автор: Прокофьева Надежда Вячеславовна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Березовский детский сад № 33»

Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Прокофьева Н.В.,

 музыкальный руководитель

МБДОУ «Березовский детский сад № 33»

г. о. Арзамас, Нижегородской обл.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Сегодня хочется остановиться и подробнее разобрать тему нравственно-патриотического воспитания дошкольников на музыкальном занятии.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и  мире. 

Нравственно – патриотическое воспитание  – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.     Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника. 

Цель работы: создание условий для решения задач нравственно – патриотического воспитания детей на  музыкальных занятиях. 

Задачи

  1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
  2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
  3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
  4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

    Данные задачи могут быть успешно реализованы, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, общественности. Поэтому задачи патриотического воспитания решаются в следующих направлениях:

  1. работа с детьми;
  2. работа с родителями;
  3. работа с педагогами;
  4. работа с социумом.

Это глобальные цели и задачи. Процесс их реализации проходит на протяжении всего образовательного процесса,  в разных образовательных областях.

Т.к. я педагог с небольшим опытом работы, но все же мне бы хотелось поделиться своим опытом.

Работа с детьми.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье. 

Поэтому при подготовке к занятию очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были  доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста. 

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. 

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.   

На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. 

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально – ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

    В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить:

  1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества». 

Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!

2.Праздники с мамой: «День матери», «Праздник 8 марта».

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. 

  1. Праздник «День народного единства», «День флага РФ».

Знакомим детей с историей страны, расширяем представление о родном крае и страны, воспитываем любовь к Родине и уважение к людям разных национальностей. 

4.Праздник ко «Дню Великой Победы».

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён. 

Большое влияние оказывает встреча дошкольников с настоящими ветеранами войны.

Вместе с воспитателями мы посещаем памятник воинской славы рядом с детским садом. 

Работа с родителями.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.       

    Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить. 

    Раз в квартал в каждой группе в раздевалке вывешиваются музыкальные статьи или рекомендации для родителей.

Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятий, приглашаем участников боевых действий и СВО. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах, принимают активное участие в изготовлении тематических поделок на группах и  также поддержкой сопровождают нас на городских выступлениях, 

И с недавнего времени мы стали организовывать выставку лучших работ, непосредственно в зале, («Осенние мотивы», «Зимние Забавы», «Выставка военной техники»), что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей. 

 Работа с педагогами.

Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими  педагогическими сотрудниками, воспитателем, физкультурным работником. Это отражается в проведении совместных мероприятиях, с физ. работником, например «Веселые старты», «День защиты детей», интегративные занятия совместно с воспитателями, мероприятия, в подготовке, которых принимают педагоги, «Масленица», «Здравствуй, лето!»

При подготовке к тематическим праздникам, движения танцев разучиваются сначала и показываются воспитателям, подробно разбираются. Весь репертуар песен, танцев, и сценарий выдается в печатном виде и также подробно разбирается в каждой группе.  

Работа в социуме.

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.

Всем известно, что детский сад является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом, поэтому в данном направлении мы также проводим работу. 

Мы сотрудничаем с Березовской детской музыкальной школой, библиотекой.

Принимаем участие в городском  конкурсе «Ярмарка талантов».

Вывод. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать. Считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. От воспитывающих взрослых зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. 

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов

вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 1999. – 624 с.

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – URL:

http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=2797

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.:

Карапуз, 2009. – 304 с.

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные

психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – СПб.: Питер, 2008.

– 400 с.

  1. Бородина Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей

старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной

организации. // Современные проблемы науки и образования. – URL:

https://science-education.ru/ru/article/view?id=20011

  1. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших

дошкольников. / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова; под ред. А.М.

Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 230 с.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram