автор: Проскрякова Татьяна Владимировна

Зам.директора по воспитательной работе ГБПОУ “Катайский профессионально-педагогический техникум”

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Проскрякова Татьяна Владимировна

      Государство и право в современном мире находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с общечеловеческой культурой. В самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении своей жизни, в совершенствовании форм своего существования.

         Правовая культура зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, то есть от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, поиска компромиссов; насколько информированы в правовом отношении обучающиеся.

       Актуальность проблемы формирования правовой культуры обучающихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того, чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.

      Правовая культура личности включает правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. В структуре данного понятия можно выделить систему взглядов и убеждений, нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества и исполнение правовых норм.

       Сущность правовой культуры характеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями; сформированным социально-ценностным отношением к праву; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой и социально-ориентированной деятельности. С точки зрения комплексного подхода правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической, экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка и формируется в процессе правового образования и правового воспитания.

        Важнейшей частью правовой культуры современного студента является его правосознание. Этим объясняется его включение в механизм правового регулирования системы образования. Формированию правового самосознания обучающихся, развитию их правовой активности  способствует учебная дисциплина «Нормативно-правовая основа в социально-педагогической деятельности», включённая в образовательный процесс. Изучение курса предполагает знание студентами основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детства; правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних; осмысления прав и свобод человека, в развивающемся гражданском обществе. В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется федеральным законам: «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об образовании», «О социальной защите населения», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Конвенция ООН о правах ребенка».Знание  и изучение этих законов помогает расширить кругозор студентов в области международного и российского законодательства. В рамках дополнительного образования в техникуме осуществляется деятельность «Дискуссионного клуба», целью создания которого является повышение правовой культуры молодежи через встречи с сотрудниками органов внутренних дел и инспекторами по делам несовершеннолетних. Актуальность работы клуба обусловлена активным участием обучающихся в исследовательской деятельности, изучением статистических данных. Тем самым увеличивается уровень правосознания в студенческом коллективе.

         Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

              Особую остроту приобретает угроза повсеместного проявления крайних степеней деформации правосознания, выражающаяся в криминализации общественных отношений. Значительно выросло количество социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Одним из источников различных деформаций правосознания являются неблагополучные семьи. Зачастую в неблагоприятных семьях отсутствует сама возможность социально-позитивного, правового воспитания, а дети “с молоком матери” усваивают противоправные формы поведения и образцы криминальной субкультуры.       

     Современной правовой культуре студента должны быть присущи такие качественные характеристики, как: определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общественной жизни; утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку, идей и ценностей права; практическая реализация принципов конституционализма; правовая активность молодёжи в осуществлении своих прав.

      Таким образом, высокий уровень правовой культуры, важнейшей частью которой выступает правосознание общества, является одним из признаков правового государства. Для развития правового сознания студентов и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения, от этого в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ