автор: Проскрякова Татьяна Владимировна

Зам.директора по воспитательной работе ГБПОУ “Катайский профессионально-педагогический техникум”

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот

Т.В.Проскрякова, заместитель директора по воспитательной работе

ГБПОУ  «Катайский профессионально-педагогический техникум»

Адаптация детей-сирот в образовательном учреждении – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно.

Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. К ним следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т.д.), положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков. Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп).

К личностным условиям также относятся: адекватная самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление.

Многие студенты из числа детей-сирот испытывают трудности, связанные с получением среднего профессионального образования и профессиональным самоопределением.

Поэтому основной целью социально-педагогической поддержки является содействие в формировании самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных сфер человека, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции).

Как правило, в каждой образовательной организации создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества:

– студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в ОО без взимания платы за обучение;

– студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими техникума;

– им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данной образовательной организации;

– им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;

– при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.

     Все эти льготы есть и в Катайском профессионально-педагогическом техникуме. Кроме того, помимо социальной поддержки, в техникуме создана социально-психологическая служба.

Основной целью деятельности Службы является организация и обеспечение социальной и психологической помощи, а так же поддержки профессионального и личностного развития участников образовательного процесса ГБПОУ  «КППТ».

Основные задачи службы:

–  оптимизация процесса адаптации первокурсников;

– содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студента в техникуме, эффективного педагогического общения;

– активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов.

          Каждый студент профессионально-педагогического техникума имеет возможность получать бесплатную психологическую помощь по любому вопросу в форме консультаций, групповых тренингов и тестирования.

Социально-психологическая служба оказывает большое положительное влияние на психологический климат техникума в целом, работа службы может оказать действенную помощь на этапе адаптации студентам из числа детей-сирот.

Работа данной службы позволяет корректировать уровень индивидуально-типологических качеств личности, в частности детей-сирот, и делает их более успешными в профессиональном становлении.

Таким образом, осуществляется социально-педагогическая поддержка в профессиональном становлении и помощь в социализации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственном бюджетном образовательном учреждении  «Катайский профессионально-педагогический техникум».

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот