автор: Писарева Валентина Александровна
воспитатель
МК ДОУ д/с №10 город Павловск Воронежской области

Статья «ФОП ДО: новый раздел программы воспитания. Духовно- нравственное направление воспитания».

В подготовительной группе «Б» царит немного грустная атмосфера, так как еще чуть- чуть и  наши дети уже не будут воспитанниками детского сада. Все занятия, обеды, прививки, прогулки, тихий час и игры скоро останутся позади. Дети сами сделали календарь обратного отсчета и ждут одновременно радостный и грустный момент – выпускной. В последнее время они все чаще играют в сюжетно- ролевую игру “Школа”, которая помогает им лучше подготовиться к новому этапу в своей жизни. Вот и сегодня игра началась с находки волшебного колокольчика, который превратил детский сад в школу, а наших дошколят в учеников! 

Они побывали на уроке математики и русского языка, с удовольствием решали задачи и примеры, находили соседей числа, обводили числа больше и меньше числа 10,составляли слова и предложения, подбирали к слову противоположное по значению слово, называли предметы во множественном числе. Весело и полезно прошла переменка в школьной столовой. 

Сюжетно-ролевая игра «Школа» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться, понимание того, что делают дети и взрослые в школе, какие обязанности есть у каждого. Эта игра воспитывает у детей желание учиться, ведь очень скоро они станут настоящими школьниками.

Выступление  на тему: ФОП ДО: новый раздел программы воспитания. Духовно- нравственное направление воспитания.

Подготовила: Писарева В.А.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874.Состоит из целевого, содержательного и организационного разделов. (слайд 2)

В содержательный раздел Федеральной программы входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению. Программа позволяет реализовывать одну из основных функций дошкольного образования- воспитание ребенка как гражданина России.

 В содержании воспитательной программы ФОП ДО выделяют 7 направлений: (слайд 3)

  • Духовно-нравственное направление воспитания;
  • Патриотическое направление воспитания;
  • Социальное направление воспитания;
  • Познавательное направление воспитания;
  • Физическое и оздоровительное направление воспитания;
  • Трудовое направление воспитания;
  • Художественно – эстетическое направление воспитания.

Основой духовно-нравственного воспитания (слайд 4) является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. 

Согласно ФГОС система духовно-нравственного воспитания дошкольников включает следующие направления:

  • обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
  • эстетическое развитие детей;
  • формирование потребностей в здоровом образе жизни;
  • сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.

Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально –ответственному поведению.

Задачи:

– приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

– воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой родине, уважительное отношение к государству.

Основные ценности духовно- нравственного воспитания: жизнь, милосердие, добро. Проблема воспитания духовно- нравственных качеств у детей не ослабевала никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции:

  • Книги ушли на второй план, т. к. их место заняли телефоны, компьютеры и телефоны;
  • Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

И именно поэтому, у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости. Все мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается основа духовно-нравственных ценностей. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам народной культуры. Старинная мудрость напоминает нам«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Организация духовно- нравственного воспитания в нашем ДОУ:

  • Педагоги детского сада в непосредственно организованной образовательной деятельности знакомят детей с народным фольклором, ставят театрализованные представления, оформляют выставки детского творчества, проводят беседы духовно-нравственного содержания, осуществляют проектную деятельность, проводят православные праздники и экскурсии по достопримечательностям родного города.
  • Важную роль в этом направлении играет знакомство с родным языком, и поэтому мы в своей работе с детьми стараемся больше читать, заучивать, пересказывать и разбирать произведения устного народного творчества (сказки, пословицы, песенки, поговорки, загадки и т. д.).
  • Так же, немало важную роль в духовно- нравственном направлении играют народные праздники, такие как: Рождество, Покровская ярмарка, Масленица, Пасха и многие другие, в организации которых принимают участие как дети так и родители воспитанников.
  • -Мини- музей «Русская изба»в рекреации сада.. Цель – расширение знаний детей об истории и народных традициях, знакомство с предметами быта старины, воссоздание культурных ценностей русского народа. Образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняная посуда, самовары, расписные прялки и другие экспонаты открывают особенности русского быта и творчества.
  • В каждой группе знакомятся с образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Гжельская, Городецкая росписи, Дымковская и Филимоновская игрушки, по которым оформлены альбомы с образцами работ.
  • Волонтерская деятельность и благотворительные акции.

Планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.

Целевые ориентиры ребенка к 3м годам: Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту.

Целевые ориетиры на этапе завершения освоения программы: Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора.

Хотелось бы отметить, что без помощи родителей невозможно проводить работу ни по одному из направлений. Поэтому, нам приходиться убеждать их в необходимости духовно- нравственного воспитания именно с дошкольного возраста. Стараемся привлекать родителей для совместных мероприятий, в результате чего дети постоянно чувствуют от них постоянную поддержку. Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. Ведь мы все хотим видеть наших детей счастливыми, добрыми, умными и довольными.

Статья «ФОП ДО: новый раздел программы воспитания. Духовно- нравственное направление воспитания».