автор: Покачева Марина Анатольевна
Учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Тобольска Тюменской области

Организация учебного труда младших школьников. Рациональный подход

Организация учебного труда младших школьников. Рациональный подход

Много лет работая с детьми младшего школьного возраста, я обратила внимание на взаимосвязь между организацией учебного труда с качеством успеваемости. В этой статье хочу поделиться своими наблюдениями.                                                                                                                                  

Начну с самого простого- пенал школьника. Его содержимое много расскажет об ученике. Есть дети, у которых в пенале лежат только необходимые вещи: карандаш, пара ручек, ластик, линейка. И всё это ребёнок содержит в порядке. А есть ученики, пенал которых не закрывается от содержимого. И весит не менее трехсот граммов. Ломаные карандаши, фломастеры, колпачки от ручек, несколько ластиков. Вопрос – зачем? А ведь пенал – это необходимая принадлежность на каждый день. На уроке пенал падает, всё содержимое рассыпается. Это отвлекает и самого ученика, и ребят от урока. Некоторые дети приносят всё это для того, чтобы играть. Да, играть. А ручки с колпачками – игрушками, перьями. Зачем это? Родители сами провоцируют детей на развлечения во время урока. Если ученик в 9 лет играет на уроке с содержимым пенала, это уже сигнал родителям и учителю к действиям. Необходима консультация школьного психолога.                                                                                                                           

Следующий объект моего наблюдения – дневник школьника. Уверена, что дневник, в первоначальном его предназначении, не утратил свою необходимость. Запись домашнего задания в дневнике формирует такие качества как самостоятельность, внимание, аккуратность, ответственность. Однако есть дети, которые не только не записывают домашнее задание в дневнике, но даже не заполняют его на следующую неделю. Возникает вопрос: а где в это время находятся родители. Значит, ребёнок в 9-летнем возрасте уже «предоставлен сам себе», и контроль за подготовкой к учебному процессу со стороны родителей отсутствует полностью.     

Раз уж я затронула вопрос подготовки к учебной неделе, то необходимо рассказать о подготовке домашнего задания. Представьте ситуацию. По русскому языку задаю упражнение из учебника. Но учитель решил повысить КПД и предложил ещё некоторые задания к упражнению. Например, разобрать текст по членам предложения, разобрать слова по составу, подчеркнуть безударные гласные. В итоге, есть дети, которые частично выполнили задание. То есть, только само упражнение. А ведь это тоже показательно. Значит, те дети, которые выполнили всё – слышали задание учителя, они формируют в себе ответственность, исполнительность. А остальные – не формируют. 

Все предметы школьной программы показательны для учителя и для родителей. Только одни родители берут к сведению, а другие остаются равнодушными. Изобразительное искусство, технология (труд), физическая культура, если ребёнок не готов к этим предметам, то часть вины я вижу в родительском воспитании. Значит, где – то, в самом начале пути, родители не обучили этим навыкам: собирать портфель, пенал, спортивную форму самостоятельно. Не контролировали сам процесс подготовки к учебной неделе. Много можно говорить об этом. Главное сейчас дать практические советы:

  1. Быть на связи с учителем, посещать родительские собрания, личные консультации.
  2. На видное место (над столом) повесить расписание уроков, кружков и секций.
  3. Помогать своему ребёнку на протяжении всего периода обучения в начальной школе и ещё год в среднем звене. Это необходимо, чтобы период адаптации прошёл комфортно.
  4. Контролировать, не подчёркивая это. Чтобы ребёнок даже не догадывался, что вы осуществляете контроль. Контролировать, не значит использовать фразы «Ты сделал?», «Ты заполнил?», «Ты прочитал?», «Ты решил?». Надо говорить: «Давай вместе посмотрим, что у тебя получилось (не получилось)». Доверие вам, как родителям, будет обеспечено. Следовательно, период переходного возраста тоже пройдёт безболезненно для всех членов семьи.
  5. С ребёнком важно находиться в моменте освоения всех видов деятельности. Пока вы не доведёте эту деятельность до автоматизма.

        Неоднократно пытаюсь обращать внимание на подготовку к устным предметам: чтение, окружающий мир. А в дальнейшем – история, биология, физика, химия и т.д. Все эти предметы основаны на смысловом восприятии текста. Именно поиск смысла – это главная задача читательской и функциональной грамотности. Если ученик в начальной школе получит навыки работы с текстом (пересказ, составление плана, формулировка вопросов к тексту), то он не будет испытывать трудности при написании изложения и сочинения в дальнейшем. Например, мы проходим сказку Ш. Перро «Подарки феи». На дом дети получили задание: составить пять вопросов к первой части сказки. Несмотря на то, что с детьми была проведена предварительная практическая работа по тексту Л. Толстого « Прыжок» и мы с детьми всё подробно разобрали, записали ключевые слова, с которых можно начинать вопрос: « Почему?», «Зачем?», «Каким образом?», « Как объяснить, что…?», « Чему учит?» и т.д., дети представили следующие вопросы: 

– Сколько детей было в семье? (двое)

– Кого встретила младшая дочь в лесу? (фею)   

Но вопросы эти слишком простые, они не работают на развитие ученика, не требуют рассуждения, умственных затрат на ответ.  Необходимо добиваться, чтобы вопросы были,  примерно,такого содержания:

– Какие персонажи понравились и почему?

– Почему принц выбрал в жёны младшую дочь?

– Какие качества характера привлекают меня в младшей дочери?

Такое упражнение (составление вопросов к тексту) позволит в дальнейшем, без особого труда, писать изложение или сочинение по любому произведению. 

         Подведём итоги. Чтобы дети были самостоятельными, организованными, дисциплинированными, необходимо весь период обучения в начальной школе быть с ними рядом. Слушать, как они пересказывают тексты, справляются с задачами, ведут записи в тетради и дневнике, готовятся к урокам физической культуры, технологии и изо. То есть, всему нужно сначала научить, а потом требовать. Всем известно, что «учитель-ученик-родители» – это единая и крепкая взаимосвязь. Учитель не справится без помощи родителей. Никто, кроме них, не знает близко детей: их сильные и слабые стороны, особенности их психики. Об этом нужно помнить и стремиться к лучшему результату в обучении и воспитании младших школьников.                                            

Организация учебного труда младших школьников. Рациональный подход