ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Пасечник Алена Сергеевна1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

С каждым годом требования к профессиональным компетенциям будущих специалистов ужесточаются. Появляется необходимость еще с момента обучения в школе получать как можно больше умений и навыков. В настоящее время проектная деятельность все шире реализуется во многих ученый заведениях. Такая обучающая модель позволяет реализовать творческий потенциал коллектива, а также способствует реализации личных качеств и способностей обучающихся.

Еще в 20 годы XX века знаменитый преподаватель и философ из Америки Д. Дьюи в своих трудах описывал обучающую модель проектов. Он говорил, что обучение должно являться процессом активного познания, в котором учащийся берет на себя основную нагрузку. Разрабатывая проект, обучающиеся смогут освоить необходимые знания и получить полезный опыт.

В начале XX века знаменитый педагог С.Т. Шацким организовал команду специалистов, дабы оценить эффективность данной формы обучения. После этого проектная деятельность стала предметом обсуждений в российском обществе.

В настоящее время проектная образовательная модель является очень популярной. Она подразумевает под собой индивидуальную или коллективную работу обучающимися. Проектная деятельность может выполняться, как самостоятельно, так и под руководством педагога. Весь этот процесс направлен на развития творческого потенциала и освоения необходимого материала.

Проект – это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.

Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Глубина умений и навыков педагога непосредственно влияет на организацию проектной деятельности и требует качественной подготовки и глубокого, объективного анализа результатов работы.

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

  1. Определение проблемы. Для начала определяется проблемная область, затем она сужается до объекта исследования. Этот этап также предполагает выборку методов исследования и соответствующих инструментов.
  2. Постановка цели и соответствующих задач. На этом этапе проводится небольшое исследование, демонстрирующее актуальность темы. Это может анкетирование, опросы и т. д. Также возможно сужение области исследования.
  3. Поиск ресурсов и создание некой модели. Проектная деятельность предполагает усовершенствование предметов или явлений, иными словами окружающей среды. Для того чтобы показать эффективность проекта, необходима демонстрация некой наглядной модели. Ее создание предполагает то, что поиск ресурсов будет осуществляться заранее, для анализа реальной выполнимости данного проекта.
  4. Промежуточный анализ. В процессе проектной деятельности следует периодически проводить контроль и корректирующие мероприятия. Для этого необходимо заранее определить точки контроля.
  5. Итогом проектной работы зачастую является публичная защита. После этого следует провести рефлексию, где учащийся совместно с педагогом сможет проанализировать достоинства и недостатки проекта, полученные результаты.

Также хотелось бы отметить плюсы и минус проектной деятельности в процессе обучения (рисунок 1).

Рисунок 1. Достоинства и недостатки проектной деятельности в процессе обучения

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проектная деятельность является оптимальным способом реализации творческой способностей учащихся и их потенциала. Данная работа станет хорошим опытом, в дальнейшем процессе обучения и профессиональной деятельности.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ