автор: Писарева Валентина Александровна
воспитатель
МК ДОУ д/с №10 город Павловск Воронежской области
Статья «ФОП ДО: новый раздел программы воспитания. Духовно- нравственное направление воспитания».
В подготовительной группе «Б» царит немного грустная атмосфера, так как еще чуть- чуть и наши дети уже не будут воспитанниками детского сада. Все занятия, обеды, прививки, прогулки, тихий час и игры скоро останутся позади. Дети сами сделали календарь обратного отсчета и ждут одновременно радостный и грустный момент – выпускной. В последнее время они все чаще играют в сюжетно- ролевую игру “Школа”, которая помогает им лучше подготовиться к новому этапу в своей жизни. Вот и сегодня игра началась с находки волшебного колокольчика, который превратил детский сад в школу, а наших дошколят в учеников!
Они побывали на уроке математики и русского языка, с удовольствием решали задачи и примеры, находили соседей числа, обводили числа больше и меньше числа 10,составляли слова и предложения, подбирали к слову противоположное по значению слово, называли предметы во множественном числе. Весело и полезно прошла переменка в школьной столовой.
Сюжетно-ролевая игра «Школа» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться, понимание того, что делают дети и взрослые в школе, какие обязанности есть у каждого. Эта игра воспитывает у детей желание учиться, ведь очень скоро они станут настоящими школьниками.
Выступление на тему: ФОП ДО: новый раздел программы воспитания. Духовно- нравственное направление воспитания.
Подготовила: Писарева В.А.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874.Состоит из целевого, содержательного и организационного разделов. (слайд 2)
В содержательный раздел Федеральной программы входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению. Программа позволяет реализовывать одну из основных функций дошкольного образования- воспитание ребенка как гражданина России.
В содержании воспитательной программы ФОП ДО выделяют 7 направлений: (слайд 3)
- Духовно-нравственное направление воспитания;
- Патриотическое направление воспитания;
- Социальное направление воспитания;
- Познавательное направление воспитания;
- Физическое и оздоровительное направление воспитания;
- Трудовое направление воспитания;
- Художественно – эстетическое направление воспитания.
Основой духовно-нравственного воспитания (слайд 4) является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях.
Согласно ФГОС система духовно-нравственного воспитания дошкольников включает следующие направления:
- обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
- эстетическое развитие детей;
- формирование потребностей в здоровом образе жизни;
- сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.
Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально –ответственному поведению.
Задачи:
– приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
– воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой родине, уважительное отношение к государству.
Основные ценности духовно- нравственного воспитания: жизнь, милосердие, добро. Проблема воспитания духовно- нравственных качеств у детей не ослабевала никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции:
- Книги ушли на второй план, т. к. их место заняли телефоны, компьютеры и телефоны;
- Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
И именно поэтому, у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости. Все мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается основа духовно-нравственных ценностей. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам народной культуры. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Организация духовно- нравственного воспитания в нашем ДОУ:
- Педагоги детского сада в непосредственно организованной образовательной деятельности знакомят детей с народным фольклором, ставят театрализованные представления, оформляют выставки детского творчества, проводят беседы духовно-нравственного содержания, осуществляют проектную деятельность, проводят православные праздники и экскурсии по достопримечательностям родного города.
- Важную роль в этом направлении играет знакомство с родным языком, и поэтому мы в своей работе с детьми стараемся больше читать, заучивать, пересказывать и разбирать произведения устного народного творчества (сказки, пословицы, песенки, поговорки, загадки и т. д.).
- Так же, немало важную роль в духовно- нравственном направлении играют народные праздники, такие как: Рождество, Покровская ярмарка, Масленица, Пасха и многие другие, в организации которых принимают участие как дети так и родители воспитанников.
- -Мини- музей «Русская изба»в рекреации сада.. Цель – расширение знаний детей об истории и народных традициях, знакомство с предметами быта старины, воссоздание культурных ценностей русского народа. Образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняная посуда, самовары, расписные прялки и другие экспонаты открывают особенности русского быта и творчества.
- В каждой группе знакомятся с образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Гжельская, Городецкая росписи, Дымковская и Филимоновская игрушки, по которым оформлены альбомы с образцами работ.
- Волонтерская деятельность и благотворительные акции.
Планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
Целевые ориентиры ребенка к 3м годам: Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту.
Целевые ориетиры на этапе завершения освоения программы: Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора.
Хотелось бы отметить, что без помощи родителей невозможно проводить работу ни по одному из направлений. Поэтому, нам приходиться убеждать их в необходимости духовно- нравственного воспитания именно с дошкольного возраста. Стараемся привлекать родителей для совместных мероприятий, в результате чего дети постоянно чувствуют от них постоянную поддержку. Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. Ведь мы все хотим видеть наших детей счастливыми, добрыми, умными и довольными.