автор: Погорелова Елена Борисовна
воспитатель
Тула, МБОУ ЦО № 39

«Приобщение детей к физической культуре через спортивные праздники и развлечения»

 

      

 

Практический опыт воспитателя

Погореловой Елены Борисовны

«Приобщение детей к физической культуре через 

спортивные праздники и развлечения»

В  современных условиях развития и воспитания детей дошкольного возраста актуальными задачами педагогического опыта являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также совершенствование двигательных умений посредством спортивных праздников и развлечений.
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1. Сведения об авторе – составителе
Погорелова Елена Борисовна, воспитатель МБОУ ЦО № 39
2.Тема опыта
Разработки спортивных праздников и развлечений как одна из эффективных форма приобщения детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой и спортом (из опыта работы инструктора по физической культуре).
Участники:
II младшая группа
средняя группа
старшая группа
подготовительная группа
родители воспитанников,
воспитатели,
инструктор по физической культуре.
4.Актуальность опыта
«Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными – задачи каждого дошкольного учреждения.
Внимание к детскому спорту – забота о будущем. В последнее время вопросы воспитания любви к спорту у детей часто освещается в книгах, статьях в газетах и журналах; лектории, кино, радио и телевидение дают родителям советы, информируют о том, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений.
Чтобы ребенок был здоров, ему просто необходимы физические упражнения. Причем и для умственного здоровья тоже. Нескончаемый поток детской энергии просто нельзя подавлять, иначе это может сказаться на психике ребенка.
Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установление новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также совершенствование двигательных умений посредством спортивных праздников и развлечений.
Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение, находчивость, мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли правильно использовать их в игре и в повседневной жизни.
Своевременное развитие основных двигательных навыков почти также важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка, например, развитие речи. Знакомство родителей с азами физического воспитания детей дошкольного возраста повышает педагогическую компетентность родителей и тем самым их интерес к формированию ЗОЖ.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых интересных увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развевают сообразительность, другие – смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.
Тема выбрана, потому что в настоящее время праздникам отводится особое, иногда центральное, место в образовательном процессе ДОУ. Они способствуют наиболее эмоциональному воздействию и эффективному решению ряда воспитательных и образовательных задач. Сюжеты спортивных праздников и развлечений позволяют создать праздничную, радостную, дружескую атмосферу в детско-взрослом коллективе детского сада, вызвать у детей эмоциональный отклик, сделать событие ярким, впечатляющим и вызывают у ребят чувство радости, восторга, чего-то необычного и тем самым оставляют глубокий след в памяти!
Инструктор по физической культуре данного ДОУ ищет возможности для плодотворной, продуктивной и творческой деятельности. В условиях вариативности и разнообразия, и разнообразия программ стало очевидно, что физкультурные праздники и развлечения обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение всех образовательных программ, так как в их основе заложены принципы системности, интегрированности и взаимозависимости образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», что соответствует ФГОС (Федеральным Государственным Образовательным Стандартам Дошкольного Образования).
Систематически проводимые в детском саду спортивные праздники и развлечения обогащают жизнь детей, способствуют развитию полученных умений и навыков, закреплению знаний, воспитанию гармоничной и всесторонней личности, приобщают детей к занятиям физической культурой и спортом.
5.Теоретическое обоснование опыта
Ребенок XXI века, по мнению академика Н. А. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: перееданием, гиподинамией, накапливанием отрицательных эмоций физической разрядки.
Врачи, физиологи, педагоги, ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.
Психологами, педагогами, врачами доказано, что ребенок с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, веселых улыбок, тепла вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным ситуациям. Известный педагог Е.А. Аркин говорил: «На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей».
Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг, а положительные эмоции, творчество- важнейшие факторы оздоровления И.М. Фонарев, И. И. Гребешкова).
6.Ведущая педагогическая идея
Динамическое развитие дошкольного образования в современных социально-экономических условиях невозможно без внедрения новых идей, подходов, моделей, педагогических моделей, педагогами – практиками, родителями. Работа современного ДОУ зависит от инновационного характера развития всей образовательной сферы, интеграции научной и практической деятельности.
Многолетняя практика работы в детском дошкольном учреждении показала значимость спортивных праздников и развлечений в активном приобщении каждого ребенка дошкольного возраста к занятиям физической культурой и спортом. Имеется не мало положительных приемов творческого подхода педагогического коллектива к их организациям и проведении. Опыт организаций спортивных праздников и развлечений показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целенаправленностью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умения проявлять физические качества в необычных ситуациях, а также массовая пропаганда физической культуры и спорта.
Спортивные праздники и развлечения нацелены не на оттачивании техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность, свободное и непринуждённо взаимопонимание, способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Автор опыта стремится разнообразить тематику праздничных мероприятий, с помощью которых у детей обогащаются и закрепляются полученные в повседневный жизни знания. Важно, чтобы их содержание соответствовало возрасту детей, сезонному периоду, тематике организованной образовательной деятельности.
Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребят праздник – это целое событие.
Новизна опыта: в предложенных разработках спортивных праздников и развлечениях автор опыта досконально продумывал каждую эстафету, увлекательные, но в то же время эффективные развивающие физические упражнения, командные соревнования, игры, турниры, которые способствуют приобщению к занятиям по физической культуре и спортом, повышают физическое развитие детей; подбирал оригинальные авторские названия конкурсов, музыку, соответствующую теме эстафет для детей 3 – 7 лет.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель педагогической деятельности: приобщать к занятиям физической культурой и спортом детей дошкольного возраста и родителей воспитанников через систему проведения спортивных праздников и развлечений.
Задачи:
– разработать и апробировать сценарии спортивных праздников и развлечений для детей дошкольного возраста и родителей воспитанников;
– установить уровень результативности участия в соревнованиях детей дошкольного возраста от систематического проведения спортивных праздников и развлечений;
– изучить специальную литературу по теме опыта.
Длительность работы над опытом: 2015-2019 уч. гг.
Диапазон опыта: при подготовке праздников и развлечений учитывала определенные моменты:
– мероприятия планировались в соответствии с задачами на данный период
времени;
– содержание программы согласовывались с пройденным учебным
материалом;
– использовались разнообразные методические приемы и способы
организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности;
– игры и упражнения соответствовали правилам дозировки: физическая
нагрузка постоянно возрастала, а в последнем задании – снижалась;

– после выполнения заданий, возбуждающих детей, использовала игры
малой подвижности, словесные игры;
– использовала разнообразный спортивный инвентарь, в том числе и
нестандартный;
– не забывала о музыкальном сопровождении. Оно повышало эмоциональное
состояние и активность детей при выполнении предложенных заданий;
– создавались различные ситуации, в которых детям необходимо
самостоятельно найти решение, преодолеть трудные препятствия.
Работа, направленная на планирование, разработку авторских сценариев, организацию и проведение спортивных праздников и развлечений включила четыре этапа:
1.Организационно – просветительский этап – раскрытие смысла, содержания и значимости предстоящей работы для администрации, родителей, воспитателей, специалистов дошкольного образовательного учреждения, а также заместителя по учебной части детско-юношеской спортивной школы. Определение задач предложенных мероприятий. Планирование и разработка авторских спортивных праздников и развлечений.
На этом этапе было проведено совещание педагогических работников на тему: «Спортивные праздники и развлечения». На совещании были определены задачи по данной теме, обоснована необходимость проведения данной работы в детском саду. Распределены обязанности между педагогами дошкольного образовательного учреждения.
2. Деятельностный этап – разработка, организация и апробация спортивных праздников и развлечений классифицируются по следующим разновидностям:
– спортивные праздники, направленные на (сезонную тематику,
государственные, нравственно-патриотические, познавательные, экологические, развлекательные, «Малые олимпийские игры» и др.);
– сюжетные (выполнение двигательных заданий осуществляется в
соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой или идеей);
– игровые (проводятся с детьми всех возрастов);
– эстафеты соревновательного типа (проводятся с детьми 4-7 лет) в
дошкольном учреждении и детско-юношеской спортивной школе (участники двух и более команд соревнуются между собой или все дети вступают в противоборство с вымышленным или реальным персонажем);
– детско-родительское взаимодействие (с непосредственным участием
родителей «Папа, мама, спорт и я – неразлучные друзья»);
– коррекционные технологии (спортивно-речевые праздники).
По месту проведения праздники делятся:
– на спортивной площадке или стадионе;
– в спортивном зале.
На этом этапе были организованы и проведены спортивные праздники и развлечения, согласно намеченному плану планирования. Спортивные праздники и развлечения проводились во всех возрастных группах (вторые младшие группы – 3- 4 года, средние группы – 4 – 5 лет, старшие группы – 5 – 6 лет, подготовительные группы – 6 – 7 лет) инструктором по физкультуре, воспитателями групп один раз в месяц, в соответствии с календарным планированием. На зрелищных мероприятиях закреплялись, систематизировались знания детей, полученные на физкультурных занятиях; совершенствовались движения, воспитывающие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к сверстникам; пропаганда физической культуры и спорта. На мероприятиях создавались условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Ребята удовлетворяли естественную биологическую потребность в движении, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Перед праздником оформляется зал атрибутами в зависимости от тематики праздника: флаг детского сада или государственный, яркие навесные флажки, шары, плакаты с различными изображениями и другое.
Структура каждого спортивного праздника и развлечения разнообразна и зависит от вида мероприятий. Мероприятие делила на три части:
I Вводная (торжественная) часть – организована в различных формах:
парад участников с поднятия флага;
– построение;
– сдача рапортов;
– массовая пробежка по территории детского сада всех участников и
болельщиков, включая взрослых;
– неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые
приглашают всех принять в массовом мероприятии;
– приветствие заведующего детским садом;
– исполнение общая песня, в которой явно выражена идейная
направленность.
II Основная часть – после торжественной части следует основная:
– показательные выступления детей, состоящие из разных композиций
общеобразовательных выступлений, которые выполняются детьми в разных построениях – колоннах, кругах, «ручейком», колонне или шеренге по диагонали, с различными флажками, цветами, мячами, обручами;
– показательные номера, выступления приглашенных гостей: гимнасты,
детская танцевальная группа «Импульс», учащиеся спортивных школ, взрослые – сотрудники детского сада, родители;
– игры, эстафеты соревновательного типа. Они увеличивают двигательную
активность, повышали интерес к физическим нагрузкам. Дети любят игры-эстафеты, где им приходилось делиться на команды, выбирать капитана, придумывать название и девиз команде. Такие игры требовали от них больше ловкости, смелости, сноровки. Игры-эстафеты чередовались с играми малой подвижности, номерами художественной самодеятельности, ритмическими танцами.
– стихи – развивают память, речь, веселое изучение окружающего мира,
пополнение словарного запаса;
– загадки – обогащают речь, развивают внимание, память;
– показ презентаций на тему «Зимние олимпийские игры», «Летние
олимпийские игры», «Великие спортсмены» и другие;
– шутки – в перерывах между играми и заданиями; сюрпризы-вызывают
бурю эмоций, активизируют деятельность дошкольников. Это может могут быть аудиозаписи, письма, неожиданное появление сказочных героев, или посылка с сюрпризом и другое.
Большую роль во время праздников играет участие взрослых. Жюри – оно должно деликатно оценивать каждую победу и поражение
детей, поддерживать дух оптимизма, уверенность в силах отстающей команды. Ведущий – овладевает вниманием коллектива детей. Ему необходимо знать и учитывать их особенности, ориентироваться на ходу. А также регулировать физическую и психическую нагрузку детей.
III Заключительная часть –подведение итогов праздника:
– награждение команд;
– отдельный подарок каждому участнику праздника;
– общий хоровод, флэш-моб;
– парад участников;
– фото на память
Проведение спортивных праздников и развлечений у детей дошкольного возраста позволяют решить ряд задач, а именно:
– приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом;
– развитие у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом;
– содействие творческому проявлению волевых усилив условиях
соревнования;
– популяризация значимости физической культуры и спорта среди родителей и общественности.
3. Рефлексивно-диагностический этап – подведение итогов проделанной
работы: участие детей старшего дошкольного возраста в различных спортивных соревнованиях муниципального и регионального уровня («Хоккей в Валенках», лыжные гонки, мини-волейбол, ГТО); мониторинг физического развития детей, сравнительный анализ до и после проведения цикла мероприятий.
В конце каждого учебного года инструктор проводил мониторинг с целью установить зависимость уровня физического развития детей от систематического проведения спортивных праздников и развлечений в дошкольном образовательном учреждении.
Стабильность положительных результатов подтверждает эффективность проведенной работы. Опыт работы инструктора по физической культуре показал, что участие детей дошкольного возраста в спортивных праздниках и развлечениях позволяет повысить уровень интереса к занятиям физической культуре и спортом.
4.Распространение собственного педагогического опыта – работая над этой темой, инструктор по физической культуре транслировал и распространял опыт в различных педагогических коллективах на муниципальном и региональном уровне (мастер-классы, серии открытых мероприятий, научные конференции), в персональном Блоге Солодовой Марины «Учебно-Методического Кабинета» https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-dmitrievna-solodova, в различных сетевых сообществах, в периодических изданиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Стабильность положительных результатов подтверждает эффективность проведенной работы. Участие детей в соревнованиях за 2019-2016 уч. гг. Результаты работы показали действенное влияние на формирование детской личности по направлению физической культуры и спорта:
– повысил уровень физического развития;
– участие в различных спортивных состязаниях;
– победы на соревнованиях как командой, так и в личном первенстве;
– совместная деятельность, достижение хороших результатов командой,
преодоление трудностей сплотили коллектив;
– соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствовал воспитанию целеустремлённости, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств;
– участие в спортивных праздниках и развлечениях помог детям глубже осознать значение систематическим упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов;
– приобщают детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
– знакомство родителей с азами физического воспитания детей дошкольного
возраста и участие в совместных праздниках повысило педагогическую компетентность родителей и тем самым их интерес к формированию ЗОЖ.
Большое воспитательное значение имеет слаженная деятельность взрослых – сотрудников дошкольного учреждения, родителей, спортивных организаций, их совместное участие в подготовке и программе праздника (веселых играх, соревнованиях, аттракционах и т.д.)
Положительный пример взрослых послужил повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских спортивных праздниках посодействовал пропаганде физической культуре и спорта.
Опыт работы инструктора по физической культуре показал, что участие детей дошкольного возраста в спортивных праздниках и развлечениях позволил повысить уровень физического развития детей, а также повысил интерес к занятиям физической культурой и спортом. Спортивные праздники и развлечения помогли донести до сознания дошколят представления о явлениях общественной жизни, воспитывают уважение к людям разных профессий, привлекают внимание к выдающимся спортивным достижениям.
Справка о позитивных результатах физического развития детей дошкольного возраста за 2023-2024г
В Направление образовательной деятельности по физической культуре предполагает достижение целей: формирования у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, которое включает в себя:
– развитие физических качеств: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
– накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными движениями;
– формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Физическое развитие» (групп вторых младших, средних, старших и подготовительных) направлен на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени её освоения. В ходе экспресс-диагностики (данные по А.П. Усовой, Л.И. Пензулаевой, Е.Н. Вавиловой, А.Б.Лагутиной), цель которой установить особенности развития у детей физических качеств, накопленный двигательный опыт (овладение основными движениями), проследить динамику показателей в течение учебного года.
Тестирование физических качеств – это отдельные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость; показатели физического развития детей (3-7 лет).
Средние показатели по физическому развитию:
– бег на 30м, «Челночного бега»; беговая нагрузка в упражнениях на
выносливость (60, 80, 120, 300 м);
– метания на дальность мешочка весом 200г (левой и правой рукой), метание
теннисного мяча в даль;
– определение гибкости наклон вперед из положения стоя на гимнастической
скамейке, «Отодвинь кубик дальше»;
– показатели силы мышц живота: поднимание туловища из положения лежа;
– прыжок в длину с места;
– сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу и другие.

«Приобщение детей к физической культуре через спортивные праздники и развлечения»