автор: Маринкевич Наталья Владимировна

Приобщение к научному творчеству в школе

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творчества в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.

Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творчество и творческие способности на самом деле? Как проявляются творческие способности?
В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. В процессе творчества вкладывается некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности.
Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

  1. НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО, КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Стремление  к творчеству, к открытиям рождается на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которые читают энциклопедические словари и специальную литературу. Поэтому в среднем звене необходимо выявить всех учащихся, кто интересуется различными областями математики, помочь реализовать учащимся свои способности, претворить в жизнь  их планы, привить вкус к творчеству. Именно для этой цели и создано научное общество учащихся (НОУ).

Главное правило этого направления в работе – никакого принуждения, вся деятельность строится исключительно на интересе и желании учащихся. НОУ дает возможность каждому школьнику проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной  работе. Здесь  они получают возможность познакомиться с методами исследовательской  и творческой работы, учатся общению и умению работать в коллективе. НОУ дает возможность школьникам успешно участвовать  в различных очных и заочных олимпиадах и конкурсах.

Одна из важнейших задач педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или иному направлению.

Одной из таких форм является исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества.     Научное общество школьников создается с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания; развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.

Задачи научного общества школьников следующие:

  • формирование умений и навыков работы с научной литературой и аппаратурой;
  • выявление способностей ведения поисковой работы;
  • профориентационная работа среди школьников;
  • популяризация достижений членов Общества путем представления их работ на конкурсы и публикации лучших работ.

Но главная наша задача — не выявлять одаренных детей, а помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследованиях и получать практические навыки, а также научить проведению и написанию исследовательской работы.

Структурными подразделениями научного общества школьников являются секции. Таких секций может быть несколько: русский язык и литература, естественные науки, физика и информатика, математика, история и право и т.п. Здесь под руководством учителей-предметников проводится научно-исследовательская работа школьников.

Важная роль в работе Научного общества отводится психологу школы. В начале нового учебного года он проводит психолого-педагогическое тестирование среди старшеклассников с целью выявления учащихся, способных заниматься исследовательской работой.

Направления работы НОШ:

  • Создание информационного поля (информационное направление).
  • Научно-методическое обеспечение и сопровождение НОШ (научно-методическое направление).
  • Организация консультаций с преподавателями (консультационное направление).
  • Психологическое сопровождение подготовки юных исследователей (психологическое направление).
  • Воспитание культуры публичных выступлений (риторическое направление).
  • Формирование устойчивых мотивов к научно-исследовательской деятельности и анализ достигнутых результатов (направление — диагностика и стимулирование деятельности).

Работа научного общества школьников осуществляется в нескольких направлениях.

  • Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
    • отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подборка списка литературы, оказание помощи младшим гимназистам в изготовлении наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и пр.);
    • работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, ведение консультаций и пр.).
  • Групповая форма (включает в себя работу над междисциплинарными исследовательскими проектами).
  • Массовые формы, к числу которых можно отнести встречи с интересными людьми — деятелями науки и культуры; совместную подготовку с учителями предметных олимпиад, интеллектуального марафона, участие в чтениях и научно-практических конференциях школы, районных и городских мероприятий; проведение литературных гостиных и культурологических студий.

Этапы организации исследовательской деятельности в рамках НОШ:

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных исследовательской работе. Роль учителя на данном этапе является доминирующей. Имеет место тесное взаимодействие учителя и учащихся.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. Роль учителя не является доминирующей, учитель выступает в роли консультанта.В подготовительный период нужно собрать как можно больше информации. Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной. Кроме того, цель должна быть доступной для конкретного исследователя.

Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и  трудоёмкое дело. Исследователю необходимо чётко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из уже опубликованной литературы. Для получения современной и доступной информации можно использовать Интернет, доступ к которому имеется в школе.

III этап. Выполнение работы. Ученику на данном этапе предоставляется максимальная самостоятельность, учитель является консультантом.При выполнении работ формируются контакты учащихся с различными организациями: архивами, научными библиотеками, кафедрами ВУЗов.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик – равноправные партнеры. На этом этапе самоанализ учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Надо стараться отойти от реферативных работ. Работы учащихся должны носить исследовательский характер, так как только собственные исследования — наиболее эффективный путь познания, который поможет детям в дальнейшей деятельности. Эти работы отличаются глубоким и результативным подходом к познанию в области различных наук.

Итоги работы представляются на школьной научно-практической конференции и в различных конкурсах, что придает проектам учащихся большую значимость и дает возможность познакомиться с работами своих юных коллег.

При организации учебно-исследовательской работы с учащимися, учителю необходимо соблюдать требования:

–    положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом – признание права личности быть похожей на других;

–    предоставление права на свободу выбора;

–    оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

–    учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Учащиеся должны понять, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому будут стараться достойно представить свою работу на конференциях различных уровней.

Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ МКОУ СОШ №4.

Исследовательские работы школьников в рамках НОШ — первый шаг к получению качественно нового образования. Педагогический коллектив школы должен развивать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся.

В нашей школе данный вид работы присутствует, и количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растет, как и число педагогов работающих с ними. Работа с одарёнными  и способными учащимися, их поиск, выявление  и  развитие – один из важнейших аспектов работы МКОУ  СОШ № 4 с. Малые Ягуры Туркменского района. Созданная в школе программа «Одарённые дети» предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути. С целью выявления и поддержки  учеников, стремящихся к научной деятельности, в школе действует научное общество учащихся.

На протяжении нескольких лет МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры сохраняет высокие позиции в работе с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества по охвату учащихся научной деятельностью, количеству и качеству представленных работ.

В школе успешно работает научное общество учащихся (НОУ) по следующим направлениям: «Математика», «Филология», «Литературоведение», «Иностранные языки», «Биология», «Краеведение», «История», «Обществознание», «Прикладное творчество», «Вдохновение», «Химия». В 2013-2014 году его членами были 26 обучающихся. В течение первого полугодия учащиеся собирали материал для своих исследовательских работ, обрабатывали и оформляли его. Члены НОУ традиционно представляют свои работы на школьной научно-практической конференции «Мы познаём мир». На конференцию было представлено в этом году 26 работ. Лучшие работы были представлены на районной научно-практической конференции в количестве 12 работ, из них 3 – призовые в секциях «Литературоведение» (2 место) и «Вдохновение»(1 и 3 место) руководитель Щербак Е.В.. В секции «Математика» на конференции были представлены 3 работы: 3 место – «Геометрия рисунка», которую представляла ученица 11 класса, Пономаренко Ирина (научный руководитель Пуля Л.Е.), 2 место – «Нестандартные способы решения квадратных уравнений», представленная ученицей 9 класса, Остапенко Анной (научный руководитель Фоменко А.А.), 1 место – «Математика в зимних видах Олимпийских игр», которую выполнила ученица 8 класса, Репка Марина (научный руководитель Маринкевич Н.В.).

Анализ представляемых на конференции работ наших учащихся позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Возможны различные формы предоставления исследования – публичный доклад или сообщение, обсуждение результатов, дискуссия, публичная защита.

Однако, при развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания.

Конечно, не у всех ребят получается приобщиться к научно-исследовательской деятельности т.к. и сам ученик должен обладать определенными компетентностями:

  • Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования.
  • Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.
  • Умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Выработаны также основные требования к представляемым для участия в конференции работам:

  • чёткость и доступность изложения материала;
  • соответствие темы работы её содержанию;
  • актуальность и практическая значимость работы;
  • эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
  • наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
  • умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
  • оформление научной работы;
  • культура выступления на конференции (регламент выступления на секции – до 10 минут, регламент выступления на конференции – до 7 минут, выступление должно проходить чётко, работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).

Можно определить некоторые правила, которые помогают воспитывать победителя в конкурсах, конференциях:

  • Найти, заметить будущую «звезду». Ребенок должен быть интеллектуалом, выделяться из общей массы учеников.
  • Ученик должен верить в свои силы, сам сознательно стремиться пройти через трудности.
  • Ученик должен владеть фактическим материалом по выбранному предмету.
  • Ученик и учитель любят предмет, тогда им суждено встретится и победить (на наш взгляд самое главное условие).

Для решения этих задач важное значение имеет личность самого учителя. Невозможно научить тому, что сам плохо знаешь. Повышение уровня профессионализма всегда стоял, и будет стоять на повестке дня.

Я считаю, что ценность организации научно-исследовательской работы на базе школы повышена множеством положительных моментов:

  • для учащихся – это развитие творческих и исследовательских способностей, навыков самостоятельной работы, работы в группе и в команде, возможность выбора темы и руководителя, «погружение» в тему (так как работа должна выполняться в течение месяцев или лет), наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя, развитие навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру, приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей, тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.
  • педагогам организация научно-исследовательской работы помогает организовать детей, повысить дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки, помогает раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, апробировать инновационные технологии, обобщить опыт работы через СМИ, углубиться в исследуемую проблему;
  • для родителей – это организация свободного времени детей, улучшение результатов их учебы, снижение конфликтности в семье, возможность активного участия в школьной жизни;
  • образовательное учреждение получает возможность формировать адаптивную среду обучения и общения для всех сообществ, участвующих в образовательном процессе, вести инновационную деятельность, информировать о деятельности учреждения через издание статей, представление докладов, выступлений, публичных отчетов на конференциях разного уровня, формировать социальное партнерство, реализовывать программы по созданию единой детской организации, основанной на принципах самоуправления.
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для школы всегда существует серьезное испытание, заключающееся в ответе на вопрос «Что он имеет в своем багаже выпускник школы»? Мы, как проектировщики-организаторы, наставники, коллеги наших учеников отвечаем – общеучебные умения и навыки, формирующиеся в том числе, и в процессе научно-исследовательской деятельности. Философ, просветитель Софокл говорил «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая, кропотливая, совместная работа учителя, ученика и родителей. Путь повышения ценности образования и интереса детей к обучению состоит в создании образцов новой школьной практики, которая была бы адекватна современной культуре в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Подводя итоги работы научного общества, можно сделать следующие выводы: НОУ имеет для учащихся практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати. В-третьих, они могут представить работы для участия в  региональных и федеральных конференциях и семинарах.

       Главная особенность исследовательской и проектной деятельности НОУ заключается в том, что большинство проектов, реализованных учащимися – практико-ориентированные. Педагоги поощряют социальную активность детей и  направляют их  действия на решение реальных проблем. Проектная деятельность в НОУ стала для ребят мастерской развития творческого мышления, профессионального самоопределения. Учащиеся приобретают здесь навыки исследователя, натуралиста, дизайнера, эколога, краеведа. Кроме того, создавая проекты, школьники учатся ставить перед собой цели, выясняют пути их достижения. Ребята  знакомятся с разными источниками информации, обращаются за помощью к специалистам, находят партнеров по проблеме, учатся сотрудничать в группе, определяют форму презентации проекта (для защиты многих проектов используют компьютерные презентации), упражняются в приемах защиты проекта, выступают перед аудиторией, оценивают результаты своей работы и определяют пути достижения успеха. В результате работы приобретают способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Советы педагогу-исследователю:

Принимайте каждого ученика как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него.

Сопровождайте ученика в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.

Создавайте атмосферу заинтересованности каждого учащегося в том, что происходит вокруг – на уроке, в школе, в обществе.

Идите на урок не с темой, а с насущной проблемой, которую вы непременно должны решить вместе с учениками; которая обращена к конкретной личности.

Поддерживайте в ученике любую инициативу, положительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе.

Оценивайте не только конечный результат, но, прежде всего процесс деятельности каждого учащегося персонально.

Будьте искренними в восхищении человеком, природой, наукой, искусством, пусть учащиеся подражают прекрасному чувству, и в них самих раскроется источник Красоты.

Неустанно изучайте всё, что касается личности, её внутреннего мира; вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в её бурную Вселенную.

Будьте творческим, озарённым, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов.

«Оптимизм, настойчивость и успешность!» – вот девиз педагога в совместном с учениками поиске истины

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Алексеева Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003 — № 4
  2. Баранова Е.В., Зайкина М.И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. //Математика в школе. – 2004. – № 2. – с 7-10.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002. – 320с.
  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Знание, 1973. – 95с.
  5. Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера. //Математика в школе. – 2004. – № 8. – с.10-14.
  6. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.:Просвещение, 1968. – 432с.
  7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1974. – 68с.
  8. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. / / Психологический журнал. 2000, том 21, N2 5
  9. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Педагогика, 1976. – 144с.
  10. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. /Отв. ред.В.В. Давыдов. – М.: Наука, 1990. – 170с.
  11. Немерещенко Л.В., Чайка А.Н., Иванова Л.В. Актуальная тема: Организация проектной деятельности // Химия в школе. –2005 — № 4.
  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С Полат – М., 2000
  13. 0бухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. / / Народное образование, №10, 1999.
  14. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. — № 3.
  15. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980. – 240с.
  16. Развитие творческой активности школьников. /Под ред. А.М.Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.-168с.
  17. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. — № 4.
  18. Терминова Л. Активная творческая деятельность учащихся. // Математика. -2000 – № 41. – с.1-7.
  19. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. — № 5
Приобщение к научному творчеству в школе