автор: Польчунова Юлия Александровна
учитель математики МКОУ “СОШ № 1 г. Харабали им. М.А. Орлова”
Статья на тему: “Моделирование современного урока в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС”
Моделирование современного урока в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС.
Если мы будем сегодня учить , как учили вчера,
то мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Урок остается основной формой организации современных учебных занятий. Основные положения при проектировании и проведении современного урока: целостность урока; единство обучения, воспитания и развития, их взаимосвязь; личностный подход, деятельностный подход; внутри урочная дифференциация и индивидуализация обучения; создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса, ситуация успеха, самостоятельная умственная активность учащегося; применение разнообразных методов, средств и методических приемов. Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, обеспечение самостоятельности; формирование способов умственных действий учащихся; гибкая неформальная система контроля; целесообразное и оптимально экономное расходование времени урока; сочетание трудности и доступности в обучении.
Требования к современному уроку: четкое формулирование целей в целом и их составных элементов; определение места урока в системе уроков и его содержания в соответствии с требованиями УП и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах; реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий для успешного учения учащихся, связь теории с практикой; системность уроков.
К современному уроку в образовательном учреждении предъявляются воспитательные, дидактические, психологические и гигиенические требования. Воспитательные требования: формировать у учащихся в процессе обучения черты личности необходимые для безопасного поведения; формировать чувство ответственности за личную безопасность и ценностное отношение к здоровью и жизни; осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.
Дидактические требования: содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным с социальной практикой, систематическим и последовательным; обеспечить активность и сознательное усвоение учебного материала; сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных, поисковых методов обучения; планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и развивающих задач, учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирована с учетом коллективных и индивидуальных особенностей учащихся; результаты урока должны быть доведены до учащихся и осознаны ими; учебная деятельность должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления; использование разнообразных приемов организации и методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока.
Психологические требования: учитывать психологические особенности каждого ребенка: мышления, памяти, внимания, воли, эмоций.
Гигиенические требования: избегать однообразия в учебной работе, чередовать виды учебной деятельности; контролировать обеспечение оптимального температурного режима, влажности, качество освещения, своевременное и эффективное проведение физкультминуток, обеспечение правильной рабочей позы учащегося, соответствие мебели росту учащихся.
Планирование урока – наиболее сложный этап, так как от него зависит ход урока и его результаты. На этапе планирования преподаватель формулирует цель, задачи урока, определяет структуру урока, выстраивает логическую последовательность основных видов деятельности преподавателя и учащихся на уроке.
При постановке цели урока педагогу важно понимать и представлять обобщенную цель (чему ученик должен научиться) и конкретная цель (что ученик будет знать, уметь делать, завершив этап работы и как узнать, что он умеет это делать). Преподавателю важно четко сформулировать, задачи урока: обучающие (дидактические); воспитательные; развивающие. Далее в зависимости от целей и задач преподаватель определяет тип и структуру урока.
Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять и определить критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии и структуры мы придерживаемся. В конце урока учащиеся отвечают на вопросы, подводят итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова
К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Главными деятелями на уроке становятся дети.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Основная дидактическая структура современного урока отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют, как учатся дети в российской школе. Это огромный документ на минимум 60 страниц, в котором «стандартизировано» буквально все. В этом году Минпросвещения опубликовало новую версию ФГОС образца 2022-го года – изменилось многое. Рассказываем, о каких именно корректировках идет речь.
Впервые ФГОС появились в 2004 году. Составители сразу рассчитывали на то, что первая версия не будет окончательной – сейчас ее открыто называют «первым поколением ФГОС». Затем на смену ФГОС-2004 пришло второе поколение, которое действует до сих пор.
Новые стандарты, «третье поколение», начнут действовать для начальной и основной школы (с 1 по 9-й классы) с 1 сентября 2022 года.
Зачем нужны новые версии ФГОС? ФГОСы, которые появились ещё в 2004 году, необходимо обновлять. Изменения фиксируют и перемены в обществе, притом не только внутри института образования.
ФГОС становится зеркалом для социума как такового, и он должен успевать за временем.
Библейская мудрость гласит: «Легче верблюду пройти в игольное ушко, чем учителю провести урок по ФГОС». Ой, не то! Или то? Разбираемся, что такое ФГОС 3 поколения и реально ли сформировать структуру урока в школе в соответствии со всеми его требованиями.
Что такое ФГОС 3 поколения
По-прежнему во главу угла ставится развитие личности ребёнка, при этом упор делается на так называемые «мягкие» — метапредметные и личностные — навыки.
Требования по сравнению с ФГОС второго поколения стали более точными и конкретными. Раньше прописывались только компетенции, которые надо развивать, но не путь развития и результат обучения, это решалось каждым учебным учреждением отдельно. Теперь же ФГОС контролирует:
- список тем для освоения на каждом году обучения (менять их местами не рекомендуется);
- результат изучения предмета (предметные и метапредметные навыки в рамках дисциплины);
- формат работы (внеурочная деятельность, выездные семинары, лабораторные и т.д.);
- «контрольные точки» (предметные проверочные работы, на которых учащиеся должны показать строго определённый результат, чтобы учитель в графе «освоено» мог поставить галочку).
Предполагается, что из-за расплывчатости общих предметных требований ФГОС второго поколения школьники были ужасно перегружены. Поэтому теперь определяется минимальное и максимальное количество часов для освоения программ образования, учитываются возрастные и психологические особенности учащихся.
Структура урока в школе по ФГОС
ФГОС не определяет наполнение какого-то конкретного урока. Это совокупность требований к программам образования. То есть от ФГОС зависит:
- наполнение учебников материалами;
- сколько времени выделится на тот или иной предмет;
- в каком виде пройдет аттестация школьников.
Тем не менее общие требования к структуре урока в школе во ФГОС все же есть. Их определяет, как и раньше, системно-деятельностный подход. Учитель только направляет и корректирует, а ученики сталкиваются с учебными проблемами, испытывают приступ острого любопытства и, самостоятельно исследуя тему, находят пути решения.
Обязательные пункты структуры урока в школе по ФГОС:
- организационный момент (приветствие, создание психологически комфортной среды, мотивация на учебную деятельность);
- проверка домашней работы, коррекция знаний и навыков прошлых этапов;
- подготовка к работе на уроке;
- исследовательская деятельность школьников, освоение новых знаний и способов действий;
- закрепление изученного;
- контроль (самоконтроль) и самооценка учащихся;
- коррекция знаний и способов действия учителем;
- подведение итогов урока, объяснение домашнего задания;
- рефлексия.
То есть при длительности урока 40 минут на каждый пункт плана должно уходить от 1 до 7 минут.
Миссия невыполнима, или Что съест время урока
Разработчики ФГОС рисуют весьма пасторальную картину, когда учителю не приходится, как дятлу, из урока в урок долбить одно и то же, а ученики с радостью усваивают новые знания и навыки.
Реальность часто выглядит не так красиво.
Основная проблема, с которой сталкивается учитель при построении урока по ФГОС, — инертность школьников. Просто потому что человек склонен лениться. Поэтому «раскачка» учащихся, мотивирование на самостоятельную работу часто «съедает» значительную часть урока. Ведь принуждать и давать готовые выводы нельзя.
Для полноценной самостоятельной работы школьников учитель должен разработать дифференцированный учебный материал в зависимости от уровня обученности каждого ученика. Умолчим, что сама разработка займёт много ЛИЧНОГО времени педагога. Контроль работы и коррекция знаний на уроке потребуют, чтобы учитель разорвался на пару десятков кусочков или хотя бы организовал групповую самопроверку/ индивидуальный самоконтроль. А для этого нужно сознательное желание школьников работать. Смотрим предыдущий пункт об инертности.
ФГОС требует использовать на уроке как можно больше современных технологий. Но далеко не все провинциальные школы имеют технические возможности школ крупных городов. Поэтому учителя и ученики вынуждены работать буквально по-советски — с помощью:
- бумажных карточек;
- доски;
- книг и пособий из школьной библиотеки.
Это занимает на уроке гораздо больше времени, чем показ презентации.
Даже если где-то есть идеальные школьники, обладающие всеми универсальными навыками по ФГОС, стремящиеся к знаниям и обучающиеся в технически оборудованных кабинетах, учителю всё равно сложно работать с 30-35 учениками одномоментно.
Структура урока в школе по ФГОС: конкретные советы
1.Качественная мотивация в начале урока
Это гарантия того, что в течение занятия класс будет реально работать, а не плестись за учителем-локомотивом. Для этого можно сделать начало урока театрализованным представлением (или включить короткое видео с такой сценкой), в шутливой форме рассказать план урока.
С «сильным» классом можно урок вообще «перевернуть»: дать домашнее задание и спросить, всё ли в нём понятно; дети сталкиваются с проблемой, ведь знаний по теме нет, поэтому невольно переходят к целеполаганию и построению проекта исследования материала. То есть в начале урока надо УДИВЛЯТЬ.
2 Добиваться, чтобы ученики быстро формулировали тему урока и цели обучения, — расходовать время зря
Даём им сначала готовые ответы, которые надо прочесть вслух (можно несколько раз). Через несколько уроков убираем, например, пару слов и играем в «Самого внимательного». Дальше можно работать по шаблону вроде «Узнать, изучить, освоить», чтобы дети сами ставили цели урока.
В среднем звене тему урока формулируем вопросом («Что такое подлежащее?»), в идеале шокирующим («Как грибы могут захватить мир?»).
- Проверка домашней работы часто превращается в объяснение по второму кругу
Чтобы этого избежать, даём индивидуальные задания в формате «Найди ошибку» отдельным «слабым» ученикам, параллельно с классом проводим блиц-опрос. Хорошо работает «опрос молча»: вопросы формулируются так, чтобы на них можно было ответить «да/нет», дети сигнализируют зелёной или красной карточкой соответственно.
- С погружением в проблемную ситуацию тоже могут возникать трудности, особенно в «слабых» классах
Поэтому сначала приучаем школьников находить ответ на конкретный вопрос по теме в учебниках. Постепенно вводим схемы/ таблицы для систематизации знаний. Только когда будет освоен этот этап, можно давать проблему для самостоятельного поиска решения.
Хорошо организовывать пары «сильный — слабый», работу в мини-группах по 3-4 человека, чтобы не отвечать на вопросы каждого ученика в отдельности.
Ускорить темп урока помогают всевозможные соревнования, баттлы на время.
- Как закреплять знания?
Идеально вне урока — например, в формате web-квеста или тестирования с автоматической проверкой ответов.
6.Рефлексия, то есть оценивание школьниками своей работы, должна быть одновременной и массовой
Пусть дети сигналят цветными карточками, смайлами, голосуют (например, за кандидатов по фамилии: «Понятно», «Непонятно», «Надо подумать»).
Заключение
Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять суть этого нового подхода. В процессе учения осознать :«Для чего нужны знания?», «Каких знаний не хватает?». Не требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать проблему, изучить ситуацию, принять решение, доказать своё мнение, проанализировать результат.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС нового поколения.
Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития обучающихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Сегодня учитель – это навигатор, помощник, который должен чаще отвечать на вопрос ученика «Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй сам». Способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения.
Метод проектирования–педагогическая технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, жизненной практикой, на формирование у учащихся специфических навыков и умений посредством организации системно- деятельностного подхода.
Современные дети уже в школе должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологическом мире. Эту задачу помогает решить ФГОС. Поэтому учителю необходимо учитывать интегрированное содержание предмета, что обеспечивает личностно-значимые связи с основами наук, изучаемых в школе, целостность содержания образования. Ключевое слово, определяющее деятельность учителя – развитие.
Коротко и ясно
Стандарты предыдущего поколения часто ругали за размытые и общие формулировки, которые только путали педагогов. Составители новой версии ФГОС учли критику и наполнили документ детализированными и конкретными указаниями, четко расписав, что и как ребенок должен уметь применять на практике.
Минпросвещения РФ постоянно мониторит ситуацию и старается максимально быстро вносить поправки в существующий стандарт. Тем не менее мгновенно подстроиться образовательная система не может: на введение нового ФГОС необходимо по крайней мере два учебных года, в течение которого нововведения тестируются и корректируются, если это необходимо.
Именно тогда можно будет действительно говорить обо всех изменениях, появившихся во ФГОСах образца 2023-го года.