автор: Петухова Светлана Владимировна

Преподаватель фортепиано МБУ ДО “ДШИ г.Дивногорска”

“Основы импровизации и сочинения в классе фортепиано”

 

Методическая разработка

«Основы импровизации и сочинения в классе фортепиано».

разработчик  преподаватель

МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска»

Петухова Светлана Владимировна

 

       Импровизация – это качество, присущее природе человека. Термин импровизация означает внезапная, неожиданная. Это одновременное создание и исполнение музыки, без предварительной подготовки. Импровизация лежит в основе человеческого общения, то есть в разговорной речи, в языке движений, красок, звуков, и потому более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Присущее детям непосредственное восприятие окружающего мира, их неуемная фантазия – благодатная почва для развития природной способности к импровизации.

     Занятия импровизацией и сочинением имеют, несомненно, большое  значение для воспитания и обучения в классе фортепиано. Они направлены на развитие музыкально-творческих способностей учащихся, их музыкально-образной фантазии, музыкального мышления, на познание самого процесса сочинения музыки.

      Занятия импровизацией помогают грамотно исполнять музыкальные произведения, учащиеся намного лучше понимают логику формы, законы гармонии, мелодического развития, способы и средства развития музыкальной мысли. Развивается умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании  в дальнейшем музыкальных произведений. Также развиваются навыки чтения с листа и транспонирования музыкальных произведений разных жанров и форм. Развивается интерес у учащихся к музыкальному искусству.

       На начальном этапе обучения игре на инструменте в течение первых месяцев дается блок  необходимых знаний, умений и навыков импровизации. Идет одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, импровизировать. Повышается эффективность овладения каждым навыком в отдельности, что обеспечивает целостный, системный подход к обучению.

На первых уроках дети знакомятся с инструментом, с клавиатурой, записью нот и ритмической записью, играют на инструменте простые песенки, попевки и упражнения.  Элементы импровизации должны присутствовать на занятиях с самого первого урока практически в любом виде деятельности (в работе над ритмом, интонированием, исполнением и т.д.). Простота и доступность занятий импровизацией благотворно и всеобъемлюще  помогают в работе с начинающими пианистами: облегчает постановку рук, так как ученики не связаны конкретным нотным материалом. Например, упражнение «марширующие гномы» (или паучки, крабы, кузнечики). Можно рассказать историю о забавных гномиках, которые шагают ножками (работают  разные пальцы : 2 и 3, 2 и 4 и т.д.). Это упражнение для одной руки. Далее задача усложняется, дается команда «шагать» двумя руками, причем с названием разных пальцев для правой и левой руки. Рассказать, как гномики носят тяжелый рюкзак, осторожно передают его из одного пальца в другой, из одной руки в другую. Как осторожно ходят по мостику (игра на черных клавишах). Как потеряли рюкзачки и стали грустными и т.д. Ребенок применяет разные штриховые выражения. Он может придумать и свою историю и вместе с учителем ее исполнить. Такие упражнения очень простые, интересные  и нравятся детям.

При изучении темы регистры педагог может рассказать и озвучить сказку «Колобок». В разных регистрах можно сочинить и сымпровизировать   героев сказки. Как веселый колобок убежал от деда с бабой и покатился   по дороге (применить прием  «глиссандо» – это очень нравится детям и они с удовольствием пытаются тоже так повторить). На небольших мелодиях показать образы зайчика в верхнем регистре, злого волка и медведя в нижних регистрах.  Хитрую лисичку исполнить в среднем регистре и в конце сказки, когда колобка съедает лиса, неожиданно нажать кластеры на черных клавишах. Ребенок включается в игровой процесс и с удовольствием сам пытается придумать  свои мелодии, попевки для разных героев. В дальнейшем при игре можно вместе с ребенком раскрасить сказку и дополнительными элементами (пением птичек, каплями дождя, веселым ручейком и т.д.). Также вместе с учеником  можно сочинять и импровизировать на темы других сказок.

Элементы импровизации и сочинения позволяют развивать ритмические способности ученика с первых уроков.  Объясняется, что музыка-искусство существующее во времени. Даются понятия – темп и пульс музыки. Можно поиграть в игру «Я буду музыкой, а ты моим пульсом». Ребенок простукивает пульс различных музыкальных отрывков, которые играет педагог.

Можно поиграть в новую игру «Шаги». Рассказать небольшую историю, как мама гуляет с малышом в парке. Мама идет спокойными большими шагами, а малыш – маленькими. Мамины шаги стучим и произносим на слог «та», а малыша на слоги «ти-ти». Мама и малыш гуляют вместе, поэтому одной рукой стучим шаги мамы, другой – шаги малыша.  Если ученик затрудняется при простукивании шагов необходимо помогать ему своими руками. Далее упражнение усложнять: чередовать шаги мамы и малыша, потом мама и малыш меняются местами, соответственно менять шаги в руках – мама справа, малыш слева. Потом подошел папа или бабушка. Шаги стали большими, медленными, пульс успевает ударить по два раза. Такие шаги произносить на слог «ту – у». Так можно стучать двумя руками, придумать и записывать, кто идет, кто с кем гуляет.

Затем  приступаем к записи. «Пульс» записывается вертикальными палочками, а спокойный «шаг» – четвертями.

Предложить ученику самому написать схемы для любых игрушек или персонажей сказок. Получится игра «Чьи это шаги?». Ребенок, играя, объясняет, кто идет, кто приближается или кто уходит.  Можно поиграть в эту игру с учителем, угадывая шаги друг друга. Затем эти схемы хорошо поиграть на инструменте, например на двух клавишах. Тогда это не просто две ноты, а музыка шагов, с образами, ритмами, высотой звука, темпом, динамикой.

После того как освоен начальный этап развития метро-ритмического чувства переходить к более сложным ритмическим упражнениям, начиная от медленного темпа заканчивая быстрым. Все упражнения проходить по нескольку  раз. В левой руке пульс простукивать четвертями, а в правой различными длительностями: четвертями, восьмыми, шестнадцатыми (на слог «тили-тили»), в дальнейшем усложняем триолями, синкопами, пунктирным ритмом. Можно придумать и написать схемы ритмов и на их основе  импровизировать вместе с преподавателем.

Дальше переходить к импровизации ритмов на инструменте. Преподаватель играет аккомпанемент, ученик одной рукой импровизирует, используя  для начала три ноты, затем пять. Главная задача в таком задании придумать интересный ритм. Использовать длинные и короткие ноты, триоли, пунктир,  синкопы, а затем это же повторить голосом. Можно придумать интонационное зерно и развить его мелодически. На этом этапе ребенка учится понимать, что такое интонация и как из нее вырастает мелодия. Мелодия должна быть очень простой и несложной. Все это весьма   способствует творческому развитию и дает воображению и фантазии ребенка большую свободу.

Начинать работу в этом направлении нужно таким образом.

1 упражнение. Сначала ребенок по слуху подбирает ноту, подходящую к аккорду в аккомпанементе педагога. Затем от этой ноты начинать двигаться вверх или вниз, по возможности плавно, без скачков, дойдя до любой ноты, постоять и пойти обратно.  Этим достигаются такие цели, как ритмическая окраска, чувство фразы, интонирование на музыкальном фоне, квадратность формы.

2 упражнение. Ученик сам играет аккомпанемент, преподаватель импровизирует. Аккомпанемент включает в себя легкую сетку по тональностям до мажор, ля минор, фа мажор, соль мажор в различных видах изложения (аккордовый, медленное арпеджио, бас + аккорд).

3 упражнение. Ученик играет аккомпанемент левой рукой аккордами  по сетке: I-VI-IV-V ступени. А правой рукой отстукивает ритм импровизации.

4 упражнение. Ученик поет голосом импровизацию и аккомпанирует себе аккордами или басом по четыре, по две, по одной ноте в такте.

5 упражнение. Ученик играет  небольшую импровизацию на одной, двух, трех нотах и аккомпанирует  себе аккордами или басом по четыре ноты в такте.

Делать первые шаги по импровизации и сочинению можно в разных регистрах инструмента. Объяснить ребенку, что верхний регистр это мир неба,  в небе живут птицы, светит солнышко, идет дождь. В среднем регистре живут люди, прыгают зайчики, играют музыканты, это мир человеческого голоса и мир игрушек. Нижний регистр – это мир океана и подземелья, сказочных существ, страшных сказок, а еще это мир гнева и страха.  

Можно сочинять только на черных клавишах  или только на белых и это будет всегда прекрасная мелодия. Например, сочиняя мелодию в верхнем регистре, нажимать звуки на черных клавишах  по очереди правой и левой как капли дождя. Затем левой рукой играть одну ноту и подсоединить к ней небольшую мелодию в правой руке. Стараться повторить интересный мотив еще раз. Затем правой рукой играть  капли, а левая рука ведет мелодию, повторить мотив как в начале, в первой части. И в конце завершить мелодию взятием сразу нескольких звуков (выглянуло солнце) или на глиссандо (показалась радуга).

Таким же приемом сочинять мелодию и в среднем регистре, но добавить игру по двум рядом находящимся  клавишам правой и левой руками по восходящей линии. В конце импровизации опять повторить первую часть. Так постепенно добавляются новые краски в импровизации.

В нижнем регистре, в мире океана, поиграть левой рукой звуки  большими волнами, в медленном темпе. Сыграть волны, повторяя несколько раз. Далее подсоединить правой рукой мелодию океана. Во второй части добавить двойные ноты двумя руками по восходящей и нисходящей линии и повторить первую часть.

После сочинения мелодий в разных регистрах делать комбинации регистров (например, гремит гром-в нижнем регистре, мелодию дождя, пение птиц  в верхнем регистре).

Необходимо обращать внимание на развитие музыкально-ритмического чувства у учащихся. Например, ученики должны выразительно передавать равномерно звуки капели, цокание копыт и т.п. Первые задания должны быть связаны с произведениями, темпы которых одинаковы. Затем включать пьесы с резко контрастными темпами и ритмами.  В процессе выполнения этих упражнений ученику предлагается передать пульс музыки, заострять внимание на особенностях характера произведений. Первые мелодии будут сочиняться на тексты прибауток, скороговорок, считалок как последовательности точных и вариантных повторений одного мотива. Для активации творческого потенциала учащихся полезно и нужно сочинять мелодии, небольшие стихи и рассказы, сказки, рисовать к ним рисунки и т.д. Усложнение заданий на сочинение мелодий осуществляется в определенной последовательности. Это сочинение мелодий: на тексты, на стихи с определенным настроением, на заданный мотив с последующим его варьированием, на заданную гармоническую схему.

По мере накопления музыкальных  впечатлений усложняются приемы работы с мотивами и фразами. В дальнейшем при сочинении своих пьес ученики должны понимать и применять такие термины, как «вопрос», «ответ», кульминация, повторение, завершение. Ученик должен слышать и чувствовать вокальные свойства мелодии – линию развития, яркие интонации, мелодические дыхания, динамические нюансы.

При сочинении и импровизации мелодий можно  применять следующие типы мелодического изложения. Повторение одного, нескольких звуков, опевание какой-либо ступени или ступеней , поступенное движение вверх или вниз (из 3,4,5 звуков), поступенное движение по звукам мажорной, минорной,   хроматической, целотонной гаммы. Можно сочинять по звукам трезвучия, септаккордов, импровизацировать способом секвенций или на основе 4-х видов трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное трезвучия). Сочинение в пентатонике, импровизация на заданный ритм, аккордовое, интервальное изложение мелодии, изложение мелодии в виде пассажей, сочинение мелодии с применением различных украшений (форшлаги, трели, морденты, группето, глиссандо, тремоло). Полифоническое изложение мелодии, использование аккордов-кластеров, импровизация мелодии  и ее зеркального отражения, атональные мелодии.

Сочинение мелодии может быть в форме периода,  куплетной формы (запев-припев). В простой трехчастной форме,  где средняя часть может быть в другой тональности, в другом ладу,  может быть контрастная.

Сформулированы пять  правил, на основе которых должны осуществляться и сочинение и импровизация. Первое правило- минимальными средствами достигать максимальной выразительности. Второе правило – ритмическое единство. Третье правило – интонационное единство. Четвертое правило – повторность музыкальных построений и пятое правило – оригинальность мелодий.

При сочинении и импровизации  педагог может предложить ученику варианты названий мелодий. В дальнейшем сам ученик может придумывать название для своих пьес и сочинений.  

Самое главное в импровизации больше раскованности и творческой свободы, иметь огромное желание импровизировать, сочинять и не бояться неудач. А задача преподавателя развить и активизировать творческое начало личности ребенка.

Список используемой литературы:

 

  1. Дмитриева Л.Г. Развитие у первоклассников чувства формы в процессе  элементарного музицирования. Музыкальное воспитание в школе. Сост.О.А.Апраксина.М.1979.
  2. Ригина Г.С. Вокальная импровизация в первом классе. Музыкальное воспитание в школе. Сост. О.А. Апраксина. М.1978.
  3. Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Аллегро. Методические рекомендации М.2003.
  4. Шатковский Г.И. сочинение и импровизация мелодий. Мелодическая разработка для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. М.1969.
  5. Видеоуроки. Импровизация и сочинение на рояле. Т.И.Смирнова.

 

“Основы импровизации и сочинения в классе фортепиано”