автор: Погребникова Татьяна Егоровна
преподаватель
МКУДО «Уйская ДШИ №1» 456470 Россия Челябинская область село Уйское Уйского района ул Ленина 22А

Открытый урок «Коллективная работа в станковой композиции – пейзаж по эскизам пленэра»

 

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Уйская детская школа искусств №1»

Отделение «Изобразительное искусство»

План – конспект открытого урока

по станковой композиции

ТЕМА

«Коллективная работа в станковой композиции – пейзаж по эскизам пленэра»

3 класс (4 года обучения)

тип занятия: повторение (ситуационная игра)

класс третий ДШИ

Преподаватель отделения «Изобразительного искусства»

Погребникова Т.Е

Дата проведения:   2025 год

2025 год.

План – конспект открытого урока

по  станковой композиции

ТЕМА: «Коллективная работа в станковой композиции – пейзаж по эскизам пленэра»

3 класс ДШИ

Тема  урока:    «Коллективная работа в станковой композиции – пейзаж по эскизам пленэра»

Задачи: определение главного в заданной композиции, правильная компоновка в листе, передача эмоционального состояния через цветовое решение. Изображение окружающей среды с учётом воздушной и линейной перспективы.

Цель урока (для учителя): Сформировать алгоритм работы над пейзажем

Используя определённые композиционные приёмы,

условности построения изображения в формате, научить последовательному

выполнению заданий по принципу «от простого к сложному», «от

стандартного к творческому», развивать композиционные навыки и

способность к импровизации.

Задачи урока:

Образовательные

– закрепить устно законы, приемы и правила композиции;

– выполнить коллективно фор эскиз для пейзажа, с использованием средств

выразительности.

Развивающие

развивать навыки поэтапного выполнения задания, умение выделять главное;

развивать воображение, творческие способности, познавательную

активность.

Воспитательные

воспитывать интерес и любовь к искусству, художественный вкус и

воображение

 Тип урока: Урок повторение-Ситуационная игра (3 класс ДШИ)

Оборудование и материалы:

Оборудование урока для учителя: репродукции картин, композиционные

работы учащихся ДХШ, презентация по теме урока.

Оборудование урока для учащихся: Этюды сделанные на пленэре, Бумага А3, акварель, кисти, пастель, простой и цв. карандаши.

Ход урока

Этапы урока Дидактическая задача каждого этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты этапа урока
Организаци

онный

момент

Подготовка

учащихся к

активному

сознательному

усвоению

знаний.

1) Приветствие

2) Проверка готовности рабочих мест.

1) приветствуют учителя

2) проверяют готовность

рабочих мест к уроку

Личностные:

формировать

самостоятельность,

ответственность,

готовность к

работе,

созидательный

настрой

Постановк

а цели и

задач

урока.

Определение

темы и цели

урока.

Мотивация

учебной

деятельности

учащихся.

Актуализация

знаний.

1.Лучшие работы будут

отправлены на международную выставку Хотите поучаствовать?

3) Но, чтобы рисунки получились достойными выставки, какими качествами они должны обладать?

4) Да. В этом помогут ваша фантазия и знание правил и приёмов , которые используют в композиции, для придания ей большей выразительности. С ними мы познакомимся подробнее.

1) Композиция – это

распределение предметов на

плоскости в определенном

порядке.

2) Равновесие, соподчинение,

закон целостности.

3) Формат, симметрия,

асимметрия, доминанта,

нюанс, статика, динамика,

ритм и контраст.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, излагать

свое мнение.

Метапредметные:

умение

анализировать и выделять главное.

Предметные:

владение

понятийным

аппаратом по теме

Первичное

закрепление

в знакомой

ситуации

(типовые)

в

изменённой

ситуации

(конструкти

вные)

Повторение

законов

композиции 

1) Сначала вспомним, что такое

композиция?

2) Назовите основные законы композиции? Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов,

нарушается гармония – согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен. 

3) Существуют приемы, которые используют в композиции, для придания ей большей выразительности. Давайте их

вспомним?

4) Остановимся подробнее на контрасте и

нюансе. Нюанс: нюансные отношения – это незначительные, слабо выраженные различия предметов по величине, рисунку,

фактуре, цвету, расположению в пространстве листа.

Контраст: заключается в резко выраженном противопоставлении элементов композиции. Контраст делает картинку заметной, выделяет ее среди других.

 Различают контрасты: направления, движения, размера, условной массы, формы, цвета, света, структуры или фактуры. Для выражения контраста по цвету используют противоположные цвета.

Какие противоположные цвета вы знаете ?

5) Поиграем в контрасты (можно

использовать мячик):направление горизонтальное

1) Композиция – это

распределение предметов на

плоскости в определенном

порядке.

2) Равновесие, соподчинение,

закон целостности.

3) Формат, симметрия,

асимметрия, доминанта,

нюанс, статика, динамика,

ритм и контраст.

4) синий и оранжевый,

желтый и фиолетовый.

Коммуникативны

е: участвовать в

диалоге, излагать

свое мнение.

Метапредметные:

умение

анализировать и

выделять главное.

Предметные:

владение

понятийным

аппаратом по теме

Творческое

применени

е и

повторение

знаний в

новой

ситуации

(урок-игра)

Выполнение

практического

задания

«Пейзаж по этюду пленэра».

1) Чтобы закрепить полученные знания, выполним колектиное задание

В форме игры. У каждого из вас есть своя роль (Кто контраст, кто линия, кто светотень, кто перспектива, кто колорит и т. д.) и сейчас на бумаге вы выполните коллективное практическое задание по этюдам созданным на пленэре  

И так начинаем:

Сегодня к нам друзья придите!

И хоть одним глазком взгляните!

На то огромное мученье –

Произведения рожденье!

Чтоб показать противоречья,

Борьбу всех мыслей человечьих,

Дадим мы образ каждой мысли.

Пусть вслух она заговорит!

Пускай своё расскажет мненье,

И это мненье утвердит.

Вот тема: Молодость! Искусство!

Какие всем навеет чувства?

Мы выбираем персонаж,

И вот урок покажем наш!

Законы, правила , приёмы

Их очень много разных,

И сложных, и прекрасных,

Разумных, нужных правил !

И все вам нужно знать !

Не все конечно здесь

Мы собрались чтобы картину

Волшебную картину

Решили написать

Которая о жизни

Могла бы рассказать !

Выходит учащийся и на листе выполняет задачи композиции.

Я КОМПОЗИЦИЯ !

И первой я, вместе с темой прихожу.

Фигуры, их расположенье,

Я на картине нахожу!

Чтоб тему в точности представить,

Фигуру можно там поставить !

А лучше просто посадить!

Вот этим боком, или тем…..

Сейчас замучаю совсем!

Пускай стоит, расположиться

Свободней сможет так она!

Пускай посмотрят остальные Как мною тема решена!

Выходит учащийся и на листе выполняет задачи перспективы.

Я –  ПЕРСПЕКТИВА !

Сокращенье на расстоянии всех обьёмов.

И при далёком рассмотреньи

Гашу цвета голубизной,

Направив взоры к горизонту,

Взяв зрителя, стоянья кочку,

И проведя их в бесконечность,

Все линии сойдутся в точку !

Выходит учащийся и на листе выполняет задачи линии

А ЛИНИЯ ? Она всегда

всё верно очертить должна !

Отметить чёткий силуэт !

О направлении дать ответ.

Добро и злое разделить.

Границу света проложить !

О, здравствуйте, прекрасные 

Любители искусства!

Выходит учащийся и на листе выполняет задачи колорита.

Я КОЛОРИТ

И разные я вызываю чувства, 

Ведь если яркий колорит,

Насыщенный цветами, 

То впечатления сильные

Открыты перед нами

А если бледные цвета

Иль, серо- голубые,

Возможно это грусть, тоска

Волнения любые. 

Художник точно должен знать

О чём он хочет рассказать.

Выходит учащийся и на листе выполняет задачи светотени

СВЕТОТЕНЬ.

На плоскости холста

Изобразить объём…..

По силам это вам иль нет ?

Ну что ж я, помогу !

Я – СВЕТОТЕНЬ !

Объёмным станет Ваш предмет !

 Во всём пропорция нужна !

Везде пропорция важна !

Пирог испечь – чтоб был вкусней,

Соотношение частей,

Для платья, книги и машины

И обязательно Картины !

Выходит учащийся и на листе выполняет задачи контраста

А я КОНТРАСТ !

Бью прямо в глаз !

Открытыми цветами !

Чтоб подчеркнуть !

Чтоб выделить !

Что захотите сами !

В картине штрих 

Покажет настроенье.

Вот лёгкий Штрих –

Рассказ и созерцанье,

А если беспорядочен, изломан,

Быть может, вихрь

Тревожит мирозданье?

Прославим вместе

Разума творенье!

Ведь живопись – талант

 И вдохновенье !

Веками люди прославляли

То искусство !

Не только форму выражая,

Но и чувства !

На полотне оттенки строя, 

Созвучие рождая цветовое !

Познавательные:

-использовать знания о

Выразительных возможностях композиции;

– решать

Композиционные задачи;

– добиваться образной

выразительности

работы.

Метапредметные:

умение раскрывать

понятие на

фактическом

материале.

Подведение

итогов

урока

Закрепление

знаний об

изученном

материале

1) Итак, ребята, чтобы подвести итоги нашего занятия, вспомним, тему нашего урока.

2) Повторение законов композиции

4) Я предлагаю устроить Худсовет. Давайте проанализируем ваши фор эскиз. Каким критериям они должны соответствовать?

5) Молодцы! Все справились с заданием 

1) Законы композиции

2) Резко выраженное

противопоставление

элементов композиции.

Контраст делает картинку заметной, придаёт ей

выразительность.

3) Композиция должна быть неделимой, уравновешенной,

использован контраст.

Познавательные:

Осознанное ипроизвольное построение речевого

высказывания;

структурирование

знания;

Анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать

выводы).

Открытый урок «Коллективная работа в станковой композиции – пейзаж по эскизам пленэра»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram