автор: Пермякова Надежда Константиновна
Учитель класса “Особый ребенок” МБОУ “Школы № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие мелкой моторики у обучающихся с ТМНР во время учебной и внеурочной деятельности».
Слайд 1.Моя методическая тема перед вами на экране.
Одним из факторов развития ВПФ у детей является развитие мелкой моторики. Мелкая моторика- это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Формирование движений в кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием слухового и зрительного анализатора, а также координацией движений, пространственной ориентировки, т.е развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления. Слайд 2. Именно поэтому, я начинаю свои уроки с зарядки для пальцев рук. У детей с умственной отсталостью долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действии обеих рук. Нарушение моторики руки мешает движения точности силы и координированности.
Слайд3. Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью действуют хаотично при обследовании предметов, не умеют работать 2-мя руками одновременно. Например, при работе с бумагой, пластилином. У ребенка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления этого требуется проведение целенаправленной коррекционно- педагогической работы.
Слайд 4.Особым моментом в работе, я считаю педагогическое сопровождение учащихся с ТМНР в процессе стимулирования их на учебно- познавательную деятельность.
Слайд 5, 6, 7, 8, 9. Поэтому, на уроке РАК использую дидактический материал «Учим гласные играя». В ходе данной деятельности, мною была отмечена активизация познавательной деятельности, проявление живого интереса к данному материалу, что отразилось на получении положительной динамики в плане развития мелкой моторики у обучающихся.
Слайд 10, 11. На уроках «Математические представления» использую дидактический материал по Мантессори «Математические дорожки», где работа построена также на координацию движений и пространственной ориентировки, т.е в формировании «алгоритма движения» в виду недостаточности кинетической основы произвольного действия.
Слайд 12, 13, 14, 15, 16. В классе оборудована предметно-развивающая среда для развития ВПФ. Поэтому на своих уроках я уделяю должное внимание дидактическим играм, упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движения рук:
– шнуровки, застежки
– игры с мозаикой
– игры с прищепками
– игры с мелкими и крупными предметами (природным материалом, зернами)
Слайд 17. Также стараюсь научить родителей грамотно мотивировать детей на получение продуктов их творческой деятельности, овладению приемом «Рука в руке». На мастере – классе совместно изготовили открытку «Подарок бабушке».
Слайд 18. На каждом уроке я включаю упражнения на развитие диафрагмального дыхания для нормализации уровня кислорода в крови.
Слайд 19. Все мы знаем шарики су джок, которые оказывают положительное воздействие на биологически активные точки ладони, не прилагая особых усилий.
Подводя итог, могу сказать, что систематическая и целенаправленная работа, дает положительный результат. У детей с ТМНР рука приобретает уверенность, а пальцы становятся более гибкими, что имеет важное значение для дальнейшей практической деятельности: часть обучающихся способны различать цвет, форму предмета.
Слайд 20. Такие уроки дисциплинируют, вызывают усидчивость, внимание, благотворно влияют на эмоциональный настрой.