автор: Подоляк Татьяна Александровна
Учитель – логопед
МБОУ «СОШ № 3»
«Использование элементов логопедических технологий при коррекции общего недоразвития речи»
Использование элементов логопедических технологий при коррекции общего недоразвития речи
Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных для современной логопедии. Перед педагогами встает вопрос поиска новых подходов, технологий и приемов коррекционной работы исходя из уровня речевого недоразвития ребенка.
Ниже представлены примеры дифференцированного использования элементов логопедических технологий.
Использование элементов логопедических технологий при коррекции
общего недоразвития речи I уровня.
Тема «Веселые карандаши»
Технология, метод | Цели применения современных образовательных технологий | Содержание |
Воспитатель встречает детей, на пальцах у нее «карандашики». «Карандаши» предлагают детям поиграть с ними. | ||
Технология «Сочетание речи с кодированными движениями». | Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с ОНР I ур. | «Ходьба»
Мы проверили осанку (Дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.) И свели лопатки (Отводят плечи назад) Мы ходим на носках: ах, ах, ах! Мы идем на пятках: ах, ах, ах! Мы идем как все ребята: ух, ух, ух! (Шагают маршеобразно) И как мишка косолапый: Ох, ох, ох! (Идут размашисто, вразвалку) Выделенные слоги дети повторяют. |
По ходу движения воспитатель заводит детей в круг. «Карандашики» предлагают детям найти своих друзей в сухом бассейне. | ||
Технология графомоторной стимуляции речи. | Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, коррекция мелкой моторики рук, снятие мышечной напряженности. | «Отыщи карандаш»
Дети указательным пальцем разгребают крупу и отыскивают карандаш. Достают его большим и указательным пальцами. -Где желтый карандаш? (педагог называет цвет своего карандаша и дает образец ответа) — Вот желтый карандаш! Продолжает задавать вопросы и побуждает детей к ответу. «Плохо» говорящие дети отвечают одним словом «вот». |
«Карандашики» предлагают поиграть с настоящими карандашами. | ||
Массаж рук с помощью карандашей. | Повышение физической и умственной работоспособности детей, создание функциональной базы для оптимальной целенаправленной речевой работы. | «Прятки»
-Карандашик я сжимаю и ладошку поменяю. -Возьми карандашик и сожми его в кулачке. «Утюжок» -Карандашик покачу вправо – влево, как хочу. -Покатай карандаш между ладонями, по полу. |
«Карандашики» предлагают в «кучке» найти парочку для своего карандаша. | ||
Развитие крупной моторики рук через движения с предметами. | Повышение физической и умственной работоспособности детей, создание функциональной базы для оптимальной целенаправленной речевой работы. | «Карандашики шагают»
Карандашики шагают: вот-так, вот-так! (На месте «шагают» карандашами) А как? Далеко – близко, (Дети выполняют движения от себя и к себе) Высоко – низко. (Дети выполняют движения вверх и вниз) |
«Карандашики» предлагают порисовать. | ||
Технология графомоторной стимуляции речи в сочетании с изобразительной деятельностью. | Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, коррекция мелкой моторики рук, снятие мышечной напряженности. | «Солнышко»
Круг рисуем – раз, два, три И много линий, посмотри. Вверх и вниз, И вправо – влево Провожу я их умело. (Дети рисуют, повторяя движения воспитателя, в соответствии со словесной инструкцией.) |
Воспитатель к своему солнышку подрисовывает закрытые глазки, собирает карандаши в коробку – кроватку. Предлагает детям спеть колыбельную. | ||
Логоритмика в сочетании с ИКТ | Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | Логоритмическая распевка «Баю-бай»
в компьютерном варианте. Дети поют заранее разученную распевку. |
Использование элементов логопедических технологий при коррекции
общего недоразвития речи II уровня.
Тема «В гостях у ежика»
Технология, метод | Цели применения современных образовательных технологий | Содержание |
Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в лес. Говорит, что передвигаться будем необычными шагами. | ||
Кинезиологические упражнения с элементами дыхательной гимнастики. | Активизация межполушарного взаимодействия.
Формирование речевого дыхания. |
«Перекрестные шаги»
Дети шагают, касаясь локтем противоположного колена. – В лесу подул ветер. Упражнение на развитие дыхания. Дети вдыхают через нос и на выдохе (через рот) длительно произносят звук: УУУУУУ. Дети на выдохе произносят фразы: Холодно. Очень холодно. Мне очень холодно. – Давайте погреемся. «Мы согреваемся» Дети разводят руки в стороны, затем обнимают себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левую – поверх правой» |
Воспитатель спрашивает: «Каких животных можно встретить в лесу?» Дети высказываются. Воспитатель подводит детей к обобщающему понятию «дикие животные». – А мне встретился в лесу необычный ежик. Почему он необычный? (У ёжика нет колючек) | ||
Развитие мелкой моторики рук через движения с предметами. | Повышение физической и умственной работоспособности детей, создание функциональной база для оптимальной целенаправленной речевой работы. | «Помоги ежику вернуть колючки»
Детям предлагается контурное изображение ёжика без колючек. Дети придумывают слова – признаки к слову «ёжик», отвечая на вопрос: «Ёжик какой?» и прицепляют прищепки – «колючки» к контурному изображению ёжика. |
-Ёжик предлагает прогуляться по лесной тропинке.
Дети идут по «массажным дорожкам» к картинкам. |
||
Метод наглядного моделирования
(мнемотехника) |
Развитие умения ориентироваться в информационном материале: выделять наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. | Пересказ «Ёжик».
Дети рассматривают картинки, лежащие в свободном порядке. Воспитатель говорит, что эти картинки помогут запомнить рассказ. Дети предполагают, о ком или о чем будет рассказ. Затем берут по одной картинке. Воспитатель зачитывает рассказ полностью. А затем предлагает запомнить рассказ с помощью картинок – подсказок. Воспитатель читает рассказ по предложениям, дети выставляют картинки в нужном порядке. Воспитатель читает рассказ еще раз, дети пересказывают рассказ по цепочке. |
-Ёжику понравился рассказ, и он хочет подарить вам колючие ёжики-шарики. | ||
Су-джок терапия | Повышение физической и умственной работоспособности детей, создание функциональной базы для оптимальной целенаправленной речевой работы. | Пальчиковая игра «Ёжик»
(Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.) Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями). |
-Давайте вернем ёжику шарики и скажем ему добрые слова. |
Использование элементов логопедических технологий при коррекции
общего недоразвития речи III уровня.
Тема «Наш друг – клоун»
Технология, метод | Цели применения современных образовательных технологий | Содержание |
Воспитатель в одежде Клоуна встречает детей и предлагает им познакомиться с помощью чудесного клубочка. | ||
Социоигровая технология сотрудничества.
(На базе психологических игр и упражнений К. Фопеля) |
Формирование партнерских отношений, позитивного отношения к себе и окружающим, навыков доброжелательного общения. | «Паутинка»
(Дети садятся в один большой круг.) -У вас есть сейчас возможность рассказать о себе. Начнем со слов, которые отвечают на вопрос: «Кто вы?» (начинает Клоун: «Я – Клоун»). Дети зажимают свободный конец нити крепко в руке и кидают клубок сидящему напротив ребенку, отвечая на вопрос. -А для того, чтобы распутать паутинку, вы должны ответить на вопрос: «Какие вы?» Каждый ребенок возвращает клубок предыдущему, отвечая на вопрос. |
-Вы сидели неподвижно в «паутинке». Давайте поиграем и разомнем ваши ручки и ножки. | ||
Игровая технология
(подвижные игры) |
Повышение мотивации учебной деятельности, интереса и потребности общения; развитие когнитивных процессов, компонентов речевой системы. | «Веселая разминка»
(Дети встают в круг и делают движения по тексту.) Мы сейчас пойдем направо, а потом пойдем налево. В центре круга соберемся и на место все вернемся. Мы тихонечко присядем, ручками себя погладим. Мы поднимемся тихонько и попрыгаем легонько. Пусть попляшут наши ножки, и похлопают ладошки. «Что мы делали?» -Вспомните, что мы делали во время веселой разминки? -А что еще вы делаете в детском саду? |
-Какие вы сегодня веселые! А вот у меня настроение бывает разное. | ||
Мимическая гимнастика | Развитие мимической мускулатуры. | «Покажи настроение»
-Я бываю веселый и радостный. Покажите мое настроение. (Аналогично: удивленный, испуганный, грустный). |
-Я не хочу оставаться грустным. Мне бы очень хотелось, чтобы вы меня развеселили и выложили из геометрических фигур мой портрет. | ||
Межпредметные связи | Перенос полученных знаний в новые условия. | «Портрет клоуна»
Дети выкладывают изображение клоуна из геометрических фигур. (Каждому ребенку выдается набор разноцветных геометрических фигур) |
-Какие замечательные портреты! Они вам помогут придумать про меня синквейн. | ||
Синквейн,
метод наглядного моделирования. |
Облегчение процесса усвоения понятий и их содержания, формирование навыка коротко, но точно выражать свои мысли, способствование расширению и актуализации словарного запаса. Развитие ВПФ. | «Составление синквейна»
(с использованием графической модели) Правила составления дидактического синквейна Клоун. Веселый, забавный. Играет, смешит, радуется. Я люблю клоуна. Цирк. |
Клоун благодарит детей и прощается с ними. |