автор: Плужникова Людмила Анатольевна
Музыкальный руководитель
г. Нижний Новгород
МАДОУ «Детский сад № 184»
«Значение развития певческих навыков и умений у детей младшего возраста»
Тема:
«Значение развития певческих навыков и умений у детей младшего возраста»
«Запоют дети – запоет народ…»
К.Д.Ушинский
Цель: Обобщение опыта работы по развитию певческих умений и навыков у детей четвертого года жизни
Задачи:
1.Влияние пения на всестороннее развитие и воспитание ребенка;
2.Цели и задачи программы «Камертон» по развитию певческих навыков и умений у детей четвертого года жизни;
3.Необходимость реализации образовательной программы «Камертон» для
успешного освоения певческой деятельностью
«Нас качая в колыбели, мамы песенки нам пели…», так поется в одной детской песне. И это , совершенно верно. Ведь, в самом начале жизни, музыкой для слуха младенца является голос мамы.
Подрастая, дети охотно включаются в пение взрослого, интонируя отдельные звуки, подпевая окончания музыкальных фраз.
Влияние музыки выполняет важнейшую социальную функцию.
Младший дошкольный возраст- благодатная пора приобщения ребенка к миру прекрасного.
Н.Г. Чернышевский подчеркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору».
Исполнение песни , воздействует на слушателя слиянием музыки и слова, вызывает понимание, сопереживание, эмоциональный отклик.
Выразительные интонации человеческого голоса , сопровождаемые соответствующей мимикой доступны для восприятия самым маленьким слушателям.
К.Д. Ушинский говорил: « В песне есть кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…»
И это выражение полностью подтверждается в потребности дошкольников выражать свои настроения в пении. Дети , играя с куклой, убаюкивают ее колыбельной песней , шагая напевают бодрую мелодию.
Голос ребенка является естественным инструментом, которым он пользуется с ранних лет.
Именно поэтому пение все время присутствует в жизни ребенка , вызывая положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, ведь с помощью песни дети получают представление об окружающей действительности.
Благотворное влияние на организм оказывает пение, помогая развитию речи,
укреплению голосового аппарата, углублению дыхания.
И особенно активно происходит развитие основных музыкальных способностей ребенка , таких: как эмоциональная отзывчивость, чувство ритма и музыкальный слух.
Таким образом, пение является важнейшим средством всестороннего развития и музыкального воспитания детей.
В нашем детском саду музыкальное воспитание и обучение ведется по программе «Камертон» Э.П.Костиной , целью которой является приобщение детей к азбуке четвертой ступени музыкального образования.
Мы стараемся воспитывать любовь к семье и родному дому через знакомство с народным, классическим и современным музыкальным репертуаром разнообразного характера и тематики, тем самым развивая музыкально-эстетическое восприятие и художественный вкус детей.
Важными задачами развития являются:
1.Приобщение детей к азбуке четвертой ступени детской певческой культуры, доступной для дошкольников:
– Формирование музыкально-слуховых певческих представлений.
-Развитие интереса к песне, потребности в слушании песенных музыкальных произведений.
-Расширение представлений об элементарном музыкальном жанре – песне и таких ее видах , как плясовая , колыбельная.
-Содействие дифференцированному восприятию песни , вслушиваться в музыку, различать , сравнивать, выделять изобразительные особенности песен:
Контрастные музыкально-выразительные средства, передающие музыкальный образ;
Музыкальные – темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий),
динамику (тихое, громкое звучание), тембр (звонкий, глухой), ритм
( постоянный , простой);
Внемузыкальные – выразительные мимику и жесты, позу;
-Знакомство с куплетной формой песен.
-Побуждать к восприятию способов певческих умений:
четкая правильная дикция, напевное протяжное звуковедение, слаженность пения, пение по ручным знакам ( первая – третья ступени).
2.Приобщение детей к азбуке четвертой ступени детской певческой деятельности; формирование умения выразительного исполнения песен , доступных малышам по содержанию, мелодии , ритмическим особенностям , тесситуре и длительности звучания;
-Беречь и охранять голос ребенка.
-Побуждать помнить , исполнять большинство песен , выученных в течение года ,прежде всего связанных с образом семьи , дома; воспитывать любовь к семье.
-Побуждать эмоционально передавать в пении свое отношение к музыкальному образу, используя выразительные средства:
– музыкальные: темп (медленный, быстрый), регистр (высокий ,низкий)
динамику (тихое ,умеренно громкое звучание);
-внемузыкальные: вербальные , невербальные.
-Петь напевно, пропевать концы слов и фраз;
-побуждать сохранять правильную осанку во время пения;
-петь коллективно, слаженно, начиная точно после вступления.
3.Приобщая детей к азбуке четвертой ступени детского песенного творчества, мы побуждаем малышей к музыкально-творческим проявлениям в пении:
-побуждаем импровизировать свое имя;
-побуждаем импровизировать в игровых ситуациях интонации вопроса , ответа;
-формируем основы элементарных песенных творческих проявлений;
дети импровизируют песенки (колыбельная , плясовая), марш, танец.
Пение- сложный процесс звукообразования ,в котором очень важно взаимодействие певческой интонации и слухового ощущения.
Дети подражают речевой и певческой интонации, пытаясь воспроизвести звуки издаваемые животными , птицами.
Доктор Е.И. Алмазов , изучая природу детского голоса , подчеркивал значимость развитого слуха для правильной вокальной интонации.
Поэтому анализируя несовершенное качество детского пения , он настаивал на необходимости своевременных врачебных осмотрах, которые выявляли причины различных заболеваний.
Хорошо известно, что при правильно организованном обучении слух совершенствуется. Поэтому на музыкальных занятиях я использую различные песенки и попевки , построенные на двух- трех нотах:
«Сорока» р.н.м.в обр. В.Попова,
«Бай- бай»р.н.м. в обр. Л.Абелян.
«Качи- качи» р.н.м. в обр.Л.Абелян, обыгрывая их с малышами, используя игрушки или иллюстрации. Тем самым, вызываю заинтересованность и неподдельную радость и желание сначала слушать , а затем петь вместе со взрослым. В следствии чего, постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и развитие ладо-высотного слуха.
Также при правильно поставленном обучении пению предусматривается охрана детского голоса , так как в младшем дошкольном возрасте голосовой аппарат еще не сформирован( связки тонкие ,небо малоподвижное , дыхание слабое , поверхностное ).
Для этого тщательно подбираю музыкальный репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей
И этому помогает изучение диапазона звучания детского голоса, оптимальным , для данного возраста, является диапазон «ре- ля».
Кстати сказать, многие исследователи изучали так называемый рабочий диапазон, «звучащую зону»(в пределах звуков ми-си первой октавы).
Е.И.Алмазов, Н.А.Метлов, Н.А.Ветлугина, А.Д. Войнова, Р.Т. Зинич, А.И.Катинене и другие отмечают ,что естественно, без напряжения звучат
детские голоса в пределах ре-си первой октавы, хотя дети могут воспроизводить и более высокие звуки.
Консультируя родителей ,объясняю о необходимости создания благоприятной «звуковой атмосферы», способствующей охране голоса и слуха ребенка ,ссылаясь на педагога- музыканта Метлова Н.А. , который в своей книге «Музыка детям» писал об основных качествах детского голоса, о том, что «голосовой аппарат очень хрупкий и нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка…».
Вокальные навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Постепенно происходит усложнение произведений и ,в следствии, этого усложняется тот или иной вокальный навык по мере его формирования.
При правильном соблюдении требований, при бережном отношении к голосовому аппарату детей, происходит постепенное освоение певческих навыков и умений , на четвертом году формируется певческое звучание.
Дети , к концу учебного года поют протяжно, внятно произнося слова, без напряжения.
Упражняя детей одновременно начинать и заканчивать песню,
не отставать и не опережать друг друга , мы формируем коллективное (хоровое) пение.
Ветлугина Н.А. считала, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».
Программа «Камертон» Костиной Э.П. разработана на основе теоретических положений отечественной современной школы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, основоположником которой является
Н.А. Ветлугина.
Последовательность и системность проводимой работы по развитию певческих навыков и умений , с использованием программы «Камертон»
Костиной Э.П. приводят к успешному развитию музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Целенаправленная работа привела к тому , что пение прочно вошло в жизнь детей, делая их жизнь радостной и счастливой, а когда человек счастлив – он поет!
Итак, из вышесказанного следует, что реализация образовательной программы «Камертон» необходима для успешного освоения певческой деятельностью детьми младшего дошкольного возраста.
Пусть песни звучат, не смолкая,
Пусть дети поют их, играя.
Пусть солнышко светит всегда,
И счастьем наполнит сердца!
Спасибо за внимание!
Литература:
Ушинский К.Д. Собр. Соч. М.-Л.,1948, т. 3, с.162
Ветлугина Н.А. »Музыкальное воспитание в детском саду», М., Просвещение, 1981
Метлов Н.А. «Музыка детям», Издательство: Просвещение, 1985
Костина Э.П. «Камертон» Москва, Просвещение, 2004