автор: Писарева Татьяна Сергеевна
учитель-логопед
Москва, ГБОУ Школа №2025

Нейропсихологические технологии в логопедии.

                       Тема. «Нейропсихологические  технологии в логопедии»

 Проблема профилактики, коррекции и развития речевых процессов у детей с нарушением интеллекта на данный момент является одной из актуальных. Это связано с тем, что практически 90% поступающих в школу нашего типа  обучающиеся имеют нарушения устной и письменной речи. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (стандарт для обучающихся с умственной отсталостью) Нейропсихологические технологии развития речи включены в реестр федеральных государственных стандартов школьного образования с 2015 года.

 «Нейропсихологические  технологии в логопедии» или другими словами нейрокоррекция: это нейропсихологический подход в области логопедии и дефектологии   с помощью комплекса коррекционно-развивающих приёмов  позволяющих развивать дефицитарные функции выявленные в процессе логопедического, нейропсихологического обследования. 

     Применение   в коррекционной практике  нейрокоррекция    опираемся на сохранные функции мозга и включает в работу компенсаторные функции,  представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию повреждённых функций головного мозга.       Активизируя природные механизмы работы мозга действуют на структуру дефекта, тем самым помогают стимулировать  развитие ребенка в соответствии с его возможностями, осуществляют  максимальным образом коррекцию нарушенных функций, способствуют улучшению эмоционально-волевой сферы. При интеллектуальных нарушениях у ребенка, мы будем опираться на сохранные функции используя индивидуально-дифференцированный подход.

    Учащиеся с нарушением интеллекта имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, отмечается низкий  уровень познавательной активности; выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы; сниженный  уровень работоспособности и самостоятельности, наблюдается повышенная утомляемость. 

Чтобы заинтересовать воспитанников, необходимо внедрять в работу  нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.

Цель данного направления работы на логопедических занятиях: непрерывная активизация сенсорных, психомоторных, речевых  и познавательных процессов.

Основными задачами является  в оптимальном применении «системного подхода» в коррекции поставленных задач.

1.Развитие  зрительно-моторной координации  (рука-глаз);

2.Развитие слухового и зрительного внимания;

3.Формирование речевой деятельности;

4.Воспитание контроля за собственной деятельностью.

Основная форма проведения нейрокоррекции – это лого-игровое занятие. Так как именно  коррекционная работа с использованием игровых ситуаций  с нейрокоррекционным воздействием предполагает не только тренировку определенных навыков, но и формирование слаженной, целостной работы мозга и всей функциональной системы.

 Определены основные этапы работы: 

-диагностический –  выявление актуальных уровней ЗУН, но и базисные факторы.

-установочный – цель-создание условий (ребенок и родитель) формирования мотивов  к обучению.(доступное объяснение предлагаемой работы)

-коррекционный- цель: повышение работоспособности, самоконтроля.

-оценка эффективности коррекционной работы- диагностическая работа с применением приёмов используемых на начальном этапе работы.

Новизна данного направления работы заключается в интеграции логопедических и нейропсихологических методов коррекции. Применяется в работе с обучающимися имеющими   интеллектуальные нарушения. Это даёт способ улучшения результативности работы педагога, а также метод формирования интереса к логопедическим занятиям, как со стороны учащегося, так и учителя-логопеда.

Принципы занятий 

1.Коррекционный;

  1. Эмоционально-реабилитационный;

3.Стимулирующий. 

На этапе диагностики наряду с логопедическим обследованием применяю батарею нейропсихологических тестов.

Нейро-технологии. Это различные телесно-ориентированные упражнения, игры которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Использование нейроигр и упражнений  позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой — в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения Пример: «Артикнейро» или нейроартикуляция(сочетание тонких двигательных упражнений языка и пальцев рук), выполнить артикуляционное упражнение и одновременно и выполнить предлагаемое упражнение пальцами рук Пример«Гармошка» ) 

-межполушарное взаимодействие

-фонематичекий слух

Артикуляция и чувство ритма

-логические операции анализа и синтеза

-слуховое внимание и память

Нейродыхание  игра «Монстрики» развитие речевого  дыхание в совокупности с движением рук. Показать жесты право и лево рукой ( в соответствии с образцом)-сколько пальцев загибаешь столько необходимо -соблюдая предложенную схему.

Нейромоторика – это комплекс упражнений с использованием мелкой моторики (пальцев рук) и направленный на развитие межполушарного взаимодействия, улучшение нейронных связей и скорости передачи сигналов и, конечно, развитие когнитивных (познавательных) функций, развитие пространственных представлений,  например  «Весёлые нейродорожки»,комплект нейро-игр «Фантазёр»

– «Нейропсихологические прописи для развития речи» Н.Чебыкина (цикл тетрадей) или «тренажёрный зал»-задания на развитие  звукопроизношения, слухового внимания и памяти, фонематического слуха, межполушарное взаимодействие, словесно-логическое мышление.

-Тетради по дисграфии и дислексии. Тетрадь-тренажёр №1, №2., составитель Алина Малошик. Посредством этих упражнений можно предупредить такие сложности при письме и чтении как «интуитивное» или «угадывающее» чтение, быстрая отвлекаемость и неспособность сконцентрироваться, пропуски букв при письме и списывании, буквы имеют разный размер, ширину и высоту, низкая скорость чтения, трудности при анализе, не способность удерживать строчку при письме и чтении, низкое воображение, бедный словарный запас.Упражнения развивают периферическое зрение и восприятие, умение ориентироваться в визуальном пространстве, правильное и быстрое чтение, развивают внимание и концентрацию, а также правильное их распределение, развивают умение делать звукобуквенный и слоговой анализ, развитие логических операций, развивают мышление, умение анализировать и обобщать, развивают логические операции.Все упражнения составлены в определённой последовательности – от простого к сложному, что обеспечивает развитие наилучшим образом.Пример: «Прочитай перевёрнутый текст», «Составь как можно больше слов из слова (транспорт). «Вычеркни лишние буквы-например (к-н)»

Вывод: Таким образом, следует отметить, использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам. Нейрокоррекция- способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.

Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТМНР. Нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем. 

Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке, подбор заданий осуществляется учетом индивидуальных особенностей детей.

 

Нейропсихологические технологии в логопедии.