автор:

Пордиева Александра Баировна

Воспитатель Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Байкальский многопрофильный колледж”

Осоруева Надежда Валерьевна

Воспитатель Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Байкальский многопрофильный колледж”

Некоторые аспекты семейного воспитания

 

 

 

Осоруева Надежда Валерьевна

Воспитатель

Пордиева Александра Баировна

Воспитатель

ГБПОУ «БМК»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Одним из определяющих факторов воспитания является семья. Семья оказывает большое влияние на развитие ребёнка, её роль во многом важнее и выше, чем роль других социальных институтов.

Семья – это один из основных инструментов, позволяющих обеспечивать взаимодействие личности и общества. Она даёт ему первые практические навыки в реализации представлений о жизненных ценностях, позволяет взаимодействовать с другими людьми, усваивать нормы, правила, которые считаются общепринятыми. В детстве начинает зарождаться эталон добра – зла, честности – лжи, справедливости – несправедливости. Семья формирует основы личности.

Под семейным воспитанием понимают, систему воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи, с целью достижения желаемых результатов.

Семейное воспитание – сложная открытая система. На него влияют как биологическая, так и социальная составляющая.

Воспитание в семье, в первую очередь, создаётся на базе устойчивых и эмоциональных взаимоотношений детей и родителей. В процессе семейного общения у ребёнка появляется возможность усваивать жизненный опыт, образцы поведения, уровень культуры старших поколений. 

Семья и школа – два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.

Таким образом, воспитание детей не только личное дело родителей, в нём заинтересовано всё общество. Семейное воспитание является частью общественного воспитания, так как, во-первых, семья формирует основу мировоззрения, а во-вторых, семейное воспитание непрерывно и позволяет всесторонне развивать личность . 

Фундамент формирования и развития любого общества, государства – Семья. Разрушение семьи всегда ведет к гибели нравственности, культуры, личности, нации, народа, страны. Современные проблемы семьи обусловлены не только экономическими трудностями, но прежде всего, духовной деградацией. Каждый из нас, являясь человеком, постоянно живет в потребности любить и быть любимым. Первое место, где у нас есть возможность узнать и почувствовать любовь, – наш дом, наша семья. Наши навыки общения с родными, приобретаемые в семье, ложатся в основу наших будущих отношений с другими людьми, в основу нашего мировоззрения. Поэтому мы можем назвать семью школой любви.

Для успешного семейного воспитания необходимо соблюдение следующих условий: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); оказание помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы; единство требований родителей к детям; режим жизни, распорядок семейного уклада; педагогическая образованность родителей, их просвещённость; авторитет родителей; межличностные отношения (супружеские, родители и дети); сотрудничество, сотворчество.

В современной семье, где возникают проблемы в воспитании детей, родители или стремятся их решить, или не прилагают никаких усилий для налаживания воспитательного процесса. Отмечено, что одной из основных причин негативного поведения несовершеннолетних детей является неправильная позиция, занятая в отношении к ним родителями. Родители не задумываются о причинах поведения детей, о процессах, которые происходят в  семье. Часто им невдомек, что, только изменив себя, они могут изменить поведение своего ребенка.

Долгое время в педагогике считалось, что семья – это воспитывающая ячейка общества, а школа – обучающая. То есть, семья является основой духовного мира личности, а школа формирует знания, умения и навыки. На самом деле, говорить о ведущей роли школы или семьи в воспитании детей в современных условиях будет некорректно. Ведь это два института, которые только при работе совместно, могут добиться поставленной цели  [2].

Воспитание в семье и воспитание в школе имеют различия.

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их. 

Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей – в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей. В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.  Воспитание детей в семье – дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье. Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, родительской властью. Он должен заключаться в самих родителях. Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к слову – приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию.  Воспитание детей в семье зависит от возраста родителей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в 17 лет, 25 или 35 лет – это существенно скажется на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют меньшее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требовательность к воспитанию каждого ребенка. В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач, более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. 

Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание душевного и телесного здоровья. Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание [1]. 

Следовательно,  воспитание в семье – это процесс, определяющий многими факторами: возрастом родителей, их образованностью, внутрисемейными отношениями, количеством детей и т.д. Одним из главных факторов успешного воспитания в семье является любовь к ребенку и личный пример родителей.

 

Некоторые аспекты семейного воспитания