автор: Плотникова Елена Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 101»

Проектно- исследовательская деятельность

Организация проектно- исследовательской деятельности в начальной школе

           Одним из приоритетных направлений в начальной школе является организация проектно- исследовательской деятельности обучающихся 

Для того чтобы выжить в динамичном мире современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
            Ребенок любознателен, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. С возрастом происходит трансформация исследовательской деятельности, проявляется избирательность – исследуется только то, что вызывает интерес. А в школе приходится изучать и исследовать очень много заданного – запланированного разными программами и стандартами.
             Я рассматриваю организацию учебных исследований, проектов с младшими школьниками как особое направление, урочной и  внеурочной деятельности. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей.
Отвечу на вопрос. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
Обратите внимание

Проект – это “специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, и его представление в рамках устной или письменной презентации.

Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. 

          Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследование – поиск истины или неизвестного, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

В своей работе включаю учеников в проектно- исследовательскую деятельность  постепенно, начиная с первого класса. Вначале это доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения . А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

             В своей работе, формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности  выстраиваю свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. 

     Познакомила детей с тем, что такое проект,  с  теоретическим материалом на  внеурочных занятиях «Учусь создавать проект». Все этапы работы над проектом представлены в «Памятке- презентации».

     Отдельно у каждого ученика есть портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты его учебной и внеучебной деятельности. 

Презентация проектов, исследовательских работ происходит   традиционно на научно-практической конференции младших школьников. Лучшие работы представляются на городском конкурсе «Я- исследователь», всероссийском конкурсе «Озарение» , «Лестница наук» и.др.

 

        В заключении хочу отметить, что благодаря использованию   проектно- исследовательской деятельности 

-повышается вероятность творческого развития учащихся, у них формируются поисковые, коммуникативные, презентационные умения и навыки; 

-естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной;

– развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; 

-укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость,ведь они приходят в школу учиться, то есть учить себя,а

Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Проектно- исследовательская деятельность