автор: Попова Светлана Николаевна
учитель физической культуры Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ”
тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Попова Светлана Николаевна
учитель физической культуры высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
svetanik_16-66@mail.ru Березники
Аннотация: В данной статье прослеживается опыт работы учителя физической культуры по теме «Использование музыкального сопровождения на уроках физической культуры, как средство социально- культурного и духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ». Эта работа помогает сделать коррекционно-развивающую среду для обучающихся с ОВЗ приближённой к культурной жизни. Помогает соединить несколько видов деятельности, что соответствует с ФГОС в условиях образовательного учреждения города Березники Пермского края.
Вопрос духовно-нравственного и социально-культурного воспитания учащихся является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.
Данную тему я тесно связываю с физической культурой, так как учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры решает следующие задачи:
- укрепление здоровья,
- развитие основных физических качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.).
- повышение функциональных возможностей организма;
- Создание благоприятных условий для воспитания положительных черт характера
Таким образом, я организую свою работу так, чтобы ребенок захотел ,смог, а главное, научился работать .
Одним из действенных средств, способствующих достижению этих задач, можно считать проведение занятий по физической культуре с использованием музыкального сопровождения. Интеграция музыкального сопровождения и физических упражнений в учебно-воспитательном процессе создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям воспитать положительные качества личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Реализация музыкального сопровождения на уроках физической культуры осуществляется систематически во время
- уроков
- занятий лечебной физкультуры
- во внеурочной деятельности на спортивных праздниках.
Музыка звучит на уроках
- на разминке – это ходьба, бег.
- Во время общеразвивающих упражнений
- Во время игр- релаксаций и как фон в подвижных играх
Так же на коррекционных занятиях ЛФК, музыка сопровождает все этапы занятий, повышает настроение, тонус и релаксирует.
Следует отметить, что на уроках физической культуры систематически осуществляется интеграция метапредметных связей музыки и ритмики, что является неотъемлемым компонентом коррекционно-развивающего обучения.
Учащиеся, на уроках музыки знакомятся с произведениями различного жанра. Затем на уроках физкультуры выполняют ритмичные движения уже под знакомую музыку.
Связь с предметами музыки и ритмики даёт возможность проводить общешкольные внеурочные мероприятия на высоком духовно нравственном уровне.
Целенаправленное применение функциональной музыки ведет к утверждению нового, более высокого типа педагогической организации урока, в процессе которого у учащихся улучшается
- физическое и духовно нравственное состояние
- улучшается настроение
- повышается трудоспособность
Между физической подготовкой и усвоением двигательных навыков существует определенная закономерная связь: чем лучше общая физическая подготовка, тем успешнее проходят учебные занятия.
Способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка, тем самым, становится верным и надежным помощником преподавателя.
Таким образом, воздействие музыкального сопровождения на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.
Первый аспект – физиологический. Взаимосвязь музыки и движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ученика, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
«Список используемой литературы»
- Двейрина О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры. – М., 2000.
- Матов В.В., Иванова О.А. Ритмическая гимнастика для школьников. – М., 1988.