автор: Подоляк Татьяна Александровна
Учитель – логопед
МБОУ «СОШ № 3»

«Использование элементов логопедических технологий при коррекции общего недоразвития речи»

Использование элементов логопедических технологий при коррекции общего недоразвития речи

 

Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных для современной логопедии. Перед педагогами встает вопрос поиска новых подходов, технологий и приемов коррекционной работы исходя из уровня речевого недоразвития ребенка. 

Ниже представлены примеры дифференцированного использования элементов логопедических технологий.


Использование элементов логопедических технологий при коррекции

общего недоразвития речи I уровня.

 

Тема «Веселые карандаши»

 

Технология, метод Цели применения современных образовательных технологий Содержание
Воспитатель встречает детей, на пальцах у нее «карандашики». «Карандаши» предлагают детям поиграть с ними.
Технология «Сочетание речи с кодированными движениями». Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с ОНР I ур. «Ходьба»

Мы проверили осанку 

(Дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.)

И свели лопатки (Отводят плечи назад)

Мы ходим на носках: ах, ах, ах!

Мы идем на пятках: ах, ах, ах!

Мы идем как все ребята: ух, ух, ух!

(Шагают маршеобразно) 

И как мишка косолапый: Ох, ох, ох!

(Идут размашисто, вразвалку)

Выделенные слоги дети повторяют.

По ходу движения воспитатель заводит детей в круг. «Карандашики» предлагают детям найти своих друзей в сухом бассейне.
Технология графомоторной стимуляции речи. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, коррекция мелкой моторики рук, снятие мышечной напряженности. «Отыщи карандаш»

Дети указательным пальцем разгребают крупу и отыскивают карандаш. Достают его большим и указательным пальцами. 

-Где желтый карандаш? (педагог называет цвет своего карандаша и дает образец ответа)

— Вот желтый карандаш!

Продолжает задавать вопросы и побуждает детей к ответу. «Плохо» говорящие дети отвечают одним словом «вот».

«Карандашики» предлагают поиграть с настоящими карандашами.
Массаж рук с помощью карандашей. Повышение физической и умственной работоспособности детей, создание функциональной базы для оптимальной целенаправленной речевой работы. «Прятки»

-Карандашик я сжимаю и ладошку поменяю.

-Возьми карандашик и сожми его в кулачке. 

«Утюжок»

-Карандашик покачу вправо – влево, как хочу.

-Покатай карандаш между ладонями, по полу.

«Карандашики» предлагают в «кучке» найти парочку для своего карандаша.
Развитие крупной моторики рук через движения с предметами. Повышение физической и умственной работоспособности детей, создание функциональной базы для оптимальной целенаправленной речевой работы. «Карандашики шагают»

Карандашики шагают: вот-так, вот-так!

(На месте «шагают» карандашами)

А как?

Далеко – близко, 

(Дети выполняют движения от себя и к себе)

Высоко – низко.

(Дети выполняют движения вверх и вниз)

«Карандашики» предлагают порисовать.
Технология графомоторной стимуляции речи в сочетании с изобразительной деятельностью. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, коррекция мелкой моторики рук, снятие мышечной напряженности. «Солнышко»

Круг рисуем – раз, два, три

И много линий, посмотри.

Вверх и вниз,

И вправо – влево

Провожу я их умело.

(Дети рисуют, повторяя движения воспитателя, в соответствии со словесной инструкцией.)

Воспитатель к своему солнышку подрисовывает закрытые глазки, собирает карандаши в коробку – кроватку. Предлагает детям спеть колыбельную.
Логоритмика в сочетании с ИКТ Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмическая распевка «Баю-бай»

в компьютерном варианте.

Дети поют заранее разученную распевку.

 

Использование элементов логопедических технологий при коррекции

общего недоразвития речи II уровня.

 

Тема «В гостях у ежика»

 

Технология, метод Цели применения современных образовательных технологий Содержание
Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в лес. Говорит, что передвигаться будем необычными шагами.
Кинезиологические упражнения с элементами дыхательной гимнастики. Активизация межполушарного взаимодействия.

Формирование речевого дыхания.

«Перекрестные шаги»

Дети шагают, касаясь локтем противоположного колена.

В лесу подул ветер.

Упражнение на развитие дыхания.

Дети вдыхают через нос и на выдохе (через рот) длительно произносят звук: УУУУУУ.

Дети на выдохе произносят фразы:

Холодно. Очень холодно. Мне очень холодно.

– Давайте погреемся.

«Мы согреваемся»

Дети разводят руки в стороны, затем обнимают себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левую – поверх правой»

Воспитатель спрашивает: «Каких животных можно встретить в лесу?» Дети высказываются. Воспитатель подводит детей к обобщающему понятию «дикие животные». –  А мне встретился в лесу необычный ежик. Почему он необычный? (У ёжика нет колючек)
Развитие мелкой моторики рук через движения с предметами. Повышение физической и умственной работоспособности детей, создание функциональной база для оптимальной целенаправленной речевой работы. «Помоги ежику вернуть колючки»

Детям предлагается контурное изображение ёжика без колючек. Дети придумывают слова – признаки к слову «ёжик», отвечая на вопрос: «Ёжик какой?» и прицепляют прищепки – «колючки» к контурному изображению ёжика.  

-Ёжик предлагает прогуляться по лесной тропинке. 

Дети идут по «массажным дорожкам» к картинкам.

Метод наглядного моделирования

(мнемотехника)

Развитие умения ориентироваться в информационном материале: выделять наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Пересказ «Ёжик».

Дети рассматривают картинки, лежащие в свободном порядке. Воспитатель говорит, что эти картинки помогут запомнить рассказ. Дети предполагают, о ком или о чем будет рассказ. Затем берут по одной картинке. Воспитатель зачитывает рассказ полностью. А затем предлагает запомнить рассказ с помощью картинок – подсказок. Воспитатель читает рассказ по предложениям, дети выставляют картинки в нужном порядке.

Воспитатель читает рассказ еще раз, дети пересказывают рассказ по цепочке.

-Ёжику понравился рассказ, и он хочет подарить вам колючие ёжики-шарики.
Су-джок терапия Повышение физической и умственной работоспособности детей, создание функциональной базы для оптимальной целенаправленной речевой работы. Пальчиковая игра «Ёжик»

(Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су-Джок между ладонями).

-Давайте вернем ёжику шарики и скажем ему добрые слова.

 

Использование элементов логопедических технологий при коррекции

общего недоразвития речи III уровня.

 

Тема «Наш друг – клоун»

 

Технология, метод Цели применения современных образовательных технологий Содержание
Воспитатель в одежде Клоуна встречает детей и предлагает им познакомиться с помощью чудесного клубочка.
Социоигровая технология сотрудничества.

(На базе психологических игр и упражнений 

К. Фопеля)

Формирование партнерских отношений, позитивного отношения к себе и окружающим, навыков доброжелательного общения. «Паутинка»

(Дети садятся в один большой круг.) 

-У вас есть сейчас возможность рассказать о себе. Начнем со слов, которые отвечают на вопрос: «Кто вы?» (начинает Клоун: «Я – Клоун»).

Дети зажимают свободный конец нити крепко в руке и кидают клубок сидящему напротив ребенку, отвечая на вопрос. 

-А для того, чтобы распутать паутинку, вы должны ответить на вопрос: «Какие вы?»

Каждый ребенок возвращает клубок предыдущему, отвечая на вопрос.

-Вы сидели неподвижно в «паутинке». Давайте поиграем и разомнем ваши ручки и ножки.
Игровая технология

(подвижные игры)

Повышение мотивации учебной деятельности, интереса и потребности общения; развитие когнитивных процессов, компонентов речевой системы. «Веселая разминка»

(Дети встают в круг и делают движения по тексту.)

Мы сейчас пойдем направо, а потом пойдем налево.

В центре круга соберемся и на место все вернемся.

Мы тихонечко присядем, ручками себя погладим.

Мы поднимемся тихонько и попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ножки, и похлопают ладошки.

 «Что мы делали?»

-Вспомните, что мы делали во время веселой разминки?

-А что еще вы делаете в детском саду?

-Какие вы сегодня веселые! А вот у меня настроение бывает разное.
Мимическая гимнастика Развитие мимической мускулатуры. «Покажи настроение»

-Я бываю веселый и радостный. 

Покажите мое настроение.

(Аналогично: удивленный, испуганный, грустный).

-Я не хочу оставаться грустным. Мне бы очень хотелось, чтобы вы меня развеселили и выложили из геометрических фигур мой портрет.
Межпредметные связи Перенос полученных знаний в новые условия.  «Портрет клоуна»

Дети выкладывают изображение клоуна из геометрических фигур. 

(Каждому ребенку выдается набор разноцветных геометрических фигур)

-Какие замечательные портреты! Они вам помогут придумать про меня синквейн.
Синквейн, 

метод наглядного моделирования.

Облегчение процесса усвоения понятий и их содержания, формирование навыка коротко, но точно выражать свои мысли, способствование расширению и актуализации словарного запаса. Развитие ВПФ. «Составление синквейна»

(с использованием графической модели)

Правила составления дидактического синквейна
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Пример.

Клоун.

Веселый, забавный.

Играет, смешит, радуется.

Я люблю клоуна.

Цирк.

Клоун благодарит детей и прощается с ними.

 

«Использование элементов логопедических технологий при коррекции общего недоразвития речи»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram