автор: Проскрякова Татьяна Владимировна
Зам.директора по воспитательной работе ГБПОУ “Катайский профессионально-педагогический техникум”
Особенности социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот
Т.В.Проскрякова, заместитель директора по воспитательной работе
ГБПОУ «Катайский профессионально-педагогический техникум»
Адаптация детей-сирот в образовательном учреждении – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно.
Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. К ним следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т.д.), положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков. Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп).
К личностным условиям также относятся: адекватная самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление.
Многие студенты из числа детей-сирот испытывают трудности, связанные с получением среднего профессионального образования и профессиональным самоопределением.
Поэтому основной целью социально-педагогической поддержки является содействие в формировании самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных сфер человека, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции).
Как правило, в каждой образовательной организации создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества:
– студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в ОО без взимания платы за обучение;
– студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими техникума;
– им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данной образовательной организации;
– им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;
– при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.
Все эти льготы есть и в Катайском профессионально-педагогическом техникуме. Кроме того, помимо социальной поддержки, в техникуме создана социально-психологическая служба.
Основной целью деятельности Службы является организация и обеспечение социальной и психологической помощи, а так же поддержки профессионального и личностного развития участников образовательного процесса ГБПОУ «КППТ».
Основные задачи службы:
– оптимизация процесса адаптации первокурсников;
– содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студента в техникуме, эффективного педагогического общения;
– активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов.
Каждый студент профессионально-педагогического техникума имеет возможность получать бесплатную психологическую помощь по любому вопросу в форме консультаций, групповых тренингов и тестирования.
Социально-психологическая служба оказывает большое положительное влияние на психологический климат техникума в целом, работа службы может оказать действенную помощь на этапе адаптации студентам из числа детей-сирот.
Работа данной службы позволяет корректировать уровень индивидуально-типологических качеств личности, в частности детей-сирот, и делает их более успешными в профессиональном становлении.
Таким образом, осуществляется социально-педагогическая поддержка в профессиональном становлении и помощь в социализации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственном бюджетном образовательном учреждении «Катайский профессионально-педагогический техникум».