автор: Плутова Наталья Александровна
преподаватель
ГБПОУ КК КПК

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВИРТУАЛЬНОМ НАСТАВНИЧЕСТВЕ: АДАПТАЦИЯ КОНТЕНТА «ВИРТУАЛЬНЫЙ НАСТАВНИК»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВИРТУАЛЬНОМ НАСТАВНИЧЕСТВЕ: АДАПТАЦИЯ КОНТЕНТА “ВИРТУАЛЬНЫЙ НАСТАВНИК”

Плутова Наталья Александровна

Преподаватель ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»

В условиях стремительной цифровизации и глобальных изменений в образовательной среде, организация виртуального наставничества становится важным инструментом для повышения профессиональных компетенций начинающих педагогов среднего профессионального образования (СПО). Виртуальное наставничество представляет собой систему поддержки и обучения, которая использует современные цифровые технологии для создания эффективного взаимодействия между опытными специалистами и начинающими педагогами. Это взаимодействие осуществляется через различные платформы, такие как видеоконференции, электронная почта, мессенджеры и специализированные образовательные ресурсы, что позволяет преодолевать географические и временные барьеры[5].

Разработка структуры платформы осуществлялась научно-методическим отделом колледжа, в соответствии с реализуемыми видами деятельности. Курс «Виртуальный наставник» был определен в Раздел «Методическое сопровождение» Организация работы в СДО Moodle включает в себя регистрацию наставников и наставляемых, а также наполнение материалами курса.

Структура и содержание курса «Виртуальный наставник» было определено на основании проведенного анкетирования и опроса педагогического состава.

Рабочей группой были выделены основные содержательные разделы, которые определяют ежедневную деятельность педагога. Каждый раздел наполнен методическими и дидактическими материалами в соответствии с заявленным содержанием.

На основании проведенного исследования было выявлено, что преподаватели колледжа достаточно часто применяют в своей профессиональной деятельности нормативные документы, то первым в нашем курсе стал именно такой раздел, как «Нормативная документация». В этом разделе представлены используемые в колледже нормативные документы, актуальные на сегодняшний день: приказы, решения педагогических советов, правила, регламентирующие деятельность педагогов, инструкции (в том числе должностные), рекомендации по оформлению текущей документации. Педагогам не нужно отдельно искать эти документы они размещены в одном месте, и по мере изменения и/или обновления добавляются или заменяются. 

Работа педагога в сфере среднего профессионального образования включает многостороннюю деятельность, направленную на организацию и реализацию качественного учебного процесса Учебная документация выполняет множество функций: она не только служит инструментом планирования и контроля, но и способствует систематизации знаний, формированию у студентов необходимых компетенций и навыков. Понимание значимости учебной документации позволяет педагогу более осознанно подходить к ее разработке и использованию.

 В разделе «Учебная документация» размешены шаблоны рабочих программ, календарно-тематического планирования, фонда оценочных средств, ведомостей для подготовки и проведения промежуточной аттестации. Дополнительно размещены примерные программы и материалы по реализации программы «Внедрение» и «Ядро СПО».

В разделе «ФГОС» размещены ФГОСы для специальностей СПО, реализуемых в колледже, а также ФГОС СОО для реализации программ по общеобразовательным дисциплинам. Дополнительно в этом разделе находятся ФГОСы (ФГОС НОО и ФГОС ДО) для педагогов, реализующих спец. дисциплины и профессиональные модули.

Педагогический обмен представляет собой процесс, в рамках которого педагоги делятся своими методами, подходами и успешными практиками, что позволяет им не только обогащать собственный опыт, но и внедрять новые идеи в свою работу. Важность этого процесса трудно переоценить, так как он способствует созданию сообщества профессионалов, готовых поддерживать друг друга, обмениваться знаниями и находить решения для общих проблем. В условиях, когда образовательные стандарты и требования к качеству обучения постоянно меняются, обмен педагогическим опытом становится необходимым условием для адаптации и успешной работы в новых условиях. В разделе «Эффективный урок» находятся методические и дидактические материалы, обеспечивающие современные подходы в образовании (при помощи презентаций и сопутствующего теоретического материала описаны технологии системно-деятельностного и компетентностного подходов), правила построения современного урока (моделирование занятий различного типа в соответствии.

Самообразование педагогов не только способствует их личностному и профессиональному росту, но и напрямую влияет на качество образовательного процесса. В условиях глобализации и интеграции образовательных систем, педагоги должны быть готовы к изменениям, которые требуют от них гибкости, креативности и способности к саморазвитию. Важно отметить, что самообразование не ограничивается лишь изучением новых методик преподавания, но охватывает широкий спектр знаний, включая психологию, социологию, информационные технологии и другие дисциплины, которые помогают педагогам лучше понимать своих студентов и адаптировать образовательный процесс под их потребности. Раздел «Педагогический инструментарий» содержит анализ учебного урока, перечень учебной документации преподавателя, а также кейс тренажёры, которые раскрывают алгоритм решения ситуаций с применением системы наставничества, в них показаны ситуации с вариантами возможных, но не исчерпывающих решений. Эти кейсы основаны на реальных педагогических затруднениях, представляют описание проблемных вопросов работы современных педагогов и включают в себя ситуации, продемонстрированные в некоторых кинофильмах[4].

Аттестация педагогических работников колледжа представляет собой важный процесс оценки квалификации и уровня профессионализма специалистов в образовательной сфере. Данная процедура востребована для обеспечения высоких стандартов образования, повышения качества образовательных услуг и подтверждения соответствия педагогов занимаемым должностям. В соответствии с Порядком аттестации, утвержденным Министерством просвещения РФ, аттестация касается всех педагогических работников, что делает ее ключевым элементом в системе повышения квалификации. Раздел «Аттестация педагогических работников» содержит актуальную информацию о процедуре аттестации педагогических работников, инструкцию для педагогического работника, подающего заявление о проведении аттестации, Измерительные материалы для оценки профессиональной деятельности педагогических работников при проведении аттестации в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) по должности «преподаватель» и формы для заполнения[3].

Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, поставленных обществом и временем перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования.

Организация внеаудиторных учебных мероприятий со студентами нашего колледжа – это комплексная деятельность, направленная на подготовку специалиста, активизацию творческих навыков студентов, воспитание социальных качеств, развитие научно-исследовательской работы. Внеаудиторные мероприятия развивают индивидуальные способности студентов, помогают повысить качество подготовки специалиста.

В разделе «Внеаудиторная деятельность» размещен материал по организации внеаудиторной деятельности со студентами, куда входят шаблоны необходимой документации для ведения данного вида деятельности, а также задание для преподавателей «Анализ внеаудиторной деятельности», куда они прикрепляют материалы по результатам проведения занятий кружка, мастерской, лаборатории с фото- и видеоматериалами.

Заведование кабинетом представляет собой важную дополнительную функцию для педагогов, которая в большей степени включает в себя ответственность за организацию и управление учебным пространством. Педагог в ГБПОУ КК КПК, берущий на себя эту роль, не только планирует работу кабинета, но и организует методическую деятельность, а также обеспечивает сохранность и актуализацию учебных материалов. В условиях постоянных изменений в системе образования, связанных с внедрением новых технологий, методик и подходов к обучению, важно осознать, как именно управление учебным пространством может способствовать улучшению образовательных результатов. 

Заведование кабинетом не только включает в себя организацию и управление учебными материалами, но и предполагает активное участие в методической деятельности, что открывает новые горизонты для профессионального роста педагогов.

Раздел «Заведование кабинетом» содержит функциональные обязанности заведующего кабинетом, шаблон плана работы кабинета, методические рекомендации по составлению и оформлению паспорта кабинета, а также задание для преподавателей «Анализ деятельности кабинета» куда они прикрепляют материалы по результатам проведенных на базе кабинета мероприятиям.

Важность практико-ориентированной проектной деятельности в образовании невозможно переоценить, так как она способствует формированию у студентов навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Этот подход позволяет студентам не только усваивать теоретические знания, но и применять их в реальных ситуациях, что значительно повышает уровень их вовлеченности и мотивации [6].

Раздел «Проектная деятельность» содержит материалы по ведению проектной деятельности в колледже, такие как Методические рекомендации по организации проектного обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, Положение об индивидуальном проекте в ГБПОУ КК КПК, шаблоны по оформлению проектной документации для студентов, критерии оценивания проекта и т.д. 

Раздел «Библиотека курса» содержит информационное обеспечение наставнической деятельности научно-учебной, методической и справочной литературой. Контент постоянно обновляется с учетом пожеланий и рекомендаций наставников и наставляемых. Каждый педагог может прислать свое мнение. 

Форум «Вопрос-Ответ» позволяет общаться на разные темы, как «наставник-наставляемый», так и в модели «наставник-наставник», а также «наставляемый-наставляемый». Участники могут делится интересными материалами и обсуждать важные темы. 

Раздел «Школа профессионального роста» (далее – ШПР) состоит из материалов, представленных на занятиях ШПР.

Доступ к ресурсу возможен после регистрации в ЭОС ГБПОУ КК КПК и записи на данный курс.

Качество содержания представленных материалов отслеживает «Рабочая группа педагогов», закрепленная за разделом. Администратором ресурса выступает заместитель директора по научно-методической работе.

В мире цифрового наставничества персонализация контента является ключевым фактором для достижения максимальной эффективности. “Виртуальный наставник” должен быть способен адаптироваться к индивидуальным потребностям каждого обучающегося, предлагая персонализированный опыт обучения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВИРТУАЛЬНОМ НАСТАВНИЧЕСТВЕ: АДАПТАЦИЯ КОНТЕНТА «ВИРТУАЛЬНЫЙ НАСТАВНИК»