Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2015 г. N 08-1392 “О порядке проведения федерального этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России”
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее – Департамент) информирует.
По итогам заседания оргкомитета Всероссийского конкурса “Учитель года России” от 14 августа 2015 г. (протокол N НТ-31/08) утвержден Порядок проведения федерального этапа конкурса (далее – Порядок) со вступлением его в силу с 6 октября 2015 года. Департамент направляет Порядок для использования в работе.
Одновременно Департамент обращает внимание на одно из принятых решений оргкомитета: участниками конкурса (в том числе его федерального этапа в 2016 году) могут стать граждане Российской Федерации, которые являются педагогическими работниками общеобразовательных организаций и соответствуют следующим критериям:
– замещение по основному месту работы должности “Учитель” (к участию во всех этапах конкурса не допускаются представители иных категорий педагогических работников, а также руководители и заместители руководителей организаций, осуществляющих общеобразовательную деятельность, и их структурных подразделений, являющиеся учителями путем совмещения должностей);
– наличие (на момент представления заявки) непрерывного стажа педагогической работы в соответствующей должности не менее 3 лет;
– преподавание учебных предметов, входящих в предметные области, определенные федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Данные требования к участникам конкурса будут отражены в новом Положении о Всероссийском конкурсе “Учитель года России”, утверждение которого запланировано до конца текущего года.
С учетом изложенного, Департамент просит привести нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и проведение этапов конкурса на местах, в соответствие с Порядком и решением оргкомитета конкурса.
Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования |
А.В. Зырянова |
Порядок
проведения федерального этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России”*
(утв. оргкомитетом Всероссийского конкурса “Учитель года России” от 14 августа 2015 г.)
(протокол N НТ-31/08пр)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения федерального этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России” (далее соответственно – Порядок, конкурс), учредителями которого являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, закрытое акционерное общество “Издательский дом “Учительская газета” (далее – учредители конкурса), принят в соответствии с Положением о конкурсе.
1.2. Порядок устанавливает перечень документов и материалов, предъявляемых для участия в конкурсе, структуру конкурсных испытаний, формат их проведения и критерии их оценки.
2. Представление документов и материалов для участия в конкурсе
2.1. Для участия в конкурсе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, официальным письмом направляют в Центральный оргкомитет конкурса (далее – оргкомитет) следующие документы и материалы:
– представление по форме (приложение 1);
– выписку из протокола заседания оргкомитета регионального этапа конкурса о выдвижении кандидатуры на участие в конкурсе (приложение 2);
– заявление кандидата на участие в конкурсе по образцу (приложение 3);
– информационную карту кандидата на участие в конкурсе (приложение 4);
– справку об итогах регионального, зонального, муниципального и школьного этапов конкурса (приложение 5);
– согласие кандидата на участие в конкурсе на обработку персональных данных (приложение 6);
– копию паспорта кандидата на участие в конкурсе;
– копию трудовой книжки кандидата на участие в конкурсе.
2.2. Кандидаты на участие в конкурсе должны пройти электронную регистрацию на официальном сайте конкурса в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сайт конкурса).
2.3. Прием материалов осуществляется до 1 августа текущего года оператором конкурса (при почтовом отправлении по штемпелю не позднее 1 августа). Информация об адресе направления материалов кандидатов на участие в конкурсе сообщается оператором конкурса.
2.4. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а также от участников, не зарегистрировавшихся на сайте конкурса.
2.5. Материалы, представляемые в оргкомитет конкурса, не возвращаются.
2.6. Консультативный очный установочный семинар (далее – установочный семинар) для кандидатов на участие в конкурсе проводится в июне текущего года.
3. Структура конкурсных испытаний, формат их проведения и критерии их оценки”**
3.1. Конкурс проходит в два этапа: заочный тур и три очных тура. Конкурсные мероприятия транслируются на сайте конкурса.
3.2. Заочный тур “Методическое портфолио” включает два конкурсных испытания: “Интернет-ресурс” и “Я – учитель” (срок – до 1 сентября текущего года).
В заочном туре проводится экспертиза методического портфолио участников конкурса, размещенного на интернет-ресурсе конкурсанта и на сайте конкурса.
3.2.1 Конкурсное испытание “Интернет-ресурс”
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного испытания: представление интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 7 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в 0 или 1 балл.
Критерии | Показатели | Баллы |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
информационная насыщенность | количество представленной информации | от 0 до 7 |
образовательная и методическая ценность (развивающий характер) | ||
различное структурирование информации (тексты, таблицы, схемы и т.п.) | ||
разнообразие содержания | ||
тематическая организованность информации | ||
научная корректность | ||
методическая грамотность | ||
безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды | понятное меню (рубрикация) | от 0 до 7 |
удобство навигации | ||
разумная скорость загрузки | ||
удобный формат для коммуникации | ||
языковая культура | ||
наличие инструкций и пояснений для пользователей | ||
защищенность и адекватность виртуальной среды образовательным целям | ||
эффективность обратной связи | разнообразие возможностей для обратной связи | от 0 до 7 |
доступность обратной связи | ||
наличие контактных данных | ||
возможности для обсуждений и дискуссий | ||
удобство использования механизмов обратной связи | ||
систематичность и адресная помощь в проведении обратной связи | ||
интенсивность обратной связи и количество вовлеченных пользователей | ||
актуальность информации | регулярность обновления информации | от 0 до 7 |
связь информации с текущими событиями | ||
наличие информации о нормативно-правовой базе | ||
разнообразие групп пользователей | ||
новизна и оригинальность информации | ||
возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ | ||
наличие возможностей использования информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями | ||
оригинальность и адекватность дизайна | выстроенная информационная архитектура | от 0 до 7 |
грамотные цветовые решения | ||
оригинальность стиля | ||
корректность обработки графики | ||
сбалансированность разных способов структурирования информации | ||
учет требований здоровьесбережения в дизайне | ||
внешний вид размещенной информации | ||
Максимальное количество баллов | 35 |
3.2.2. Конкурсное испытание “Я – учитель”
Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Формат конкурсного испытания: текст эссе (до 6 страниц), тема которого определяется учредителями конкурса и объявляется на установочном семинаре. Время написания эссе в аудитории – 4 часа. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 7 критериям, каждый из которых включает 2-4 показателя. Соответствие конкретному показателю оценивается в 0 или 1 балл.
Критерии | Показатели | Баллы |
---|---|---|
языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная) | речевая грамотность | от 0 до 4 |
грамотность в области грамматики | ||
орфографическая грамотность | ||
пунктуационная грамотность | ||
обоснование актуальности | широта и масштабность взгляда на профессию | от 0 до 3 |
умение видеть тенденции развития образования | ||
связь с практикой, обращение внимания на вызовы времени и запросы социума | ||
наличие ценностных ориентиров | понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции | от 0 до 3 |
постановка воспитательных целей | ||
обращение внимания на формирование гражданской позиции обучающихся | ||
аргументированность позиции | четкость аргументов, отделение фактов от мнений | от 0 до 3 |
использование иллюстрирующих примеров и фактов | ||
наличие выводов и обобщения | ||
умение формулировать проблемы и видеть пути их решения | четкость и обоснованность при формулировании проблем, способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции | от 0 до 2 |
нестандартность предлагаемых решений | ||
рефлексивность | понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности) | от 0 до 2 |
анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию | ||
оригинальность изложения | художественный стиль и нестандартность изложения | от 0 до 3 |
яркость и образность изложения | ||
ясность и целостность изложения | ||
Максимальное количество баллов | 20 |
3.3. Первый (очный) тур (“Учитель-профи”)
Первый (очный) тур (“Учитель-профи”) включает два конкурсных испытания: “Урок” и “Методический семинар”.
3.3.1 Конкурсное испытание “Урок”
Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.
Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в образовательной организации, утвержденной оргкомитетом в качестве площадки проведения I и II туров конкурса. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учетом их фактического выполнения в соответствующих классах), который обнародуется на сайте конкурса за два дня до начала конкурсных испытаний и доводится до сведения членов жюри. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов. В случае несоответствия урока установленной теме выполнение задания автоматически оценивается в 0 баллов.
Критерии | Показатели | Баллы |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
информационная и языковая грамотность | корректность учебного содержания и использование научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме | от 0 до 10 |
доступность изложения, адекватность объема информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы) | ||
навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации | ||
языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи) | ||
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | ||
результативность | достижение предметных результатов | от 0 до 10 |
достижение метапредметных результатов | ||
достижение личностных результатов | ||
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации) | ||
соотнесение действий с планируемыми результатами | ||
методическое мастерство и творчество | разнообразие методов и приемов, смена видов деятельности | от 0 до 10 |
новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя | ||
использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования | ||
разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников | ||
соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов) | ||
мотивирование к обучению | использование различных способов мотивации и умение удивить | от 0 до 10 |
системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия | ||
доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда | ||
использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников) | ||
поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями | ||
рефлексивность и оценивание | объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием | от 0 до 10 |
разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе | ||
обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения | ||
понятность процедуры и критериев оценивания | ||
адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы | ||
организационная культура | постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов | от 0 до 10 |
наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий | ||
установление правил и процедур совместной работы на уроке | ||
обращение внимания на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования | ||
осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ | ||
эффективная коммуникация | организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации | от 0 до 10 |
поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения | ||
наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации | ||
использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы | ||
развитие навыков конструктивного диалога в том числе и при самоанализе | ||
наличие ценностных ориентиров | воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя | от 0 до 10 |
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни | ||
обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания | ||
поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям | ||
создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности | ||
метапредметный и междисциплинарный подход | формирование универсальных учебных действий разных видов | от 0 до 10 |
использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин | ||
понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей | ||
системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов | ||
умение анализировать проведенное занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока | ||
поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся | использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т.п.) | от 0 до 10 |
создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения | ||
поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий | ||
решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке | ||
уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера | ||
Максимальное количество баллов | 100 |
3.3.2. Конкурсное испытание “Методический семинар”
Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее – ФГОС), профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н (далее – профессиональный стандарт “Педагог”).
Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент – 20 минут) проводится после завершения для всех участников конкурсного испытания “Урок”, что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5-10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы.
Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта “Педагог”. Затем в течение 10-15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Критерии | Показатели | Баллы |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
результативность и практическая применимость | применение методики на практике и внесение изменений в практику преподавания (связь с проведенным уроком) | от 0 до 10 |
наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные) | ||
соотнесение методики преподавания с планируемыми результатами | ||
воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя | ||
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания | ||
коммуникативная культура | умение вести диалог и понимать суть обсуждаемых проблем | от 0 до 10 |
точность и полнота ответов на вопросы экспертов | ||
широкий взгляд на существующие проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам | ||
целеполагание и проведение рефлексии | ||
толерантное отношение к различным позициям и уважение различных точек зрения | ||
оригинальность и творческий подход | умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания | от 0 до 10 |
творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач | ||
проявление индивидуальности и отход от существующих шаблонов | ||
яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы | ||
разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал | ||
научная корректность и методическая грамотность | убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта | от 0 до 10 |
точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок | ||
технологичность и логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов) | ||
использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности обучающихся | ||
адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания | ||
информационная и языковая грамотность | визуализация информации и иллюстративность | от 0 до 10 |
грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства | ||
разнообразие источников информации и образовательных ресурсов | ||
структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | ||
педагогический кругозор и общая эрудиция | ||
Максимальное количество баллов | 50 |
3.4. Второй (очный) тур (“Учитель-мастер”)
Второй (очный) тур (“Учитель-мастер”) включает три конкурсных испытания: “Мастер-класс”, “Педагогический совет” и “Образовательный проект”.
3.4.1 Конкурсное испытание “Мастер-класс”
Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.
Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.). Регламент: выступление конкурсанта – до 20 минут, вопросы жюри и ответы участника – до 5 минут.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Критерии | Показатели | Баллы |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
актуальность и методическое обоснование | доказательство значимости методической проблемы для образования | от 0 до 10 |
убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения | ||
оригинальность и новизна методических приемов | ||
технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС | ||
разнообразие методических приемов | ||
творческий подход и импровизация | творческий подход, оригинальность решений и способность удивить | от 0 до 10 |
проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач | ||
использование приемов театральной педагогики, артистизм | ||
умение осмыслить и переработать имеющийся опыт | ||
удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры) | ||
исследовательская компетентность | демонстрация культуры организации и проведения исследования | от 0 до 10 |
способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы | ||
мониторинг индивидуальных достижений обучающихся | ||
понимание разных подходов в педагогике к решению ряда теоретических и практических вопросов | ||
использование сравнительных подходов в представлении педагогического опыта (сопоставление и использование лучших практик) | ||
коммуникативная культура | умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса | от 0 до 10 |
включение разных групп в работу и взаимодействие с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога | ||
выстраивание эффективной обратной связи в педагогической деятельности и способность учителя задавать модель коммуникации | ||
поддержка толерантного отношения к различным позициям, уважение различных точек зрения | ||
владение культурными нормами и традициями (понимание и учет в своей педагогической практике социокультурных особенностей страны, региона и учащихся своей школы) | ||
рефлексивная культура | способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта (включение рефлексных компонентов) | от 0 до 10 |
умение оценить выбор методов и достигнутые результаты | ||
осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте | ||
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания | ||
адекватность оценки и рефлексии проведенного мастер-класса, точность ответов на вопросы | ||
информационная и языковая культура | корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме | от 0 до 10 |
разнообразие источников информации и форм работы с образовательными ресурсами | ||
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | ||
удачная обработка и представление информации (структурирование, интерпретация, сравнение, обобщение) | ||
грамотность речи | ||
ценностные ориентиры и воспитательная направленность | акцент на воспитательный эффект в педагогической деятельности | от 0 до 10 |
обращение внимания на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания | ||
поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям | ||
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни | ||
педагогическая деятельность в области формирования ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности | ||
метапредметность и универсальность подходов | разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал | от 0 до 10 |
доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации) | ||
формирование универсальных учебных действий разных видов | ||
системность и целесообразность использования метапредметных подходов | ||
потенциал транслируемого педагогического опыта | ||
развивающий характер и результативность | развивающий характер преподавания и поддержка индивидуальности в образовании | от 0 до 10 |
опора на потенциал личностного развития обучающихся, самостоятельность и самореализацию | ||
выдвижение планируемых результатов | ||
учет разнообразных образовательных потребностей (в том числе и использование инклюзивного подхода) | ||
разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные) | ||
проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности обучающихся | умение выявить и обосновать ключевую проблему (сформулировать проблему, темы для обсуждения или исследования) | от 0 до 10 |
конструктивность и видение путей решения проблем | ||
выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и ожидаемых результатов) | ||
наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности | ||
планирование и подведение итогов (анализ и осмысление) | ||
Максимальное количество баллов | 100 |
3.4.2. Конкурсное испытание “Педагогический совет”
Цель: организация открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей их решения и перспектив развития образования.
Формат конкурсного испытания: дискуссия в группе из пяти конкурсантов (состав определяется жребием) на заданную ведущим тему с индивидуальными выступлениями по рассматриваемым вопросам и общим обсуждением. Регламент – до 45 минут. Тема педагогического совета определяется учредителями конкурса и объявляется накануне его проведения после завершения мастер-классов. Ведущими педагогического совета являются абсолютные победители и (или) победители конкурса предыдущих лет.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Критерии | Показатели | Баллы |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
понимание проблемы | глубина понимания проблемы | от 0 до 10 |
умение четко и понятно сформулировать свою позицию по ключевой проблеме | ||
связь высказываний с обсуждаемой темой | ||
реалистичность предложений | ||
умение отделять факты от мнений и рассматривать проблему объективно | ||
убедительность и аргументация позиции | понятность и конкретность занятой позиции | от 0 до 10 |
четкое и логичное выстраивание своего выступления | ||
аргументированность и доказательность | ||
признание возможности других взглядов и мнений по обсуждаемым вопросам | ||
яркие примеры и образы, подкрепляющие высказывания | ||
взаимодействие и коммуникационная культура | сотрудничество и выстраивание взаимодействия со всеми участниками | от 0 до 10 |
умение формулировать вопросы и делать комментарии | ||
культура ведения дискуссии | ||
умение осмыслить и переработать имеющийся опыт | ||
уважение других точек зрения, толерантное отношение к различиям | ||
творческий подход и оригинальность суждений | творческий подход и нестандартность предлагаемых решений | от 0 до 10 |
новизна и оригинальность суждений | ||
умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме | ||
проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач | ||
яркий стиль и удачная манера общения | ||
информационная и языковая культура | педагогический кругозор и общая эрудиция | от 0 до 10 |
корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок | ||
грамотность речи | ||
знание нормативно-правовой базы современного образования | ||
понимание современных тенденций развития образования | ||
Максимальное количество баллов | 50 |
3.4.3 Конкурсное испытание “Образовательный проект”
Цель: демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей их решения, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие.
Формат конкурсного испытания: группы из пяти конкурсантов (состав определяется жребием) в течение 15 минут проводят обсуждение и выбирают тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группы получают не менее 6 часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и (или) другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Критерии | Показатели | Баллы |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
исследовательская деятельность | продуманный и разносторонний анализ ситуации | от 0 до 10 |
видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы | ||
способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы | ||
продуманность и четкая последовательность плана действий | ||
выстраивание целеполагания (умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями) | ||
коммуникационная и языковая культура | выстраивание конструктивного взаимодействия в командной работе (умение слушать и слышать) | от 0 до 10 |
вовлеченность в разработку и представление проекта, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт | ||
культура речи и корректное использование понятийного аппарата | ||
умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы | ||
культура ведения дискуссии (уважение, понимание других точек зрения) | ||
актуальность и реалистичность решений | доказательство значимости проблемы проекта для образования | от 0 до 10 |
видение разных путей решения проблемы, обоснование гипотезы и аргументированность выбора решения | ||
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования | ||
реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков | ||
возможность распространения и внедрения проекта в образовательную практику, потенциал тиражирования | ||
результативность | объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач проекта | от 0 до 10 |
прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов | ||
конкретность и продуктивность деятельности (продукты и эффекты проекта) | ||
использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательного проекта (сопоставление и использование лучших практик) | ||
эффектность, наглядность и культура представления проекта | ||
творчество и оригинальность в представлении проекта | нестандартность и оригинальность идей и предложений | от 0 до 10 |
умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме | ||
инициативность и ответственность при выполнении задач образовательного проекта | ||
адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов проекта, способность к внесению корректив | ||
проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления проекта | ||
Максимальное количество баллов | 50 |
3.5. Третий (очный) тур (“Учитель-лидер”)
Третий (очный) тур (“Учитель-лидер”) включает конкурсное испытание “Круглый стол образовательных политиков”.
Конкурсное задание “Круглый стол образовательных политиков”
Цель: раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем.
Формат конкурсного испытания: круглый стол образовательных политиков (регламент – 60 минут), который проводится с участием министра образования и науки Российской Федерации. Тема круглого стола определяется оргкомитетом конкурса не позднее 15 сентября текущего года.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в 0 или 1 балл.
Критерии | Показатели | Баллы |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
информированность и понимание тенденций развития образования | понимание проблем развития образования (разносторонность взглядов и широта педагогического кругозора) | от 0 до 5 |
понимание теоретических и практических аспектов образования, умение критически осмысливать достижения науки и практики | ||
включение сравнительных подходов в обсуждение вопросов образовательной политики (опора на международный и отечественный педагогический опыт) | ||
разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений | ||
видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования | ||
масштабность и нестандартность суждений | нестандартность, оригинальность идей и предложений (проявление индивидуальности и заинтересованности) | от 0 до 5 |
умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах (творческий подход и способность удивить) | ||
акцентирование внимания на актуальные вопросы развития образования и знание нормативно-правовой базы современного образования | ||
демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем | ||
обращение внимания на вызовы времени и запросы социума | ||
аргументированность и конструктивность предложений | способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем | от 0 до 5 |
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования | ||
реалистичность и последовательность предложений, возможность их использования в педагогической практике | ||
убедительность, последовательность и четкость изложения собственной позиции (конкретность и обоснованность) | ||
понимание смысла педагогической деятельности и демонстрация навыков конструктивного диалога | ||
коммуникационная и языковая культура | умение формулировать вопросы и давать комментарии по рассматриваемым темам | от 0 до 5 |
культура речи и корректное использование понятийного аппарата | ||
уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям | ||
понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению | ||
убедительность, наглядность и четкость в представлении своей позиции | ||
наличие ценностных ориентиров и личная позиция | понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции | от 0 до 5 |
постановка воспитательных целей и понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности | ||
обращение внимания на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования, поддержка безопасного поведения и формирование культуры здорового образа жизни | ||
раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности | ||
обращение внимания на формирование гражданской позиции в системе образования | ||
Максимальное количество баллов | 25 |
______________________________
* Настоящий Порядок вступает в силу с 6 октября 2015 года.
** Все критерии и показатели являются равнозначными, а порядок их перечисления не имеет приоритетного значения.
Приложение 1
Образец представления кандидата
на участие в федеральном этапе конкурса
в Центральный оргкомитет Всероссийского
конкурса “Учитель года России”
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
_________________________________________________________________________
(наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющего государственное управление в сфере образования)
выдвигает на участие в федеральном этапе Всероссийского конкурса “Учитель
года России” в _____ году _______________________________________________
_________________________________________________________________________
(в родительном падеже: фамилия, имя, отчество кандидата на участие
в федеральном этапе конкурса, занимаемая им должность [наименование –
по трудовой книжке] и место его работы [наименование – по уставу
образовательной организации])
Электронная регистрация на официальном сайте конкурса пройдена.
Личный интернет-ресурс кандидата на участие в федеральном этапе конкурса:
_________________________________________________________________________
(адрес интернет-ресурса)
Должность
руководителя
______________________________________ _________________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
М.П.
Приложение 2
Образец выписки из протокола заседания
оргкомитета регионального этапа
Всероссийского конкурса “Учитель года
России” о выдвижении кандидатуры
на участие в федеральном этапе конкурса
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
заседания оргкомитета регионального этапа
Всероссийского конкурса “Учитель года России”
в ____________________________________________________
(название субъекта Российской Федерации)
N ___ от ______________ 20___ года
СЛУШАЛИ: О выдвижении кандидатуры на участие в федеральном этапе
Всероссийского конкурса “Учитель года России” в 20___ году.
РЕШИЛИ: Выдвинуть на участие в федеральном этапе Всероссийского
конкурса “Учитель года России” в 20___ г. _______________________________
________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество в родительном падеже)
занявшего __________ место* на региональном этапе Всероссийского конкурса
“Учитель года России” в _________________________________________________
_________________________________________________________________________
(название субъекта Российской Федерации)
в 20___ году.
“ЗА”: ____ чел.
“ПРОТИВ”: ____ чел.
“ВОЗДЕРЖАЛИСЬ”: ____ чел.
Председатель оргкомитета –
руководитель (указать должность)
органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации,
осуществляющего государственное
управление в сфере образования
______________________________________ _________________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
М.П.
______________________________
* Допускается выдвижение учителя, занявшего I или II место на региональном этапе конкурса.
Приложение 3
Образец заявления кандидата на участие
в федеральном этапе конкурса
в Центральный оргкомитет Всероссийского
конкурса “Учитель года России”
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество
в родительном падеже)
учителя _____________________________
(наименование учебного предмета
согласно записи в трудовой книжке)
_____________________________________
(полное наименование образовательной
организации согласно ее уставу)
_____________________________________
(наименование субъекта Российской
Федерации)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Я, _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
даю согласие на участие в федеральном этапе Всероссийского конкурса
“Учитель года России” в ________ году, внесение сведений о кандидате
на участие в федеральном этапе конкурса, указанных в информационной
карте, представленной ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющего государственное управление в сфере образования)
в базу данных об участниках федерального этапа конкурса и использование,
за исключением разделов 7-9 (“Контакты”, “Документы”, “Личные банковские
реквизиты”), в некоммерческих целях для размещения в информационно-
телекоммуникационной сети “Интернет”, буклетах и периодических изданиях
с возможностью редакторской обработки.
“___” _________ 20____ г. ___________________________________
(подпись)
Приложение 4
+————-+
¦ ¦ Информационная карта кандидата
¦ ¦ на участие в федеральном этапе Всероссийского конкурса
¦ Фото ¦ “Учитель года России” в _____ году
¦ 4×6 см ¦ ________________________________________________________
¦ ¦ (фамилия, имя, отчество)
¦ ¦ ________________________________________________________
¦ ¦ (субъект Российской Федерации)
¦ ¦
+————-+
1. Общие сведения | |
---|---|
Населенный пункт | |
Дата рождения (день, месяц, год) | |
Место рождения | |
Адрес личного интернет-ресурса, где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами | |
Адрес школьного сайта в Интернете | |
2. Работа | |
Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с ее уставом) | |
Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке) | |
Преподаваемые предметы | |
Классное руководство в настоящее время, в каком классе | |
Общий трудовой стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | |
Общий педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | |
Информационная карта должна быть сброшюрована и дополняться компакт-диском с электронной копией информационной карты, сканированными копиями паспорта, трудовой книжки и приложений 5 и 6 к Порядку | |
Квалификационная категория, дата ее установления (в соответствии с записью в трудовой книжке) | |
Почетные звания и награды (наименования и даты получения в соответствии с записями в трудовой книжке) | |
Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет)* | |
Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность) | |
3. Образование | |
Название и год окончания организации профессионального образования | |
Специальность, квалификация по диплому | |
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования дополнительных профессиональных программ, места и сроки их освоения) | |
Знание иностранных языков (укажите уровень владения) | |
Ученая степень | |
Название диссертационной работы (работ) | |
Основные публикации (в том числе книги) | |
4. Общественная деятельность | |
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | |
Участие в деятельности управляющего совета образовательной организации | |
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) | |
5. Семья | |
Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга) | |
Дети (имена и возраст) | |
6. Досуг | |
Хобби | |
Спортивные увлечения | |
Сценические таланты | |
7. Контакты | |
Рабочий адрес с индексом | |
Домашний адрес с индексом | |
Рабочий телефон с междугородним кодом | |
Домашний телефон с междугородним кодом | |
Мобильный телефон с междугородним кодом | |
Факс с междугородним кодом | |
Рабочая электронная почта | |
Личная электронная почта | |
8. Документы | |
Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан) | |
ИНН | |
Свидетельство пенсионного государственного страхования | |
9. Личные банковские реквизиты | |
Наименование банка | |
Корреспондентский счет банка | |
БИК банка | |
ИНН банка | |
Расчетный счет банка | |
Лицевой счет получателя |
______________________________
* Поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения.
Приложение 5
Образец справки об итогах регионального,
зонального, муниципального и школьного этапов
Всероссийского этапа конкурса
“Учитель года России”
СПРАВКА
об итогах регионального, зонального,
муниципального и школьного этапов
Всероссийского этапа конкурса “Учитель года России”
в ______________________________________________________
(название субъекта Российской Федерации)
в 20___ году
В 20___ году состоялся региональный этап Всероссийского конкурса
“Учитель года России” в _________________________________________________
_________________________________________________________________________
(название субъекта Российской Федерации)
Участие в школьном этапе конкурса приняли ______________ чел.,
в муниципальном этапе -_________ чел., зональном этапе -___________ чел.,
региональном этапе -_____________ чел.
Таким образом, общее количество участников Всероссийского конкурса
“Учитель года России” составило в субъекте Российской Федерации _________
чел.
Руководитель (указать должность)
органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации,
осуществляющего государственное
управление в сфере образования
______________________________________ _________________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
М.П.
Председатель региональной
(межрегиональной) организации
Общероссийского Профсоюза образования
______________________________________ _________________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
М.П.
Приложение 6
Образец согласия на обработку
персональных данных
СОГЛАСИЕ
НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
“___” __________ 20___ г.
Я, ________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество полностью)
_________________________________ серия_____________ N __________________
(вид документа, удостоверяющий личность)
выдан ___________________________________________________________________
(кем и когда)
проживающий(ая) по адресу _______________________________________________
настоящим даю свое согласие на обработку оператором _____________________
(наименование оператора
конкурса в дательном падеже
[далее – оператор])
(включая получение от меня и [или] от любых третьих лиц с учетом
требований действующего законодательства Российской Федерации) моих
персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую
в соответствии со своей волей и в своих интересах.
Согласие дается мною в целях заключения с оператором любых договоров, направленных на оказание мне или другим лицам услуг по представлению документов в Центральный оргкомитет Всероссийского конкурса “Учитель года России” (далее – конкурс) для обеспечения моего участия в федеральном этапе конкурса и проводимых в рамках него мероприятий, и распространяется на следующую информацию: мои фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия и любая иная информация, относящаяся к моей личности, доступная либо известная в любой конкретный момент времени оператору (далее – персональные данные), предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении моих персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая – без ограничения – сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача) персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Обработка персональных данных осуществляется оператором с применением следующих основных способов (но не ограничиваясь ими): хранение, запись на электронные носители и их хранение, составление перечней.
Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости предоставления персональных данных для достижения указанных выше целей третьим лицам (в том числе, но не ограничиваясь, Минобрнауки России и т.д.), а равно как при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в моих интересах оператор вправе в необходимом объеме раскрывать для совершения вышеуказанных действий информацию обо мне лично (включая мои персональные данные) таким третьим лицам, а также предоставлять таким лицам соответствующие документы, содержащие такую информацию (копия паспорта, копия трудовой книжки).
Подпись: _______________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью, подпись)
Обзор документа
Сообщается об утверждении порядка проведения федерального этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России”. Дата вступления в силу – 6 октября 2015 г. Порядок приводится.
При этом отмечено, что участниками конкурса (в т. ч. его федерального этапа в 2016 г.) могут стать россияне, которые являются педагогическими работниками общеобразовательных организаций и соответствуют 3 критериям. Первый – замещение по основному месту работы должности “Учитель” (к участию во всех этапах конкурса не допускаются представители иных категорий работников, а также руководители школ и их структурных подразделений, являющиеся учителями по совместительству, и их заместители). Второй – наличие (на момент предоставления заявки) непрерывного стажа педагогической работы в соответствующей должности не менее 3 лет. Третий – преподавание учебных предметов, входящих в предметные области, определенные федеральными государственными стандартами начального, основного и среднего общего образования.
Данные требования к участникам конкурса будут отражены в новом Положении о Всероссийском конкурсе “Учитель года России”. Его планируется утвердить до конца 2018 г.