автор: Плотникова Елена Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 101»
Проектно- исследовательская деятельность
Организация проектно- исследовательской деятельности в начальной школе Одним из приоритетных направлений в начальной школе является организация проектно- исследовательской деятельности обучающихся |
Для того чтобы выжить в динамичном мире современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. |
Ребенок любознателен, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. С возрастом происходит трансформация исследовательской деятельности, проявляется избирательность – исследуется только то, что вызывает интерес. А в школе приходится изучать и исследовать очень много заданного – запланированного разными программами и стандартами. |
Я рассматриваю организацию учебных исследований, проектов с младшими школьниками как особое направление, урочной и внеурочной деятельности. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. |
Отвечу на вопрос. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? |
Обратите внимание
Проект – это “специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, и его представление в рамках устной или письменной презентации. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. |
Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследование – поиск истины или неизвестного, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. |
В своей работе включаю учеников в проектно- исследовательскую деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале это доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения . А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
В своей работе, формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности выстраиваю свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Познакомила детей с тем, что такое проект, с теоретическим материалом на внеурочных занятиях «Учусь создавать проект». Все этапы работы над проектом представлены в «Памятке- презентации». Отдельно у каждого ученика есть портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты его учебной и внеучебной деятельности. |
Презентация проектов, исследовательских работ происходит традиционно на научно-практической конференции младших школьников. Лучшие работы представляются на городском конкурсе «Я- исследователь», всероссийском конкурсе «Озарение» , «Лестница наук» и.др.
|
В заключении хочу отметить, что благодаря использованию проектно- исследовательской деятельности
-повышается вероятность творческого развития учащихся, у них формируются поисковые, коммуникативные, презентационные умения и навыки; -естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной; – развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; -укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость,ведь они приходят в школу учиться, то есть учить себя,а Роль преподавателя — помочь детям в этом. |