Профессиональный педагогический конкурс
Вашарина Юлия Евгеньевна, зав.кафедрой общественных дисциплин МОУ Ульяновский городской лицей при УлГТУ, координатор Интернет-сообщества «Готовим(ся) к экзаменам, аттестации, конкурсам»
Что такое профессиональный педагогический конкурс — производственная необходимость или гримаса тщеславия? Как руководителю относиться к нему?
Вопрос о профессиональных конкурсах — один из самых обсуждаемых в учительском сообществе. На крупнейшем портале «Сеть Творческих учителей» высказывались совершенно противоположные точки зрения по этому поводу. Попробуем объективно представить позиции сторон — учителей и администрации — в этой дискуссии и найти ответы на ряд вопросов, важных для организации успешной учебной и методической работы в коллективе.
Итак, нужны ли профессиональные конкурсы педагогов? Какова роль администрации при подготовке учителя к конкурсу? Как организовать трансляцию опыта? Начнем с первого, главного. При всей риторичности вопроса здесь не все так однозначно.
Первая точка зрения.
— Чем чаще участвуешь в конкурсах, тем лучше. Это новый опыт. Не получишь награды, зато увидишь, услышишь других, возьмешь на заметку что-то новое. Именно поэтому любой результат можно расценивать как положительный.
— Участие в конкурсе — это такой творческий заряд! Часто именно учителя, не участвующие в конкурсах, «запускают свои классы». Учитель, получивший признание коллег, не позволит себе «псевдоактивности». Но преувеличивать роль конкурсов я не склонна: в любом деле есть «издержки производства».
— Самоуважение (не последняя вещь!) подкрепляется. Понимаешь, что не такая ты уж серая мышка. Сколько нового в себе открываешь!
— Сейчас огромное количество таких увлекательных конкурсов! Жаль, времени не хватает везде попробовать свои силы.
— Это школа мастерства, осмысление своей системы работы; появляются единомышленники.
Вторая точка зрения.
— Деньги, которые вкладываются в конкурсы, можно было бы направить на повышение квалификации в том, в чем испытываешь нехватку.В первую очередь — в психологических умениях. «Повышение квалификации» в рамках конкурса часто определяется желанием удовлетворить жюри.
— Хотелось бы, чтобы все профессиональные конкурсы проходили в летний период и не отрывали учителя от учебного процесса.
— Что бы кто не говорил, но, если учитель занят в конкурсе, то класс заброшен. А сам он заботится о том, чтобы получше представить свой труд на бумаге.
— За 15 лет работы не видела ни одного объективного конкурса. Наверное, конкурсы повышают статус. Повышают ли они уровень мастерства? Не думаю. Ты на конкурсе — если ты и так уже мастер, а если нет — ты туда и не попадёшь. В последние годы приходит одна мысль: конкурс упростит аттестацию. И все.
Проблем при подготовке к конкурсам не просто много, а СЛИШКОМ много. Срывается планомерный учебный процесс, критерии конкурса и состав жюри часто вызывают вопросы у конкурсантов. Да и деньгам, потраченным на организацию некоторых конкурсов, можно было бы найти лучшее применение. Отдали бы директорам, а уж они бы точно потратили их с умом. На крышу, чтобы она не текла, на новое спортивное оборудование. Нет! При новом подходе к аттестации директор заинтересован в большом количестве конкурсантов-победителей, а иначе он останется без учителей с высшей категорией. И как следствие получит проблему со статусом школы и набором учеников. Родители теперь хотят отдавать детей в престижную школу: ЕГЭ на носу, любимому чаду нужна хорошая подготовка в вуз. А если у педагогов низкий профессиональный уровень, то и контингент придет соответствующий. Доказывай тогда родителям и проверяющим, что хоть категории невысокие, но результаты ЕГЭ хорошие. Встречают-то по одежке… . Победы в конкурсах необходимы при аттестации на первую и высшую категорию, а чтобы побеждать — нужно участвовать.
«Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам<…> в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях» (Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 “О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2010 N 16999))
Это еще один аргумент за то, что конкурсы — производственная необходимость, шанс показать себя и свое учебное заведение, получить заслуженную награду. Страна должна знать своих героев. И тут возникает второй вопрос: «помоги себе сам» или «поможем всем миром»? Должна ли администрация помогать учителю, участвующему в конкурсе? А может: «это ты делаешь для себя, какая нам от этого польза?»
Точка зрения учителя.
— Учитель, выходя на конкурс, должен представить целый пакет документов о своих достижениях, новых методиках. Но главное — грамотно оформить материалы об этом. Здесь без помощи администратора не обойтись. Но в жизни нередко приходится все делать самому. Сама с этим столкнулась. Имея огромную нагрузку, многие учителя отказываются выходить на конкурсы.
— Да какая там помощь, слова доброго не скажут. А сертификаты, грамоты и дипломы подавай на блюдечке… С каким вопросом не обратишься, в ответ слышишь: “Это не мои обязанности” или “Вы же и сами можете всё сделать”. Я тоже участвовала в районном конкурсе два года назад. Никакой поддержки от администрации. Характеристику, и ту сама на себя писала.
— Целый месяц мы работали над большой программой, оставаясь после занятий. Все прошло замечательно. Не успели отойти от впечатлений, как издается приказ об участии в конкурсе. Имеет ли администрация право в приказном порядке, не предупредив, заставить участвовать в нем? При отказе требует объяснительную, угрожает выговором. А ведь у учителя еще масса дел: подготовка к урокам, методическая работа, проверка тетрадей и другая, оплачиваемая, деятельность, связанная с прямыми обязанностями. Борьба за гранты стала гонкой за призами. Мы живые, передышка нам нужна, семьи есть. А тут работай, работай и работай, выполняй волю администрации.
— До того как я согласилась выдвинуть свою кандидатуру на конкурс, администрация долго убеждала меня в том, что у меня будет поддержка и помощь, рабочая группа. На деле оказалось всё наоборот. Но зато, когда я вошла в «десятку», школа не забыла сказать об этом в своих отчётах. Но самое обидное другое. Целый год прошу администрацию оборудовать мой кабинет английского языка, всё тщетно. А ведь моя победа принесла школе грант в 500 тысяч рублей.
— Чаще завучи и методисты не помогают никак. Но бывает, что все работают на одного — тоже неправильно, ведь это конкурс учителя, а не школы.
В дискуссии прозвучала не только критика позиции администрации, были и конструктивные предложения.
— Учитель физики, работающий в 11 классе, имеет многократную нагрузку: подготовку к уроку — раз; подготовку к ЕГЭ — два; классное руководство (стопроцентное) — три; бумажную отчетность по предмету и классу — четыре; совещания, учебу и т. д. А еще и семья, о которой администрация как будто забывает. Во многих школах есть завуч по новым технологиям, пора вводить и должность по сопровождению грантов (что делать, в какой форме, к какому числу и многое другое). Как у депутата есть представитель и группа помощников, примерно так же должно быть и у учителя. У многих учителей выход на конкурс заканчивается нервным срывом.
По-моему, ОЧЕНЬ дельное предложение. Действительно, подготовкой к аттестации и методическим сопровождением конкурсов должен заниматься подготовленный специалист. Учителям прямо в школе обязательно должна быть доступна информация о текущих конкурсах, о сроках, о том, что требуется сделать, чтобы принять участие. Более результативным и менее трудоемким станет процесс подготовки к конкурсу, если на всех этапах будет организована поддержка «своего» конкурсанта. Но именно поддержка, а не «принудительно-добровольная» помощь всех на благо одного человека. И отношения в коллективе станут более теплыми и душевными. Когда педагоги будут чувствовать заботу администрации, во главе с директором, они горой будут стоять за «свое» начальство. Директор просто обязан проводить протекционистскую политику в интересах своего коллектива.
Еще один момент для размышления: если в конкурсах принимают участие директор и завучи, то как это сказывается на обстановке в коллективе?
Точка зрения учителя.
— В этом году участвовала в конкурсе. Желания попробовать еще — нет. Много говорилось о прозрачности конкурса, а на деле двое победителей (из 4-х) на муниципальном уровне вызывают множество вопросов. Ответа в комитете по образованию не дали. В конкурсе учителей должны участвовать учителя. А то учитель разрабатывает программу, двигает детей, а другой — завуч (но кандидат наук) — занимается методикой и пишет статьи. Детей в глаза не видит, но он — лучший!??? Это как?
Конкурс конкурсу рознь. Есть конкурсы для директоров («Директор школы–2010» — первый всероссийский конкурс для руководителей образовательных учреждений), для завучей («Лучший завуч», Всероссийский конкурс «Заместитель директора школы–2010»), есть — для учителей. Может, стоит участвовать в «своих» профессиональных конкурсах, в «своих» номинациях? Может, лучше бежать по разным стартовым дорожкам? Тогда поддержка «зрителей» и «коллег по команде» обеспечена. Хотя с новыми квотами, выделенными для победителей ПНПО (1 тысяча на всю страну), этот вопрос практически снят: конкурентов мало, на всю область 10–20 человек. (Квоты субъектов Российской Федерации на денежное поощрение лучших учителей на 2010 год.)
Конкурс прошел, а что дальше?
Точка зрения учителя.
— Популяризация опыта особого смысла не имеет. Основная ценность учителя — он сам, а другого такого нет. Его методы и приемы часто не подходят другим. К тому же ряд хороших учителей остаются за кадром конкурсов. Одни не желают связываться с бумажной волокитой, а другие не подходят психологически.
— Отсутствие трансляции опыта — самая серьезная проблема. Победил ведь не ради победы, а ради общего дела.
— Познакомиться с работой коллег — участников конкурсов, практически невозможно. Хорошо, если кто-то из организаторов конкурса опубликует эти материалы.
Большинство педагогов солидарны в том, что необходимо организовать передачу опыта победителей профессиональных конкурсов и начинать надо со своего «родного» учебного заведения. Например, можно выпустить газету, буклет, поздравить на школьном сайте, организовать вебинар, веб-конференцию (удобство этих форм заключается в том, что каждый участник находится у своего компьютера). Вариантов много. Например, прозвучала на портале такая интересная информация:
— Есть интересный опыт трансляции — «методические поезда», в которых участвуют учителя, победившие в различных конкурсах. Организацией занимаются методисты.
Стоит использовать этот опыт на уровне методических объединений школы, района, города, области. Не пропадут даром бессонные ночи учителя при подготовке к конкурсу, а, кроме того, это прекрасный ход для пиаркампании школы.
Думаю, из приведенных мнений можно сделать такой вывод: директор в новых условиях школьной реформы должен объединить усилия всего коллектива для достижения успеха в реализации поставленных задач. От директора зависит, какая атмосфера существует в его учебном заведении. Радость, гордость за коллегу — эти чувства характеризуют настоящую команду. Когда коллектив такой, то это показатель того, что у школы НАСТОЯЩИЙ директор.
P.S. Крупных педагогических конкурсов одобренных министерством образования всероссийского масштаба не так уж много, вот некоторые из их:
педакадемия.рф педпроект.рф педталант.рф
радуга-талантов.москва япедагог.рф