автор: Попова Светлана Николаевна

учитель физической культуры Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ”

тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Попова Светлана Николаевна

учитель физической культуры высшей  квалификационной категории Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

svetanik_16-66@mail.ru Березники

    Аннотация: В данной статье прослеживается опыт работы учителя физической культуры по теме «Использование музыкального сопровождения на уроках физической культуры, как средство социально- культурного и духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ». Эта работа помогает сделать коррекционно-развивающую среду для обучающихся с ОВЗ приближённой к культурной жизни. Помогает соединить несколько видов деятельности, что соответствует с ФГОС  в условиях образовательного учреждения города Березники Пермского края.

Вопрос духовно-нравственного и социально-культурного воспитания учащихся является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.

   Данную тему я тесно связываю с физической культурой, так как учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.     

Образовательный процесс в области физической культуры  решает следующие задачи:

  • укрепление здоровья,
  • развитие основных физических качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.).
  •  повышение функциональных возможностей организма;
  • Создание благоприятных условий для воспитания положительных черт характера

  Таким образом, я организую свою работу так, чтобы ребенок захотел ,смог, а главное, научился работать .

   Одним из действенных средств, способствующих достижению этих задач, можно считать проведение занятий по физической культуре с использованием музыкального сопровождения. Интеграция  музыкального сопровождения и физических упражнений в учебно-воспитательном процессе создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям воспитать положительные качества личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Реализация музыкального сопровождения на уроках физической культуры  осуществляется систематически во время

  • уроков
  • занятий лечебной  физкультуры
  • во внеурочной деятельности на спортивных праздниках.

Музыка звучит на уроках

  • на разминке – это ходьба, бег.
  • Во время общеразвивающих упражнений
  • Во время игр- релаксаций и как фон в подвижных играх

Так же на коррекционных занятиях ЛФК, музыка сопровождает все этапы занятий, повышает настроение, тонус и релаксирует.

  Следует отметить, что на уроках физической культуры систематически осуществляется интеграция метапредметных связей музыки и ритмики, что является неотъемлемым компонентом коррекционно-развивающего обучения.

Учащиеся, на уроках музыки знакомятся с произведениями различного жанра. Затем на уроках физкультуры выполняют ритмичные движения уже под знакомую музыку.

Связь с предметами музыки и ритмики даёт возможность проводить общешкольные внеурочные мероприятия на высоком духовно нравственном уровне.

Целенаправленное применение функциональной музыки ведет к утверждению нового, более высокого типа педагогической организации урока, в процессе которого у учащихся  улучшается

  • физическое и духовно нравственное состояние
  • улучшается настроение
  • повышается трудоспособность

  Между физической подготовкой и усвоением двигательных навыков существует определенная закономерная связь: чем лучше общая физическая подготовка, тем успешнее проходят учебные занятия.

Способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка, тем самым, становится верным и надежным помощником преподавателя.

          Таким образом, воздействие музыкального сопровождения на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.

 

Первый аспект – физиологический. Взаимосвязь музыки и движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

 

Второй аспект – психический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ученика, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

 

Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.     

 

«Список используемой литературы»

  1. Двейрина О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры. – М., 2000.
  2. Матов В.В., Иванова О.А. Ритмическая гимнастика для школьников. – М., 1988.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ