автор: Полуэктова Надежда Евгеньевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ -детский сад компенсирующего вида №266 г. Екатеринбург
«Опыт работы по применению «Нейрофитнеса» для коррекции сенсомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ(ТНР)».
Сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе с трудностями в развитии, вызывает огромную озабоченность в современном обществе.
В последние 25 – 30 лет во всем мире резко увеличилось количество проблем с поведением и нарушением развития речи, задержки психического развития, проблемы чтения и письма у детей. Что же изменилось? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а то все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Необходимо серьезно относиться к развитию моторных навыков, речи, зрительного и слухового восприятия – и всячески их поощрять. Навыки, которые не сформировались в положенный срок, могут быть приобретены позднее, но для этого придется приложить гораздо больше усилий.
В 70-х годах ХХ века Питер Блайт и его коллеги из «Института нейрофизиологической психологии (INPP Ltd), Честер, Великобритания», разработали методы оценки и реабилитации, которые сегодня применяются по всему миру. Эти методы позволяют выявить конкретные проблемы и за счет повторного прохождения этапов физического развития дают мозгу шанс восполнить возникшие на ранних стадиях дефициты, которые мешают ребенку раскрыть свой потенциал.
Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях: недоразвитость речи; ЗПР (задержка психического и психоречевого развития); СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность); аутизм; ОВЗ (ограниченные возможности развития); минимальные функции мозга; недоразвитость тела мозга; умственные и эмоциональные нарушения.
Анализ развития физических качеств в 2022 году показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с тяжелыми нарушениями речи не ведут к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности дошкольников. Поэтому была разработана и апробирована программа «Нейрофитнес».
Отличительные особенности программы «Нейрофитнес» заключается в том, что развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер детей дошкольного возраста посредством нейропсихологического подхода мало изучено и слабо освещено, как в научной, так и в методической литературе. В данной программе нейропсихологический подход является инструментом к самораскрытию детей, пониманию педагогом эмоционального и интеллектуального неблагополучия ребёнка.
У «Нейрофитнеса» есть «побочные» действия: исчезают страхи, испаряется зажатость и неуверенность в себе, у неговорящих – развязываются языки, у притормаживающих – отказывают тормоза; у скоростных – срабатывают правила движения.
Программа универсальна, и подходит как здоровым детям, так и детям, имеющим особенности развития. Программа разнообразна. На каждом занятии упражнения подбираются таким образом, чтобы стимулировать развитие когнитивной, эмоционально-волевой, сенсорной, коммуникативной, физической сфер ребенка.
Программа предлагает использовать систему Нейрофитнес в качестве универсального механизма реабилитации. Потому что, эта система является наиболее адекватным способом помощи детям при различных особенностях психофизического и речевого развития детей.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми тяжелыми нарушениями речи развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, координации, слабо развита общая и мелкая моторики. Медленно переключаются с одного движения на другое, недостаточно развита пространственная ориентация.
В основе программы лежат двигательные развивающие упражнения, которые предназначены, в первую очередь для развития координации и равновесия. Также они развивают внимание, снижают импульсивность, агрессивность и гиперактивность.
Благодаря программе «Нейрофитнес» дети научились управлять телом и контролировать свои движения. Могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, внимание стало более устойчивым, синхронизируют движения и речь. Дети стали более общительными, самостоятельными и инициативными.
Умение сознательно управлять своим телом, планировать и удерживать моторную программу, держать фокус произвольного внимания, синхронизировать движения с речью, это те основные задачи, которые с успехом решает программа «Нейрофитнес».
По итогам мониторинга проведенного в конце мая 2024 года и в сравнении с результатами сентября 2022 года, у детей наблюдается положительная динамика по всем критериям. Улучшилась работоспособность, дети стали более раскрепощенными, самостоятельными и инициативными в двигательной и игровой деятельности.