автор: Попко Татьяна Ивановна

учитель-логопед МБОУ “Лицей №8” ГО Сосновый Бор Ленинградской области

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями детей с тяжёлыми нарушениями речи

 

Взаимодействие специалистов ППк с родителями обучающихся с ОВЗ на примере реализации  АОПП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1.)

Попко Татьяна Ивановна

Пояснительная записка.

Актуальность взаимодействия специалистов психолого-педагогического консилиума (далее ППк) средней общеобразовательной школы (СОШ) с семьей обучающегося с тяжелым нарушением речи (далее ТНР) определяется разными факторами. 

Первая группа факторов определяется государственной социальной политикой РФ, нацеленной на максимальную социализацию детей с ОВЗ. Вторая группа факторов связана с ростом числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ уже в 2018 году в образовательных учреждениях образование по программам начального, основного и среднего образования получали 4% обучающихся с ОВЗ и 2% детей-инвалидов от общего числа детей. 

Факторы третьей группы определяют важность родительского участия в обучении и социализации ребенка с ТНР. Необходимо создать условия, при которых родители, понимающие значение и ответственность семейного воспитания, могут активно участвовать в коррекционном процессе.

Организация данной работы требует согласованного взаимодействия между специалистами ППк, которыми разрабатывается единый подход в реализации АООП для обучающихся с ОВЗ. 

Между тем, проблемой остается взаимодействие специалистов ППк с семьёй ребенка с ТНР, которое должно соответствовать требованиям времени и современным запросам родителей.

Данная работа ставит перед собой следующую цель – рассмотреть формы взаимодействия специалистов ППк СОШ с семьей обучающегося с ТНР с учетом современных подходов к оказанию помощи и поддержки семье ребенка с ОВЗ.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Познакомиться с современным состоянием вопроса семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, с социальными и психолого-педагогическими проблемами семей, воспитывающих детей с ТНР.
  2. Рассмотреть социально-психологические особенности семей, имеющих детей с ТНР, и отобрать методы психолого-педагогического изучения семьи ребенка с нарушением речи.
  3. Сформировать навыки взаимодействия специалистов ППк СОШ с семьей ребенка с нарушением речи с учетом возраста, структуры речевого дефекта и клинической формы речевой патологии ребенка.
  4. Функции семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Семья ребенка с ОВЗ кроме обычных имеет ряд специфических функций, реализуемых по отношению к ребенку с проблемами в развитии:

  • абилитационно-реабилитационная: восстановление психофизического

и социального статуса ребенка с ОВЗ, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей;

  • корригирующая: исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями;
  • компенсирующая: замещение, перестройка нарушенных или несформированных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными компенсаторными механизмами.

Реализация семейных функций может носить явный и/или скрытый характер, а функциональные отношения зависят от жизненного цикла семьи и реабилитационного этапа, на котором находится ребенок.

  • Практический аспект работы специалистов ППк с семьей ребенка с ТНР.
  • Запросы родителей на оказание психолого-педагогической помощи

При разработке программы работы необходимо учитывать как общие (равные со здоровыми сверстниками), так и особые образовательные потребности, единые для всей группы детей с нарушениями речи и специфичные для каждого ребенка.

Факт обращения родителей за помощью свидетельствует об обеспокоенности состоянием речи ребенка, но не означает, что родители адекватно оценивают речь ребенка и согласны приложить усилия, затратить время на устранение нарушений речи. Чаще всего родители думают, что эту работу сделает специалист, а их участие не потребуется или будет минимальным. Формулировка проблемы родителями отражает уровень их педагогической компетентности, осведомленность о речевых нарушениях, понимание проблемы, объективное или неадекватное восприятие ситуации.

  • Цель, задачи, принципы работы с семьей в рамках деятельности ППк.

Цель помощи – повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении, привлечь их к организованной образовательной деятельности.

Задачи:

  • обучение родителей навыкам взаимодействия с ребенком;
  • развитие ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.

Принципы работы с семьей в рамках деятельности ППк:

  • своевременная помощь;
  • единство диагностики и коррекции;
  • комплексность и системность в реализации психолого-педагогического сопровождения семьи;
  • адекватное педагогическое сопровождение семьи на разных возрастных этапах жизни ребенка;
  • опора на реабилитационные возможности семьи;
  • учет психологических  особенностей  родителей,  воспитывающих  детей с ТНР;
  • Виды и формы работы с родителями ребенка с ТНР

Психолого-педагогическая работа с семьей ребенка с нарушением речи часто рассматривается как сопровождение семьи в виде:

– присутствия, нахождения рядом, а не жесткого авторитарного навязывания обязательных действий, субъективных мнений и взглядов; 

– обязательной и скорой помощи, направленной на активизацию ресурсов семьи, мобилизацию воспитательного потенциала в периоды кризисов;

– деятельности, обеспечивающей эффективность функционирования семьи, создающей коррекционно-развивающее пространство, соответствующее возрасту и индивидуальным возможностям ребенка, формирующей и реализующей адекватные стратегии воспитания;

– мониторинга, наблюдения за функционированием и развитием родительских компетенций по отношению к ребенку с ОВЗ.

  1. Этапы работы с семьей ребенка с ТНР.

Работа с семьей ребенка с нарушениями речи состоит из нескольких этапов и каждый из них может занимать достаточно продолжительный период времени.

3.1. Ознакомительный этап 

Ознакомительный этап служит для установления непосредственного личного контакта между Специалистами ППк и родителями (чаще всего матерью) ребенка с нарушением речи, для ознакомления с проблемами семьи.

Индивидуальной этап работы позволяет ознакомиться с историей жизни семьи, выявить родительские установки, ознакомиться с историей болезни ребенка, определить проблемы, предложить помощь. На индивидуальном этапе специалист:

– подробно обсуждает речевое развитие ребенка;

– разъясняет возможные меры помощи ребенку с учетом структуры его дефекта,

– разъясняет характер, степень и причины трудностей коррекционного воздействия;

– объясняет, какое участие должны принимать родители в системе коррекционной работы;

– показывает отдельные приемы коррекционного воздействия;

–формирует у родителей потребность в совершенствовании коррекционно-педагогических компетенций через расширение дефектологических знаний и представлений.

3.2. Групповой этап работы. 

На этом этапе родители способны самостоятельно решать задачи профилактической и коррекционно-развивающей направленности, делать осознанный выбор образовательного маршрута или педагогической технологии, целенаправленно осуществлять коррекционно-развивающее воздействие применительно к своему ребенку. 

3.3. Контрольно-оценочный этап. Его цель – получение объективной оценки эффективности коррекционного воздействия, анализ информации по развитию обучающегося, по проделанной работе и последующее перспективное планирование, возможная корректировка целей, направлений коррекционного воздействия. На этом этапе до родителей доводят информацию о динамике развития ребенка, согласовывают дальнейшие меры педагогического воздействия.

  • Взаимодействие специалистов ППк с семьями обучающихся с ТНР.
  • Семейное воспитание как форма профилактики возникновения речевых нарушений.

Задача семейного воспитания детей в группе риска по нарушению речи – предупреждение и своевременное выявление речевого нарушения. Для этого родители должны знать нормативы речевого развития и уметь наблюдать за речевым поведением детей.

На первом этапе родителей обучают вести дневниковые записи. Сначала родителей просят регулярно записывать все, что у ребенка получается или не получается. Затем родители должны регистрировать только новые приобретаемые качества: эмоции, жесты, действия, умения. Здесь специалист поясняет причину появления нового умения и его значение для последующего развития ребенка. Родители должны понять, что появление новых приобретений у ребенка имеет причину и объяснение. 

Кроме наблюдения важно обучить родителей соблюдать особый речевой режим. Речь родителей должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией, должна состоять из коротких (особенно на первых этапах) и ясных по смыслу предложений. Просьбы необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т. е. быть доступными для понимания и выполнения.

  • Работа с семьями обучающихся с дизартрией.

Задачи семейного воспитания детей с дизартрией связаны с развитием двигательной сферы: общей, мелкой, лицевой и артикуляционной моторики.

Направления работы с родителями: ознакомление с комплексами упражнений для развития моторных функций, координации, синхронности, выработки темпа и ритма, имитации мимических движений, артикуляционной гимнастикой; обучение родителей конкретным приемам коррекционного воздействия; обучение родителей контролю за правильным произношением звуков.

Виды работы: консультации, беседы, открытые занятия, конспектирование занятий родителями, демонстрация конкретных приемов логопедического воздействия, мастер-классы, стендовые доклады, памятки, папки-передвижки. В работе с данной категорией обучающихся эффективны коллективные формы включения родителей в коррекционно-развивающий процесс. Совместные действия объединяют родителей, формируют мотивацию, стимулируют творчество, способствуют распространению положительного родительского опыта.

  • Работа с семьями обучающихся с заиканием.

Задачи семейного воспитания детей с заиканием направлены на организацию режима дня, речевого режима, психологического комфорта в семье.

Виды работы: консультации и беседы; ведение дневника наблюдения за состоянием речи ребенка; обучение родителей различным видам речи, специальным упражнениям для дыхания, голоса, снятия мышечных зажимов; открытые занятия, совместная подготовка и проведение праздников-развлечений; чтение специальной литературы по рекомендации педагога; организация совместных видов деятельности; посещение семьи; «Школа для родителей».

Обучение родителей форме общения с ребенком предполагает освоение следующих правил:

– не фиксировать внимание на речевых запинках ребенка;

– сохранять зрительный контакт в процессе взаимодействия;

– не перебивать ребенка на полуслове, демонстрировать желание слушать

– ждать, пока он сможет сказать то, что хочет;

– учить сочетать речь с эмоциональными жестами, выразительной мимикой, что позволит снять мышечное напряжение;

– учить говорить спокойно, уверенно, в ровном темпе;

– учить изменять силу и тон голоса (тихо и громко, высоко и низко);

– если увидели, что ребенок волнуется, можно попросить его произнести слово или фразу шепотом;

– допустимо использовать слова «говори помедленнее», «успокойся», «расслабься» и др.;

– речь взрослого должна быть доступной, спокойной, уверенной;

– не следует говорить с ребенком более громко или более медленно (утрированно) по слогам;

– включить в общение дыхательные и голосовые упражнения-игры (мыльные пузыри, дутье на карандаш, дутье через трубочку и др.).

  • Работа с семьями обучающихся с общим недоразвитием речи

Задачи семейного воспитания обучающихся с ОНР связаны не только с развитием речи, но и с развитием высших психических функций, с формированием личностных качеств ребенка.

С родителями используются все виды коллективной и индивидуальной работы. 

На встречах с родителями рассматриваются вопросы коррекционного обучения, его эффективности, раскрывается суть используемых методик и технологий, демонстрируются отдельные приемы работы.

Результаты обследования обучающихся специалисты ППк сообщают родителям индивидуально, дают пояснения по характеру отклонений, обсуждают последующую коррекцию, определяют формы взаимодействия с семьей. Педагоги предупреждают о том, что, если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать, лучше помочь ему, чтобы он выполнил задание правильно.

  • Работа с семьями обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Задачи семейного воспитания детей ФФНР: развитие артикуляции, фонематического слуха и восприятия (обучение различению правильного и неправильного произношения способствует более быстрому введению поставленных звуков в спонтанную речь), перенос усвоенных навыков звукопроизношения в любые виды речевой деятельности.

Приемы работы с родителями: информационные консультации по вопросам речевого нарушения, беседы по результатам обследования компонентов языковой системы, проведение открытых индивидуальных занятий, знакомство со специальной литературой, проведение мастер-классов по заданной тематике, организация выставок, круглых столов.

Специфической особенностью организации работы с родителями является опора на творческую активность, доминирование индивидуальных форм над коллективными с целью исключения сравнения «своего и чужого ребенка». При проведении коллективных мероприятий следует объединять родителей, чьи дети имеют нарушения звуков из разных фонетических групп.

  • Работа с семьями обучающихся с нарушением письменной речи

В основе нарушений письменной речи чаще всего лежат явные или скрытые дефекты устной речи, поэтому задачи семейного воспитания связаны с совершенствованием устной речи и включением письменной речи в деятельность ребенка. Приемы работы с семьей: информирование родителей о причинах и проявлениях нарушений, совместный анализ письменных работ ребенка, формирование картотеки игровых упражнений по развитию устной речи детей, подготовка памяток и буклетов, подбор художественной литературы для детского чтения. Часто в семье ребенка, имеющего нарушения письменной речи, отсутствует культура речи – внимательное отношение к слову. Примеры совместного семейного досуга:

– создание книги – ребенку предлагается выполнить рисунки, к которым даются письменные комментарии;

– ведение дневника, в котором фиксируются интересные события из жизни семьи;

– совместное чтение художественных произведений с последующим обсуждением;

– сочинение сказок и их запись;

– написание писем (записок) членам семьи и др.

  • Работа с семьями обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) почти всегда включают в себя нарушения речи. Специальная психолого-педагогическая помощь, с учетом типологии нарушения, осуществляется командой специалистов психолого-педагогического профиля в тесном сотрудничестве с семьёй.

Задачи семейного воспитания детей с ТМНР: участие в разработке и реализации индивидуальных программ, условий их реализации; тесное взаимодействие со специалистами организации.

Приемы работы: знакомство родителей с правилами ведения дневника наблюдений за развитием ребенка, демонстрация приемов обучения и контроль формирования социально-коммуникативных навыков. Многие дети с ТМНР испытывают трудности передвижения, поэтому актуально посещение семьи ребенка с целью уточнения условий воспитания и организации помощи по созданию развивающей среды.

Структура множественных нарушений разнообразна, единая методика коррекции может быть не эффективна, поэтому специалисты прибегают к сочетанию приемов коррекции из различных технологий. Родители также накапливают уникальный опыт воспитания и развития детей, которым они с удовольствием делятся на мастер-классах. Трудности по лечению, уходу, воспитанию детей с ТМНР вызывают у матерей хроническую усталость, уныние, замкнутость, поэтому целесообразно включение их в творчество, развлекательные мероприятия, привлечение к проведению различных выставок и акций.

Специфика работы с родителями детей с ТМНР – свободный, постоянный доступ по любым вопросам реабилитации, абилитации, обучения, воспитания со специалистами.

Заключение.

Таким образом, для оценки готовности семьи ребенка с нарушениями речи к сотрудничеству, для построения эффективного коррекционного процесса, специалистам ППк необходимо учитывать психологический климат семьи, тип материнского поведения и семейного воспитания, детско-родительские отношения, уровень родительской мотивации.

В практической деятельности специалистам ППк необходимо сочетать самые различные формы и методы взаимодействия с семьей обучающегося с ОВЗ: от классической консультации до обучающих занятий с элементами тренинга. Формирование у родителей обучающихся с ОВЗ активной позиции в сочетании с повышением педагогической грамотности родителей – необходимое условие реализации современного подхода в вопросах коррекции речевых нарушений.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями детей с тяжёлыми нарушениями речи