автор: Пономарева Надежда Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Медвежонок», г.Тамбов
Методическая разработка «Счастье моё – семья!»
МБДОУ «Детский сад «Медвежонок»
Методическая разработка
«Счастье моё – семья!»
Подготовил воспитатель
Пономарева Н.В.
г.Тамбов
Актуальность и значимость.
Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья как основа социальной общности людей представляет собой важнейшую основу для структуры общества и государства.
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша.
Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи. Именно в семье малыш учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.
Проблема: у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека.
Проблемное поле: что такое семья? Где работают мама, папа, бабушка, дедушка? Кто что умеет в семье? Какие праздники празднуют в моей семье? Как я могу порадовать членов своей семьи?
Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста представление о семье, о семейных традициях, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка. Создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье.
Задачи проекта:
Для детей:
– Формировать у детей представление о семье.
– Формировать представление о родственных отношениях между близкими ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, дедушка, бабушка.)
– Развивать творческие способности детей в процессе деятельности.
– Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
– Способствовать развитию связной речи, активизировать словарный запас детей по теме «Моя семья»
– Развивать познавательное умение наблюдать, рассматривать.
– Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, прогулок.
Для педагогов:
– Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
– Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
– Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями
– Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников
– Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.
Для родителей:
– Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
– Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
– Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
Особенности проекта:
Опора на личный опыт детей, полученный в семье, доступность материала для детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- Расширение представления детей о своих родителях (где и кем
работают, любимые их занятия и увлечения и т. д., о членах семьи,
традициях, о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и
т. д.)
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению
доверительных детско-родительских отношений.
- Приобщение к совместному творчеству.
- Повысить активность участия родителей в мероприятиях детского сада.
- Развитие положительных эмоций.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Тип проекта: долгосрочный
Сроки реализации: с 01.01.24 по 31.12.24 гг.
Участники проекта:
дети, родители, воспитатели.
Адресация проекта:
Первая младшая группа (2-3 года). Вторая младшая группа (3-4 года)
Практическая значимость проекта:
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Повышение уровня знаний детей о семье: они узнают больше о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи
Предполагаемый результат проекта:
– Владеть понятием «Семья».
– Расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, профессиях родителей, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
– Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
– Повысить педагогическую культуру родителей.
– Гармонизация детско-родительских отношений.
Формы организации проекта:
1. Чтение познавательной и художественной литературы;
- Творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Беседы;
- Подвижные игры;
- Консультации для родителей;
- Выставки совместного детско-родительского творчества;
8.Слушание музыки;
- Фотовыставки.
Этапы реализации проекта
Этапы | Работа с родителями | |
1 этап.
Подготовительный 01.01 – 31.01 |
1.Определение проблемы
2. Постановка целей и задач 3. Составление плана мероприятий по реализации проекта 4.Подбор наглядно-иллюстративного материала 5.Подбор художественной литературы в рамках проекта 6.Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр 7.Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр 8.Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке 9.Подбор материала для продуктивной деятельности. 10.Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. |
1.Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
2. Анкетирование родителей по теме «Моя семья» |
2 этап – практический.
(непосредственная деятельность по проекту) 01.02 – 29.02 |
1.Беседа «Кто живет в моей семье?»
2.Чтение художественной литературы К. Ушинский «Петушок с семьёй» 3. Пальчиковая игра: «Дружная семейка» 4.Изготовление поделок к празднику «23 февраля!» 5. Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов. Беседа «Моя семья» 6.Слушание песни «Семья пальчиков» 7.Музыка- пение колыбельной «Баю-бай» |
1.Консультация для родителей «Семья и семейные ценности».
2.Папка-передвижка «2024 – год семьи!» 3. Городская акция «Мама, папа, книга, я – это дружная семья» 4.Книговорот «Прочитал – отдал другому». Буккроссинг 5.Выставка совместного детско-родительского творчества «О, спорт, ты мир!» 6.Видеоролик «Экспериментируем дома» 7.Театрализация по мотивам сказок |
01.03 – 31.03 | 1.Заучивание потешки «Ладушки-ладушки»
2. Подвижная игра «Наседка и цыплята» 3. Изготовление поделок к празднику «8 Марта!» 4. Видеоролик –поздравление «с 8 Марта!» 5.Сюжетно-ролевая игра «Мы стираем –маме помогаем.» |
1.Консультация для родителей «Семейные ценности – залог успешного воспитания»
2.Семейный творческий конкурс «Книжка-малышка» 3. Буклет «Математические игры дома с ребёнком» 4. Памятка «Осторожно, паводок» 5.Семейный фотоконкурс «Один в один» 6.Семейный фестиваль «Семь шагов навстречу» Выставка рисунков. 7. «День добрых дел» Изготовление скворечников. |
01.04 – 30.04 | 1. Чтение русской народной сказки «Колобок»
2. Подвижная игра «Кто живет у нас в квартире» 3.Сюжетно-ролевая игра «Дочки -матери» 4. Театрализация русской народной сказки «Колобок» 5.Рисование «Цветы для мамы» |
1.Фотовыставка «Земля – наш общий дом!»
2. Консультация: «Речевые игры от 2-х лет» 3.Фотовыставка семейный кулинарных изделий «Сделай Ам!» |
01.05 – 30.05 | 1.Тематические беседы «Моё имя», «Моя семья»
2.Раскраски «Мой домашний питомец» 3. Чтение русской народной сказки «Репка» 4.Игра с мячом «Кто, что делает?» 5. Видеоролик «Мы вместе!» 6. Ситуативный разговор: «Что готовит мама?» |
1. Консультация: «Воспитание грамотного пешехода»
2. Акция «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Окна Победы» 3. Фотовыставка “Наше счастливое детство!” 4.Семейный челлендж “Книжка -малышка своими руками “. |
01.06 – 30.06 | 1.Слушание стихотворения Н.Майданик «Моя семья»
2.Наблюдение за прохожими людьми 3.Упражнение «Назови ласково» 4.Дидактическая игра «С папой на рыбалку» |
1.Консультация: «Чем занять ребенка летом?»
2.Консультация: «Как уберечь ребенка от теплового удара» |
01.07 – 31.07 | 1.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
2.Лепка в песочнице «Пирожки» 3.Беседа «Мама и детки» 4.Чтение потешки »Еду-еду к бабе, к деду» |
1.Консультация: «Игры с ребенком летом»
2.Консультация: «Купание – прекрасное закаливающее средство» 3.Буклет: «Безопасное лето» |
01.08 – 31.08 | 1.Игра «Одень куклу»
2.Загадки о »Семье» 3.Пальчикова игра «Мой дом» 4.Ситуативный разговор «Как ты помогаешь маме» |
1.Консультация: «Как уберечь ребенка от теплового удара»
2.Памятка «Формирование здорового образа жизни» |
01.09 – 30.09 | 1.Беседа «Моя семья»
2.Дидактические игры «Подбери вещь», «Найди тень» 3.Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 4.Рисование «Мой дом» 5.Настольно-печатные игры «Знаю все профессии». 6.Беседа «Кто, где работает?» 7.Пальчиковая игра «Семья» 8. Лепка: «Угощение для бабушки и дедушки». 9. Наблюдение на прогулке за людьми, которые гуляют всей семьей 10.Слушание песни Г.Стадника «Дружная семья» |
1.Выставка в группе совместных с детьми творческих работ «Останови огонь!»
2. Консультация «Роль отца в семье и воспитании ребенка» 3.Буклет «Вспомни! Когда ты говорил ребенку, что любишь его?» |
01.10 – 31.10. | 1.Чтение русской народной сказки «Волк и козлята»
2.С.Р.И. «Дочки-матери» 3.Ситуативный разговор «Что умеет делать папа?» 4.Раскраски «Моя семья» 5.Выставка рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой» 6.Аппликация «Дружная семья» 7.Беседа «Праздники в моей семье» 8.Чтение художественной литературы А. Н. Толстой «Бабушка и внучка» 9.Изготовление поделок «Любимому папочке» 10.Дидактическая игра «Мой адрес» 11.Видеоролик «С днем отца! 12.Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов. Развитие связанной речи: Составление рассказа по фотографиям «Моя семья» 13.Настольная игра-лото «Кто что умеет в семье» 14.Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад». 14.Игра с мячом «Ласковое имя» 15. Дидактическое упражнение «Кто, кому, кем приходится?» |
1.Вернисаж фотографий «Бабушка рядышком с дедушкой»
2.Родительское собрание «Мы вместе – дети, педагоги, родители» 3.Покровская ярмарка – совместное приготовление угощений и сервировка праздничного стола. 4.Выставка в группе совместных с детьми творческих работ «Осенний калейдоскоп» 5.Онлайн-флешмоб «Семейная утренняя гимнастика» 6.Памятка «Десять заповедей для родителей» |
01.11 – 30.11 | 1.Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья»
2.Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». 3.С.Р.И. «К нам гости пришли» 4.Ситуативный разговор «Что готовит мама?» 5.Коллективное рисование «Мы научились дружить» 6.Рассматривание фотографий членов семьи. Беседа по фотографиям «Мой брат, моя сестра» 7.Слушание песни О.А.Сапожковой «Милая мамочка» 8.Подвижная игра «Наседка и цыплята» 9.Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка» 10.Заучивание пословиц о маме: «Птица рада весне, а младенец матери», «Нет милее дружка, чем родная матушка». 11.Дидактическая игра «Собери всю семью» 12.Театрализация русской народной сказки «Репка» 13.Изготовление поделок «Мамочке любимой» 14.Видеоролоик «Поздравляем мамочку!» 15.Конструирование: «Домик», «Мебель для дома» 16.Игра с мячом «Угадай, о ком речь». |
1.Акция помощи «Поддержим наших»
2.Библиотека семейного чтения 3.Консультация «Что такое генеалогическое древо?» 3.Мастер-класс «Изготовление семейного герба» 4.Выставка в группе совместных с детьми творческих работ «Наш семейный герб» 5.Беседа с родителями «Обучение дошкольников дома» 6.Вернисаж семейный творческих работ «Мое отечество» 7.Челендж «Первая буква моего имени» |
01.12-27.12 | 1.Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам)
2.Подвижная игра «Наседка и цыплята» 3.Чтение художественной литературы А. Барто «Младший брат», С. Осеева «Сыновья» 4.Музыкальная игра «Мамины помощники» 5.Рисование «Моя рука – моя семья» 6.Пальчиковые игры «Как у бабушки Наташи», «Кто живет у нас в квартире» 7.Дидактические игры «Я помогаю папе», «Как зовут членов семьи». 8.Просмотр мультфильма «Умка» 9.Игровое упражнение «Семейная прогулка» 10. Беседа “Моя семья” с использованием мнемотаблицы. 11. Подвижная игра «Помирились» 12.Настольная игра «Собери семью для животных» 13.Театрализация сказки «Волк и семеро козлят» 14.Просмотр презентации «Семья» 15.Изготовление поделок «Новогодний подарок семье» |
1.Буклет «Десять заповедей для воспитания детей”
2.Консультация «Воспитание собственным примером» ПДД 4.Папка-передвижка” Навыки самообслуживания дошкольников» 5.Выставка в группе совместных с детьми творческих работ «Новый год к нам мчится!» 6.Памятка для родителей «Новогодние каникулы рядом с детьми». |
3 этап.
Заключительный. 30.12-31.12. |
1.Беседа о семье с целью закрепления знаний.
2.Стенгазета «Счастье моё – семья» |
1.Обсуждение результатов проекта.
2.Демонстрация стенгазеты |
Продукт проекта: Стенгазета. Презентация проекта.
Итоги проекта:
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах, касающихся своей семьи. Родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду. Педагоги и родители выработали единый стиль воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
Литература:
- Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
- Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка – Пресс, 2007.
- Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез, 2008г.