автор: 

Проскурникова Анастасия Константиновна – Учитель труда (технологии)
МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 г.Белово»,
Бабанакова Татьяна Николаевна – Учитель труда (технологии)
МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 г.Белово»

Профориентационный проект «Я смогу!»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №36 города Белово»

                                                                                                    

Название: ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПРОЕКТ «Я СМОГУ!»

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Целевая аудитория: 14-17 лет, обучающиеся в ограниченными возможностями здоровья.

Сведения об авторе:

учителя технологии:

«Подготовка младшего

обслуживающего персонала»

Проскурникова А.К.

«Швейное дело»

Бабанакова Т.Н.

г.Белово 2024

Аннотация: В рамках профориентационного проекта «Я смогу!» осуществляется подготовка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к осознанной профессиональной деятельности и получение профессионального осознанного опыта, применение своих знаний на практике.

Ключевые слова: профориентационный проект,  дети с умственной отсталостью, фаунотерапия, предмет труд (технология).

 

Введение

 

В настоящее время в Кемеровской области- Кузбасс  происходят значительные перемены во всех социальных сферах. Не стала исключением и система образования Беловского городского округа. Это переход на федеральные государственные образовательные стандарты и внедрение в практику модели компетентностного и дифференцированного обучения. Приоритетом  в коррекционных школах-интернат становится социальная адаптация ребенка в обществе, с учетом его индивидуального развития, наклонностей и способностей, невзирая на территориальную отдаленность, отсутствие развитой и социальной инфраструктуры на территории проживания учащихся. В специальных коррекционных- образовательных учреждениях Беловского городского округа  созданы все необходимые условия для всестороннего гармоничного развития будущего поколения.

В Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении  «Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат №36 г.Белово»  создана предметно-развивающая среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями).

В связи с этим, обеспечение прав детей с особенностями развития на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образовании, но и в области демографического и социально-экономического развития Беловского городского округа.

Современная экономическая обстановка в Беловском городском округе, предъявляет  всё более высокие требования к  индивидуальным  психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения  кардинально меняют характер и цели  труда; возрастает  его  интенсивность, ,требуется выносливость  и  ответственность. 

Повышение темпа  и качества  производительного  труда, неуклонное  сокращение  несложных видов работ в  общественном  производстве, переход предприятий на новые пути  хозяйствования  создают  определённые  трудности  социальной  адаптации  лиц, окончивших  школу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), поэтому вопрос  правильного  выбора  профессии  имеет  огромное  значение  в  жизненном  самоопределении  учащихся коррекционных-школ интернат.

В школе-интернате № 36 для детей с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) подготовка  к самостоятельной жизни и выбору будущей профессии является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в школе- интернате № 36  ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. 

Так же помимо профориентации проект «Я смогу!» включает в себя фаунотерапию, целью которой является развитие эмоциональной сферы детей, через взаимодействие  с животными.

Все вышеперечисленное  побудило нас к созданию и реализации профориентационного проекта «Я смогу!»  для детей с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)  в условиях специальной коррекционной  школы-интерната, как одного из возможных путей создания благоприятных условий для полноценного развития детей данной категории.

Целевая аудитория

Преподаватели учебного предмета Труд (технологии), совместно с учащимися в школы – интерната №36.

Цель:

Приобретение умений, знаний и навыков учащихся по учебному  предмету  Труд (технология) по профилям «Швейное дело» и «Подготовка младшего обслуживающего персонала» с целью создания условий для формирования профессионального самоопределения.

Задачи:

1.Обеспечить организационно-методические условия реализации проекта (создание коррекционно-развивающего факультатива предмета  Труд (технология) по профилю «Швейное дело», разработать раздел «Растениеводство»   предмета Труд (технология) по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала»).

  1. Практическое применение умений, знаний и навыков, полученных на  профильных уроках предмета Труд (технология).
  2. Выработать гибкую систему взаимодействия между профильными направления по предмету Труд (технология) и мини-зоопарком,частным подворьем г.Ленинск -Кузнецкий
  3. Организовать и провести отчетные мероприятия по профилям учебного предмета Труд (технология)  для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и определения ключевых точек в развитий профориентационного проекта «Я смогу!».

Основная идея:

В рамках профориентационного проекта «Я смогу!» осуществляется подготовка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к осознанной профессиональной деятельности и получение профессионального осознанного опыта, применение своих знаний на практике.

Обучающиеся по профильным направлениям предмета Труд (технология)  «Швейное дело» и «Подготовка младшего обслуживающего персонала», объединив свои практические умения и навыки изготавливают спецодежду, выращивают овощи, зелень  для мини-зоопарка,частного подворья г.Ленинск -Кузнецкий

Ученики профильного предмета  Труд (технология) «Подготовка младшего обслуживающего персонала» занимаются растениеводством, изучают основы ведения сельского хозяйства, правила работы с садовым инвентарем и применяют свои знания  на территории школы. Для соблюдения правил техники безопасности при работе, ученикам необходима спецодежда, которую изготавливают ученицы на коррекционно- развивающем факультативе «Первые шаги к мастерству» по профильному  предмету Труд (технология)  Швейного дела. В спецодежду входит: фартуки, халаты, верхонки, косынки для разных видов сезонной работы на школьном участке. 

В ходе занятий по профильным предметами Труд (технология) обучающиеся не только осваивают профессии швея и младшего обслуживающего персонала, но и  знакомятся с  новыми профессиями: рабочий зеленого хозяйства,  рабочий зелёного строительства, садовник, портной, вышивальщица. Дальнейшее обучение про данным профессиям, обучающиеся могу пройти в техникумах Кемеровской области.

Основная идея проекта заключается в профориентации и социализации обучающихся, где учащиеся могут попробовать себя в новых профессиях, навыки которых пригодятся в дальнейшей жизни. 

Новизна

Новизна проекта заключается в отработке на практике профессиональных навыков, полученных детьми  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  в течении года (изучение теоретических аспектов). Успешное апробирование современных технологий обучения,  через практическую деятельность профессиональных навыков в общеобразовательной организации. Обучающиеся совместно с педагогами по профильному предмету Труд (технология) изготавливают спецодежду для сельскохозяйственных работ на школьном участке, на котором выращивают овощи, зелень, для дальнейшей передачи в мини-зоопарк,частное подворье г.Ленинск -Кузнецк. Тем  самым получают социальные навыки необходимые для профессиональной подготовки и трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях.

Материально-технические ресурсы: помещение для проведения занятий (оборудованные классы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  с интерактивной доской и профессиональным оборудованием по профилям предмета Труд (технология).

 

Основная часть

 

Выявленные проблемы в процессе обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на профильных уроках предмета Труд (технология), нацелили учителей технологии на поиск эффективных форм образовательного процесса с детьми особой категории и определили одно из основных направлений – коррекционно-развивающая работа с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством применения навыков, умений и знаний на практике. Так же основной из проблем профориентации в школе- интернат  является, незнание своих возможностей и ограничений, отсутствие информации о возможности профессиональной подготовки вне города Белово, отсутствие возможности проконсультироваться и планирования своей карьеры. 

В настоящее время забыто культурная и исторической самобытности России, национальные традиций. Пошив изделий из различного рода тканей, уход за готовым изделием, растениеводство, ведение сельского хозяйства ограничено вошло в современный быт, но продолжает развиваться в современном мире. 

В связи с этим, отличительной особенностью профориентационного проекта «Я смогу!» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является работа по возобновлению национальных традиций России посредством растениеводства и швейного дела. У нас есть уникальная возможность расширить и систематизировать знания детей о видах растений и способами ухода за ними, видах тканях и пошива изделий необходимых для ведения сельского хозяйства.

Все вышесказанное способствовало к разработке и реализации профориентационного проекта «Я смогу!» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Реализация проекта рассчитана на долговременный срок и будет осуществляться поэтапно. В этапы реализации входит: изучение и применение проектной методики, анализ материально технической и кадровой базы школы, планирование мероприятий для реализации проекта, применение на практике полученных знаний. 

Проектная деятельность направлена на создание развивающей среды необходимой изучения новых профессий и апробирование инновационной технологии  по следующим направлениям:

– диагностическая и консультативная деятельность;

– коррекционно – развивающая деятельность.

Календарно-тематический план  мероприятий проекта соответствует: раздела «Растениеводство» в рабочей программе предмета Труд (технология) по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала»  и развивающего коррекционного факультатива «Первые шаги к мастерству» предмета технология  по профилю «Швейное дело». ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Ключевые мероприятия:

1.Профориентационная экскурсия в ГПОУ «Кузбасский многопрофильный техникум» г.Белово.

  1. 2. Ознакомительная экскурсия в ателье пгт.Грамотеино.
  2. Ознакомительная экскурсия в ООО «Зеленстрой» г.Белово

4.Ознакомительная экскурсия на  сельскохозяйственный производственный кооператив «Вишневский».

5.Ознакомительная экскурсия на швейное трикотажное предприятие  ООО «Анюта».

6.Онлайн профориентационная экскурсия в  ГПОУ «Тяжинский агропромышленный техникум».

7.Онлайн профориентационная экскурсия Государственное профессиональное образовательное учреждение г. Кемерово.

  1. Экскурсия в мини-зоопарк,частное подворье г.Ленинск -Кузнецкий, передача выращенных овощей и зелени для подкорма животных.

Методы оценки прогресса и результата обучающихся проводятся согласно рабочей программе предмета Труд (технология)  по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала»  и развивающего коррекционного факультатива «Первые шаги к мастерству» предмета труд (технология)  по профилю «Швейное дело».: начало –конец учебного года. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта.

Данное направление является актуальным и в случае успешной реализации профориентационного проекта «Я смогу!» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), идея профориентации с взаимодействием профильного предмета Труд (технология) с мини-зоопарком,частным подворьем г.Ленинск -Кузнецк, станет ещё одним из основных направлений коррекционно-развивающей работы в школе-интернате №36 г.Белово. 

Таким образом, педагогами трудового обучения будет проделана работа по тематической направленности проекта:

  • Создание методических рекомендаций; 
  • Разработана программа дополнительного образования; 
  • Разработан дидактический инструментарий;
  • Обучающиеся познакомятся с национальными традициями по изготовления изделий из ткани и ведению сельского хозяйства, выполняя практические задания самостоятельно;
  • Проведение профессиональных проб  на базе школы- интернат №36 по профессиям «Рабочий зеленого хозяйства», «Рабочий зеленого строительства», «Портной», «Вышивальщица»;
  • Сотрудничество с мини-зоопарком,частным подворьем г.Ленинск -Кузнецкий позволит обучающимися с умственной отсталостью способствовать  развитию эмоциональной сферы детей, активизации познавательной и сенсорной сфер ребенка, активизация восприятия, стимулирование положительных эмоциональных реакций в общении с животными. 

Каждый обучающийся школы-интерната №36 г.Белово сможет проявлять свои творческие способности, развивать воображение и эстетический вкус, а так же могут принимать участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Таким образом, данный проект позволит создать необходимые условия для включения детей с особенностями развития в процесс творчества и нахождение методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления и развитию творческих способностей и практическую значимость, любовь к трудолюбию.

В 2022 году МКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 36 г.Белово»  приняла участие в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта образование, в школу для обновления предметно-окружающей среды поступило современное оборудование, как поддержка и стимулирование инновационной деятельности учителей для более продуктивного обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Заключение

 

Мнение, что дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не имеют успех в практической деятельности, теряет свою обоснованность, в связи с тем, что учитываются индивидуальные особенности каждого ученика и подбирается занятие в соответствие с ними. 

При условии внедрения в образовательный процесс профориентационной деятельности в рамках школы, где обучающиеся изготавливают спецодежду необходимую для работы,  выращивают овощи и зелень, которые передают в мини-зоопарк,частное подворье г.Ленинск -Кузнецк. Это все выводит ребенка с особенностями развития за привычные рамки практических навыков, дает понимание социальной значимости взаимодействия школы-интернат и зоопарка, которая заключается в следующем:

  • Экологическое воспитание. Посещение мини-зоопарка,частное подворье г.Ленинск -Кузнецк, расширяет естественнонаучный кругозор учащихся, даёт возможность видеть и оценивать результаты взаимодействия человека и природы. 
  • Эмоциональное развитие и социальная адаптация. Общение с животными благоприятно влияет на психику человека, помогает почувствовать связь с природой и понять, что и вне города есть много всего интересного.

При условии продуктивности проектной работы мы предполагаем реализацию детьми своего творческого потенциала; приобретение навыков работы в различных техниках и приёмах; развитие образного мышления, эмоционально-эстетическое восприятия действительности, расширение словарного запаса. Также пробуждает интерес к самостоятельному творчеству, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не смогу». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. В дальнейшем в самостоятельной жизни применяя практические навыки полученные на уроках Труд (технология). 

 

Значение применения проекта для развития системы образования

 

Реализация данного проекта позволит нашему учреждению апробировать нетрадиционную технику взаимодействия двух направлений профильного предмета Труд (технология): «Швейное дело» и «Подготовка младшего обслуживающего персонала» и мини-зоопарком,частным подворьем г.Ленинск -Кузнецкий, применяя в образовательном процессе технологии коррекционно-развивающей направленности и фаунотерапию.

С этой целью запланирована разработка раздела «Растениеводство» в  рабочей программы предмета Труд (технология)  по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала»  и развивающего коррекционного факультатива «Первые шаги к мастерству» предмета Труд (технология)  по профилю «Швейное дело».

В ходе реализации профориентационного проекта «Я смогу!» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) опыт работы будет представлен:

 

  •       на сайте школы-интернат № 36;
  •       в виде отчетов о деятельности  проекта на школьных педсоветах. 

 

Список литературы

 

1.Технология. 9 класс. Учебник. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала. Галле А.Г., Головинская Е.Ю., 2020.

2.Технология. 8 класс. Учебник. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала. Галле А.Г., Головинская Е.Ю., 2020.

3.Технология. 9 класс. Учебник. Швейное дело. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г., 2020.

4.Технология. 8 класс. Учебник. Швейное дело. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г., 2020.

  1. Растениеводство, учебное пособие, В.М. Фѐдорова, Н.Н. Яркова, С.Л. Елисеев, 2019.

6.Кройка и шитье от А до Я, полное практическое руководство, Лидия Мудрагель. 2022. 

7.Практикум по овощеводству, Т.В. Соромотина; 2019.

 

Профориентационный проект «Я смогу!»