автор: Покачева Марина Анатольевна
Учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Тобольска Тюменской области
Организация учебного труда младших школьников. Рациональный подход
Организация учебного труда младших школьников. Рациональный подход
Много лет работая с детьми младшего школьного возраста, я обратила внимание на взаимосвязь между организацией учебного труда с качеством успеваемости. В этой статье хочу поделиться своими наблюдениями.
Начну с самого простого- пенал школьника. Его содержимое много расскажет об ученике. Есть дети, у которых в пенале лежат только необходимые вещи: карандаш, пара ручек, ластик, линейка. И всё это ребёнок содержит в порядке. А есть ученики, пенал которых не закрывается от содержимого. И весит не менее трехсот граммов. Ломаные карандаши, фломастеры, колпачки от ручек, несколько ластиков. Вопрос – зачем? А ведь пенал – это необходимая принадлежность на каждый день. На уроке пенал падает, всё содержимое рассыпается. Это отвлекает и самого ученика, и ребят от урока. Некоторые дети приносят всё это для того, чтобы играть. Да, играть. А ручки с колпачками – игрушками, перьями. Зачем это? Родители сами провоцируют детей на развлечения во время урока. Если ученик в 9 лет играет на уроке с содержимым пенала, это уже сигнал родителям и учителю к действиям. Необходима консультация школьного психолога.
Следующий объект моего наблюдения – дневник школьника. Уверена, что дневник, в первоначальном его предназначении, не утратил свою необходимость. Запись домашнего задания в дневнике формирует такие качества как самостоятельность, внимание, аккуратность, ответственность. Однако есть дети, которые не только не записывают домашнее задание в дневнике, но даже не заполняют его на следующую неделю. Возникает вопрос: а где в это время находятся родители. Значит, ребёнок в 9-летнем возрасте уже «предоставлен сам себе», и контроль за подготовкой к учебному процессу со стороны родителей отсутствует полностью.
Раз уж я затронула вопрос подготовки к учебной неделе, то необходимо рассказать о подготовке домашнего задания. Представьте ситуацию. По русскому языку задаю упражнение из учебника. Но учитель решил повысить КПД и предложил ещё некоторые задания к упражнению. Например, разобрать текст по членам предложения, разобрать слова по составу, подчеркнуть безударные гласные. В итоге, есть дети, которые частично выполнили задание. То есть, только само упражнение. А ведь это тоже показательно. Значит, те дети, которые выполнили всё – слышали задание учителя, они формируют в себе ответственность, исполнительность. А остальные – не формируют.
Все предметы школьной программы показательны для учителя и для родителей. Только одни родители берут к сведению, а другие остаются равнодушными. Изобразительное искусство, технология (труд), физическая культура, если ребёнок не готов к этим предметам, то часть вины я вижу в родительском воспитании. Значит, где – то, в самом начале пути, родители не обучили этим навыкам: собирать портфель, пенал, спортивную форму самостоятельно. Не контролировали сам процесс подготовки к учебной неделе. Много можно говорить об этом. Главное сейчас дать практические советы:
- Быть на связи с учителем, посещать родительские собрания, личные консультации.
- На видное место (над столом) повесить расписание уроков, кружков и секций.
- Помогать своему ребёнку на протяжении всего периода обучения в начальной школе и ещё год в среднем звене. Это необходимо, чтобы период адаптации прошёл комфортно.
- Контролировать, не подчёркивая это. Чтобы ребёнок даже не догадывался, что вы осуществляете контроль. Контролировать, не значит использовать фразы «Ты сделал?», «Ты заполнил?», «Ты прочитал?», «Ты решил?». Надо говорить: «Давай вместе посмотрим, что у тебя получилось (не получилось)». Доверие вам, как родителям, будет обеспечено. Следовательно, период переходного возраста тоже пройдёт безболезненно для всех членов семьи.
- С ребёнком важно находиться в моменте освоения всех видов деятельности. Пока вы не доведёте эту деятельность до автоматизма.
Неоднократно пытаюсь обращать внимание на подготовку к устным предметам: чтение, окружающий мир. А в дальнейшем – история, биология, физика, химия и т.д. Все эти предметы основаны на смысловом восприятии текста. Именно поиск смысла – это главная задача читательской и функциональной грамотности. Если ученик в начальной школе получит навыки работы с текстом (пересказ, составление плана, формулировка вопросов к тексту), то он не будет испытывать трудности при написании изложения и сочинения в дальнейшем. Например, мы проходим сказку Ш. Перро «Подарки феи». На дом дети получили задание: составить пять вопросов к первой части сказки. Несмотря на то, что с детьми была проведена предварительная практическая работа по тексту Л. Толстого « Прыжок» и мы с детьми всё подробно разобрали, записали ключевые слова, с которых можно начинать вопрос: « Почему?», «Зачем?», «Каким образом?», « Как объяснить, что…?», « Чему учит?» и т.д., дети представили следующие вопросы:
– Сколько детей было в семье? (двое)
– Кого встретила младшая дочь в лесу? (фею)
Но вопросы эти слишком простые, они не работают на развитие ученика, не требуют рассуждения, умственных затрат на ответ. Необходимо добиваться, чтобы вопросы были, примерно,такого содержания:
– Какие персонажи понравились и почему?
– Почему принц выбрал в жёны младшую дочь?
– Какие качества характера привлекают меня в младшей дочери?
Такое упражнение (составление вопросов к тексту) позволит в дальнейшем, без особого труда, писать изложение или сочинение по любому произведению.
Подведём итоги. Чтобы дети были самостоятельными, организованными, дисциплинированными, необходимо весь период обучения в начальной школе быть с ними рядом. Слушать, как они пересказывают тексты, справляются с задачами, ведут записи в тетради и дневнике, готовятся к урокам физической культуры, технологии и изо. То есть, всему нужно сначала научить, а потом требовать. Всем известно, что «учитель-ученик-родители» – это единая и крепкая взаимосвязь. Учитель не справится без помощи родителей. Никто, кроме них, не знает близко детей: их сильные и слабые стороны, особенности их психики. Об этом нужно помнить и стремиться к лучшему результату в обучении и воспитании младших школьников.