пониманию того, что успех просто так не приходит, для его достижения необходимо хорошо потрудиться!

 

Материалы:

 

–  набор карточек  с буквами  1 Ш , 2 Ш,  Л.  В наборе 10 карточек:

3 карточки  –1 Ш

3 карточки  -2 Ш 

4  карточки  – Л

 

               *  *  *

два набора карточек с буквами, составляющими слово УСПЕХ

 

Правила игры.

 

  Для участия в игре приглашаются  два игрока. В руках организатора игры –  набор карточек с буквами Л и с  буквами и цифрами Ш 1 и Ш 2.   Каждому из участников игры необходимо поочерёдно выбирать, не глядя, любую из предложенных карточек и выполнять действия согласно инструкции.

 Инструкция: 

  Карточка с буквой Л обозначает лень. Став обладателем такой карточки, игроку необходимо изобразить ленное состояние: зевнуть, потянуться и остаться на месте, так как лень  препятствует продвижению успеха вперёд.

  Карточка с буквой и цифрой Ш 1 обозначает движение игрока на один шаг вперёд. 

  Карточка с буквой и цифрой Ш 2 обозначает движение игрока на два шага вперёд. За каждый шаг вперёд участник игры получает по одной букве из слова УСПЕХ.

  По правилам игры  победителем становится тот игрок, который первым наберёт все пять букв слова УСПЕХ. 

 

        

                                            

 

                                               10.

 

                                  Игра «Светофор»

 

 Поскольку мы ежедневно, на  определённое время превращаемся в пешеходов, нам всем необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. От этого зависит наше с вами жизненное благополучие! Важно понимать, что  серьёзное отношение человека к правилам дорожного движения – не  просто безопасность его жизни, но и формирование его характера! К примеру,    терпеливо ожидая зелёного сигнала светофора и не начиная движение до его загорания, вы тем самым укрепляем свою волю, повышаем уровень вашей внутренней культуры.

 

 Игра «Светофор» содействует развитию  ответственного отношения детей к своему поведению на проезжей части дороги, а так же  прилежания, дисциплинированности, собранности, пониманию того, что эти качества обеспечивают человеку жизненное благополучие и успех. 

                                                                                                                                                                   

Материалы:

– набор кружков красного, зелёного, жёлтого цвета.

 

Правила игры.

 

 Участники игры стоят у края пешеходной дорожки. Прежде, чем начать движение, каждый из игроков получает право достать из шкатулки один кружок. В шкатулке находятся кружки зелёного, красного и жёлтого цвета.

  Зелёный цвет кружка, как и зелёный свет светофора, позволяет игроку пройти по пешеходной дорожке.

  Красный и жёлтый цвет кружка обозначают «СТОП», то есть участник игры, обладающий одним из этих кружков, остаётся на месте.

Таким образом,  выигрывает тот, кому удастся вытянуть зелёный кружок, тем самым получить разрешение двигаться по пешеходной дорожке до места, где находится, заработанный им жетон – шанс на победу.

Игроки, набравшие по одному жетону, продолжают игру до победителя – игрока, набравшего большее количество жетонов.

В случае, когда соревнуются команды,  по окончании игры,  подсчитывается общий балл для каждой команды, который складывается из суммы баллов, заработанных каждым игроком.

 

                                                11.

 

                 Игра « Будь осторожен! Проезжая часть!»

 

  Серьёзное отношение человека к правилам дорожного движения – не  просто безопасность его жизни, но и формирование его характера!

Каковы наши действия – такой строительный материал для  нашего характера. Человек – результат своих многомиллионных мыслей и действий! 

 

 Игра «Будь осторожен! Проезжая часть»!  даёт возможность детям повторить и закрепить правила движения на проезжей части дороги, концентрирует внимание детей  на том, что неукоснительное соблюдение дорожного распорядка – гарант безопасности и благополучия человека.

Игра направлена на профилактику безопасного поведения человека на дорогах, а так же способствует развитию культуры  взаимоотношений при работе в группе, коллективе.                                                                   

 

Правила игры.

 

В игре будут поочерёдно соревноваться две команды. Игроки обеих команд – это пешеходы.  

Организатор игры на протяжении всего игрового действия в любом порядке подаёт игрокам команды: ПЕРЕХОД! или ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ!

По команде ПЕРЕХОД пешеходы уверенно, с осознанием того, что они не являются нарушителями правил дорожного движения, идут по тому участку дороги, которая в игре обозначена, как пешеходная дорожка.

Команда ведущего – ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ! обозначает то, что  дорога открылась для движения машин, и пешеходы нарушают правила дорожного движения, двигаясь по проезжей части. 

Игроки, которые не успели покинуть пешеходную дорожку, становятся нарушителями правил дорожного движения  и выбывают из игры. 

 Каждый из игроков, не попавших в число нарушителей, приносит своей команде по одному баллу.

Общий балл команды складывается из суммы баллов, заработанных в ходе игры каждым из игроков.

 

                                                 12.

 

                                 Игра «Дарю улыбку»

 

  Всем вам хорошо знакомы строчки из известной  детской песенки о дружбе, которые звучат так: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба начинается с улыбки!» Без всякого сомнения – это именно так! Улыбка  – волшебница! Её понимают все люди на планете Земля, даже, если они не являются гражданами одной страны, не говорят на одном  языке. Свет улыбки  передаёт свет человеческого сердца,  в котором живут доброжелательность, любовь. дружелюбие! Когда вам улыбаются, хочется улыбнуться в ответ! Это происходит потому, что улыбка волшебным образом способна отражаться и умножаться. Она заразительна, и это здорово! Улыбка является украшением человека, спутницей радости, дружбы и счастья!

 

Игра «Дарю улыбку» способствует сплочённости детского коллектива, укреплению дружеских отношений, получению радостных эмоций,  счастливой биохимии человеческого организма.

 

Правила игры.

 

Все участники игры встают в круг. Каждый игрок  дарит свою улыбку соседу со словами:

 

Дарю тебе улыбки свет,

Мне подари её в ответ!

 

                              

 

                                                 13.

 

                              Игра «Я люблю  мою семью!»  

 

  Семья – самое дорогое, что есть у человека, основа его жизни, источник любви, дружбы, привязанности.   

С помощью семьи маленький  человек знакомится с окружающим миром, в котором ему предстоит проложить собственную жизненную дорогу. Здесь в семье идёт закладка духовной основы человека для его высоко нравственного поведения в будущем, для формирования культурного человека с красивой душой, формирование человека, как гражданина.

 

Игра «Я люблю  мою семью!» содействует пониманию детьми семьи, как источника любви, дружбы, взаимопомощи, радости и счастья.  Игра   даёт возможность детям признаться своей семье в любви к ней и поблагодарить её волшебным словом СПАСИБО!

 

Правила игры

Участники игры дружно, звонко произносят первые две строчки четверостиший, которые озвучивает организатор игры. 

 

Я люблю  мою семью, 

Ей СПАСИБО говорю!

 

 Одновременно с произнесением фразы «Я люблю  мою семью»  дети демонстрируют  сердечки, сделанные при помощи пальцев рук.

  

 

                1.

Я люблю  мою семью, 

Ей СПАСИБО говорю

За любовь и доброту,

Мир и сердца теплоту!

 

  

 

              2.

Я люблю  мою семью, 

Ей СПАСИБО говорю

За заботу и старанье,

Дружбу, радость, пониманье!

 

                   3.

Я люблю  мою семью, 

Ей СПАСИБО говорю

За умение прощать,

Подсказать и поддержать!

 

                 4.

Я люблю  мою семью, 

Ей СПАСИБО говорю

За доверье и согласье

И в моих делах участье!

 

                 5.

Я люблю  мою семью, 

Ей СПАСИБО говорю

За умение на 5

Труд любить и отдыхать!

 

                 6.

Я люблю  мою семью, 

Ей СПАСИБО говорю

За уют и радость дружбы – 

То, что нам для счастья нужно!

 

                                                               14.

 

                                   Игра « Алфавит»

 

 Алфавит русского языка – национальное достояние России, её историческая, культурная, интеллектуальная, духовная ценность.

Алфавит-колыбель письменности, источник образования, восхождение к мудрости. Алфавит – это то, с чего начинается любое дело человека, и является для всех нас необходимостью каждого дня.

Игра «Алфавит» способствует развитию чувства сплочённости детского коллектива, умению детей работать в команде, проявлять находчивость, смекалку, знания. 

 

Материалы:

 

– 2  набора  карточек с буквами А, А, В, И, Д, Л, О, Т, Ф, Ш.  

 

Правила игры.

 

  В игре участвуют две команды,   Каждый  из десяти игроков – представителей своей команды получает одну  карточку, то есть одну из десяти букв А, А, В, И, Д, Л, О, Т, Ф, Ш.  

По команде участникам игры необходимо образовать слово АЛФАВИТ, то есть  встать рядом друг с другом в одну линию обладателям тех букв, которые  образуют заданное слово АЛФАВИТ. 

Победителем становится команда, которая быстрее справится с заданием.

 

                                      

 

                                                15.

 

                         Игра «У каждой пчелы своя работа!»

 

  Это очень важно заботиться об окружающем нас мире, стараться не причинять ему вреда! Пчёлы – наши лучшие друзья! Они становятся героями мультфильмов! О пчёлах слагают песни и стихи. Пчела собирает цветочный нектар и цветочную пыльцу и перерабатывает  нектар в мёд, который поддерживает здоровье человека!

 

Игра «У каждой пчелы своя работа!» содействует пониманию детьми  необходимости жить в гармонии с окружающим миром, 

расширяет  знания детей  о пчёлах, развивает внимательность, собранность, ловкость, содействует сплочённости коллектива

                 

Правила игры.

 

Для участия в следующей игре, которая называется «У каждой пчелы своя работа!» приглашаются по три человека от каждой команды.  

Три игрока – это пчёлы. Из них первая пчела – пчела разведчица, вторая – пчела сборщица, третья – пчела приёмщица. Каждой  пчеле предстоит старательно выполнить свою работу.  Пчеле разведчице нужно написать маркером на листе бумаге печатными буквами слово МЕДОНОС и передать маркер пчеле сборщице, которой, в свою очередь, на том же листе бумаги необходимо написать слово НЕКТАР и также передать эстафету следующему игроку, то есть пчеле  приёмщице. Пчела приёмщица должна написать слово МЁД. 

Побеждает та команда, игроки которой первыми закончат работу!

 

                                        

 

                                                  16.

 

                           Игра «Мы наших мам благодарим!»

 

  Мама – главный  человек для каждого из нас. Мама дарит нам жизнь! «Моя мамочка самая лучшая на свете. Я её очень сильно люблю!»  Не секрет, что так же скажут о своих мамах все любящие дочери и сыновья. Наши мамы достойны того, чтобы им посвящали стихи!

 

Игра «Мы наших мам благодарим!»  предоставляет  детям возможность в атмосфере праздника 8 Марта выразить  благодарность своим  дорогим мамам и проявить лучшие человеческие качества – умение любить и благодарить!

 

  

 Материалы:  

 

  – листы белой бумаги.

 

Правила игры.

 

Первый этап.

 

Дети встают в общий круг. Им необходимо внимательно слушать слова организатора игры и старательно выполнять то, что им предлагается  по ходу  игры.

 

Ведущий направляет:

 

Мы наших мам благодарим,

Мы им СПАСИБО говорим!

(дети хором говорят СПАСИБО)

 

Желаем долгих лет,

Им  дарим сердца свет!

(дети демонстрируют сердечки, сложенные  руками.)

 

И ещё аплодисменты

(дети аплодируют)

 

И, конечно, комплименты!

(по кругу участники игры произносят добрые, благодарные слова для своих милых мам.)

 

Второй этап игры.

 

 Все участники игры делятся на две команды и получают следующее задание. Необходимо написать самое дорогое для человека  слово МАМА, но не обычными заглавными буквами! Прямая линия каждой буквы будет образована расположенными  друг за другом сердечками, которые поочерёдно нарисуют красным маркером игроки. Выигрывает та команда, которая быстрее и качественнее выполнит задание.

 

                           

                                    

                                    

 

                                                       17.

 

                                 Игра   «Это мамочка моя!»                                 

 

 Мама – ангел хранитель человека в его земной жизни, источник безусловной любви и безграничной преданности, хранительница семейного очага, проводник добра и света! Человек, который учит надеяться, верить и любить, замечать, ценить красоту окружающего мира и откликаться на неё! 

 

Игра   «Это мамочка моя!»  способствует формированию и развитию в детях духовно –  нравственных качеств характера:  заботливого, уважительного, доброго, благодарного   отношения к матерям;

–  содействует восприятию  детьми  матери, как самого близкого и дорогого человека, неустанно стремящегося помочь своему ребёнку быть успешным и счастливым на его жизненной дороге.                               

 

Правила игры.

 

 Организатор игры произносит две первых стихотворные строчки четверостишия, а дети звонко, радостно, дружно добавляют третью и четвёртую строчки, которые звучат так: 

 

Вам скажу сердечно я:

– Это мамочка моя!

 

                          1.

Кто ждал появленье твоё с нетерпеньем

И любит тебя от момента рожденья?

Вам скажу сердечно я:

– Это мамочка моя!

 

                        2.

Учил тебя кто говорить и ходить

И кто тебя учит воспитанным быть?

Вам скажу сердечно я:

– Это мамочка моя!

 

                        3.

Кто лаской, заботой тебя окружает,

Здоровья, успехов и счастья желает?

Вам скажу сердечно я:

– Это мамочка моя!

 

                         4.

Кто учит тебя неудач не бояться

И верить в себя, чтоб побед добиваться?

Вам скажу сердечно я:

– Это мамочка моя!

 

                          5.

 

Кто делит с тобой твою радость и слёзы,

Чьё сердце прекрасней, нежнее, чем розы?

Вам скажу сердечно я:

– Это мамочка моя!

 

                                  6.

 

Кто нам прививает терпенье, усердье,

Кто учит добру нас любви, милосердью?

Вам скажу сердечно я:

– Это мамочка моя!

 

                            7.

 

С кем жизнь и теплей, и светлей, и добрее

И кто, словно солнце нам светит и греет?

Вам скажу сердечно я:

– Это мамочка моя!

 

                           8.

 

Кому посвящаем стихи мы и песни,

Кто рядом с тобою, как Ангел небесный?

Вам скажу сердечно я:

– Это мамочка моя!

 

                            9.

 

Кто дал тебе жизнь и с тобой неразлучен?

Кто просто уверен, что ты самый лучший?

Вам скажу сердечно я:

– Это мамочка моя!

 

В игре побеждают искренность, радость, чувство благодарности всех участников игры!

 

                                             

 

                                     Загадки

 

  Дорогие ребята, загадки, которые вам предстоит разгадать составлены по сказкам всемирно известных, замечательных отечественных писателей: Корнея Ивановича Чуковского, Алексея Константиновича Толстого, Сергея Владимировича Михалкова, Сергея Тимофеевича Аксакова. 

А так же популярных зарубежных писателей: Шарля Перо, Ганса Христиана Андерсена. Они, бесспорно, достойны того, чтобы мы знали их имена. Возможно, кто–то из вас в будущем тоже станет писателем и напишет  свои сказки, дети их полюбят, и тогда они останутся жить в веках, будут переходить из поколения в поколение, принося радость своим читателям. 

 

Первая загадка   

                             

Неумытым с ним  не будешь,

Как не мыться позабудешь.

Он  мочалок командир!

Чистоплотный – (Мойдодыр!)

 

Замечательно! Это Мойдодыр!

 

Я напомню вам название произведения и его автора. Есть желающий среди игроков, кто сможет сделать это вместо меня?

 

Произведение называется« Мойдодыр».

Автор сказки – Корней   Иванович Чуковский.

 

Загадка вторая

 

Из полена он родился,

Отличался носом длинным. 

Папа Карло им гордился.

Звал его он (Буратино!)

 

Правильно! Это Буратино – главный герой произведения. Какого? Среди вас, дорогие друзья, есть тот, кто знает название  произведения и имя его автора? 

 

Правильно! Название произведения – «Золотой ключик или приключения Буратино».

Автор произведения  – Алексей Константинович Толстой.

 

Слушаем третью загадку

 

Приходила на базар, 

Покупала самовар!

Всех на праздник приглашала,

Чаем сладким угощала:

Это все о щедрой мухе,

Славной мухе (Цокотухе)

 

Правильно! Муха Цокотуха – главная героиня одноимённой сказки.

Автор произведения – Корней  Иванович Чуковский

 

Четвёртая загадка

 

Ростом с дюйм, совсем – мала,

Всё же ласточку спасала!

У крота она жила:

Очень – очень тосковала.

Даже, если б крот дарил

Ей всегда обновочки,

Он в себя бы не влюбил 

Девочку (Дюймовочку)

 

Правильно! Это  Дьюмовочка!

 

Вспоминаем вместе название произведения, а также имя автора.

 

Произведение называется  « Дюймовочка»

Автор сказки – датский писатель  Ганс Христиан Андерсен

 

Пятая загадка

 

Он катился по дороге,

Уносил от волка ноги.

От лисы уйти не смог.

Кто же это?  (Колобок). 

 

Правильно!  Это Колобок!

Произведение: «Колобок»

 

Сказку составил народ, а потому она народная!

 

Шестая загадка

 

– Он добрейший, – говорят. –

Лечит птичек и котят.

Где болело – не болит!

Кто он? Доктор (Айболит)

 

Правильно! Это доктор Айболит!

 

Как называется произведение и кто его автор? 

Произведение: «Доктор Айболит»

Написал сказку Корней Иванович Чуковский

 

Седьмая загадка

 

Трое братьев – хвост крючком,

Распевали песни звонко.

Каждый взялся строить дом.

Кто они? Три (поросенка)

 

Да это так!  Три поросёнка!

 

Вместе вспоминаем название произведения, а также имя его автора.

Произведение: «Три поросенка»

Автор: Сергей Владимирович Михалков

 

 Восьмая загадка

 

Девочка к бабушке шла по тропинке,

Шла через лес с пирожками в корзинке.

Девочка эта, поистине, лапочка,

Как же зовут её? ( Красная Шапочка)

 

Как называется сказка, и кто её написал?

Произведение: «Красная Шапочка»

Автор: французский писатель  Шарль Перо

 

Девятая загадка

 

Не просила у отца

Дочь ни тканей, ни ларца.

– Привези  ты  маленький

Мне (цветочек аленький)

 

 Замечательно! Это аленький цветочек!

Среди вас, дорогие друзья, есть тот, кто знает название  произведения и имя его автора? 

 

Сказка называется  «Аленький цветочек»

Автор произведения –  Сергей Тимофеевич Аксаков 

 

 

“Игры и загадки”