автор: Перминова Ольга Геннадьевна
Учитель-логопед
ШМДОКУ детский сад «Солнышко» пгт Ленинское Шабалинского района Кировской области

Проект: «Биоэнергопластика — фундамент развития артикуляционного аппарата»

Проект: «Биоэнергопластика — фундамент развития артикуляционного аппарата»

Образовательная область: Речевое развитие.

Вид проекта: исследовательский, практический.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Начало проекта: октябрь 2023 года 

Окончание проекта: май 2024 года. 

Автор проекта: учитель-логопед Перминова О.Г.

Участники: дети средней группы, педагоги группы.

Риск проекта: (частые пропуски детей по причине болезни, карантин). 

Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. 

     Артикуляционная гимнастика способствует развитию артикуляционного аппарата и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата мы решили использовать метод – биоэнергопластики. 

    Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

 

    «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи ¬ язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. 

      Использование данного метода ускорит исправление нарушение звуковой культуры речи у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями

Цель проекта: 

-внедрить в практику коррекционной работы ДОУ метод «биоэнергопластики». Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата необходимых для правильного произношения звуков. 

Задачи: 

1.Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с фонетической ритмикой, методом мануального сопровождения; 

2.Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений; 

3.Обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками. 

4.Создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук; картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению;картотека специально разработанных сказок; перчатки: Квики и Кваки)

 5.Провести коррекционные занятия, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со сложными речевыми нарушениями 

  1. Привлечь воспитателей к работе по применению данного метода в работе с детьми; 

7.Проанализировать результативность работы. 

Правила биоэнергопластики:

 1.Лучше выполнять упражнения 3-¬4 раза в день по 3-¬5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к сложным; 

  1. Каждое упражнение выполняется по 5-¬7 раз. 

3.Статические упражнения выполняются по 10-¬15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4.Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5.Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

6.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

7.Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. 

 

План проекта: 

I.Диагностический: 

  1. Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата. 
  2. Диагностика звукопроизношения. 

II.Подготовительный: 

  1. Формулирование проблемы. 
  2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики» 
  3. Разработка проекта. 
  4. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий. 

III.Основной: 

  1. Проведение занятий: 

-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;

 -упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;

 -артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка. 

  1. Проведение консультаций для педагогов. 
  2. Создание картотеки упражнений, сказок. 
  3. Итоговый 
  4. Показ театра пальчиков и языка. 
  5. Диагностика звукопроизношений детей.

Ожидаемые результаты: 

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. 

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. 

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь

Проект: «Биоэнергопластика — фундамент развития артикуляционного аппарата»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram