автор: Крылова Анна Владимировна
Педагог-психолог Государственное областное бюджетное учреждение «Старорусский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Психопрофилактическая технология работы по теме «Гармонизация эмоциональных отношений матери и ребенка раннего возраста»
Психопрофилактическая технология работы
по теме
«Гармонизация эмоциональных отношений
матери и ребенка»
Автор-разработчик: Крылова Анна Владимировна,
педагог-психолог ГОБУ «Старорусский ЦППМС»
Актуальность
Ранний возраст ребенка – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, который составляет первые три года его жизни. В настоящее время большое внимание уделяется проблеме раннего развития ребенка, как со стороны специалистов: психологов и педагогов, так и со стороны родителей. Это обусловлено в первую очередь ценностью периода раннего детства, а также потребностью родителей в гармоничном развитии своего малыша, в информации об особенностях его развития и воспитания, в умении строить свои взаимоотношения с ребенком и получать огромное удовольствие от общения друг с другом.
Центральной сферой психологии ребенка раннего возраста является эмоциональная сфера. Всестороннее развитие малыша непосредственно сопряжено с этой сферой. Как подчеркивал В. В. Зеньковский, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни, что указывает на особую значимость эмоциональных отношений в этот возрастной период [1]. Так, эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя, наряду с ласками, поцелуями и объятиями, эмпатию, способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. Способность к сопереживанию и толкованию поведения ребенка является необходимым условием того, чтобы родители поняли состояние детей, дали им близость и любовь, в которых дети так нуждаются.
Эмоционально окрашенные отношения являются основой взаимного доверия, формирует основу для взаимопонимания и является предпосылкой дальнейшего гармоничного детского – родительского взаимоотношения. Это является основой для полноценного развития личности ребенка, т.к. быстрые темпы развития ребенка в раннем возрасте сопряжены с его повышенной чувствительностью к воздействиям социальной среды и только от позиции взрослого зависит, насколько малыш будет благополучен в своем развитии. Нарушения внутрисемейных отношений могут приводить к различным нарушениям психического развития.
Психологическими угрозами для развития ребенка в раннем возрасте являются:
- нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей, нарушение режима дня;
- игнорирование потребностей в доброжелательном внимании взрослого, его помощи;
- ограничение самостоятельности;
- выбор неадекватных форм общения, не предполагающих возможности сотрудничать со взрослым;
- игнорирование особенностей нервной системы ребенка;
- стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности;
- бедности или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растёт ребенок;
- слабость эмоциональных контактов с ребенком, невнимание к его эмоциональным контактам [2].
Факторы, являющиеся угрозами для развития ребенка, могут накапливаться в течение длительного времени, что может приводить к стойким проблемам поведения, эмоций, общения.
Анализ причин, обращения родителей детей раннего возраста за помощью в отделение раннего развития ребенка ГОБОУ ЦПМСС №15 показывает, что у 70% обратившихся, в первичном запросе выделятся непосредственное развитие ребенка. Особенность такого запроса заключается в затруднении родителями понимания собственной значимости как воспитателя, определяющего для себя важность эмоционального контакта, успешность взаимоотношения с ребенком для его успешного и гармоничного развития.
Цель психопрофилактической технологии: развитие и гармонизация эмоциональных отношений матери и ребенка.
Основные задачи:
- Повышать компетентность матерей по вопросам воспитания и
развития детей раннего возраста.
- Развивать чувство эмпатии в паре «мать – ребенок».
- Усиливать позитивные чувства родителей: радость, уверенность,
спокойствие, любовь.
- Содействовать развитию ситуативно-делового общения детей со
взрослыми.
- Создавать условия для удовлетворения потребности детей в любви и
защищенности.
- Обогащать социальный опыт детей.
- Развивать коммуникативные навыки детей в парах «мать –
ребенок», «ребенок – ребенок», «ребенок – педагог».
В зависимости от целенаправленности структуры реализуемой технологии так же решаются сопутствующие задачи развития способностей детей:
- познавательная область развития (развитие способов познания через наблюдение, исследование, игру – расширение знаний ребенка о самом себе, других людях и окружающем мире);
- в социальной области (усвоение норм и правил общественной жизни);
- в области развития движений (обеспечение возможности контролировать движения, их направленность и силу проявления, развитие мелкой моторики).
Объект: дети, родители, испытывающие серьезные трудности в воспитании или во взаимодействии с ребенком и их дети раннего возраста (1-1,5 года).
Теоретическое обоснование
Раннее детство – возраст от рождения до 3 лет – особый период для развития. В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте.
Исследования А.Н.Леонтьева (1977), А.Р.Лурии (1980), Д.Б.Эльконина (1976) и других отечественных психологов показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, “базовой” причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений “мать – дитя” (Н.М.Гордецова, 1978; А.И.Захаров, 1988; А.С.Спиваковская, 1988; В.С.Манова-Томова, 1981; М.Раттер, 1987 и др.).
Анализу процесса взаимодействия в диаде «мать—дитя», его динамики в разные возрастные периоды посвящен ряд работ как отечественных, так и зарубежных исследователей (Л.С.Выготский, 1983; М.И.Лисина, 1974; С.Ю.Мещерякова, 1978; Г.Х.Мазитова, 1977; Н.Н.Авдеева, 1982 и др.).
Во второй половине нашего столетия в психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Причиной этого стало то, что многие родители, не понимая, что их методы воспитания ребенка неэффективны, прибегают к помощи специалистов. Но психолог или педагог работает с ребенком, при этом мало, что меняя в поведении родителей, и проблемы продолжают возникать вновь и вновь.
Многие авторы признают необходимость обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком и предлагают различные образовательные программы. В России программы такого рода не получили широкого распространения, в связи с ориентацией на дошкольное образование. На Западе проблеме воспитания родителей посвящено большое количество исследований, разработаны программы для групповой и индивидуальной работы с родителями.
Так, в США, идет активное обучение родителей, по программе Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя» [3]. В этой модели внимание концентрируется на навыках общения родителя. Задачи работы с родителями сводятся к тому, чтобы родители освоили три основных умения:
- активно слушать;
- умение выражать свои чувства и слова доступно для понимания
ребенка;
- использовать принцип «оба правы» для разрешения конфликтных
ситуаций (умение договариваться с ребенком так, чтобы
результатами договора были довольны оба участника).
На групповых занятиях родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.
Большой вклад в изучение взаимодействия между родителями и детьми внесли представители бихевиорального направления. Здесь все усилия специалистов направлены на обучение родителей методике изменения поведения ребенка. Таким образом, данная модель является учебно-теоретической, направлена на привитие родителям, а через них и детям социальных навыков поведения.
Задачи такой групповой работы с родителями сводятся к:
- привитию родителям навыков социального наблюдения
(диагностики);
- обучению родителей принципам теории и применению их при
воспитании детей;
- обучение родителей созданию программы для изменения
поведения ребенка (систему позитивных подкреплений,
негативных санкций и методов игнорирования) [4].
Тренинговые программы имеют ряд преимуществ: детальная работа с переживаниями, ценностями родителей, формирование и отработка навыков эффективного взаимодействия, позволяют родителям лучше понять себя и своего ребенка, овладеть новыми навыками общения. Но в данном типе программ возникает сложность осуществления переноса полученных знаний и навыков из ситуации тренинга во взаимодействие с ребенком.
В 50х годах в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное Х.Джайноттом, получившее название – «модель группового психологического консультирования». В основе этой модели, направленной на гуманизацию воспитания, лежит идея развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В написанных пособиях Джайнотт в доступной форме рассматривает ответы на основные вопросы воспитания: как разговаривать с детьми, как хвалить и за что ругать, как приучить к гигиене и порядку и т.д.[5].
С точки зрения автора, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации управления поведением детей. Он описывает три вида групповой работы с родителями: психотерапия, психологическое консультирование и руководство личностью.
Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах:
- поддержание родителями позитивного образа «Я» во всех случаях, отсутствие критики, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных суждений. Высказывания взрослого не должны нести диагноза, прогноза дальнейшей судьбы ребенка взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложенной кооперации [5].
Достоинством данной программы является то, что она позволяет родителям овладеть коммуникативными навыками, разобраться с собственными переживаниями. Однако в данной модели не хватает непосредственной работы специалиста совместно с родителем и ребенком, индивидуального подхода к семье. Часто родители искажают полученные на семинарах знания при применении в отношениях с ребенком, у специалиста нет возможности посмотреть, правильно ли родитель усвоил полученную информацию, применяет ли полученные навыки при общении с ребенком.
На занятиях со специалистом разрабатывается общая программа изменения поведения ребенка, которая может не подойти конкретной семье.
Родители же не имеют возможности консультироваться со специалистом по поводу возникающих вопросов, корректировке программы.
В странах Америки и Западной Европы получил свое распространение курс воспитания родителей Джин Иллсли Кларк [6].
Теоретической базой тренинга является концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии [7].
В ходе тренинга родитель овладевает знаниями об особенностях развития ребенка, обучается навыкам взаимодействия (полезному поведению) с ним в соответствии с возрастными задачами [6].
Группой авторов во главе с К.Хундейде, разработана программа выстраивания отношений взрослого с ребенком раннего возраста «Программа развития чувствительности» (ICDP), цель которой – развитие чувствительности воспитателей и укрепление естественного диалога, важного для позитивного развития и адаптации ребенка [8].
Формы работы с родителями по программе:
- групповая – родители без детей;
- индивидуальная – родители с ребенком.
Авторы программы выделяют 8 принципов построения хорошего диалога, которые собранны в брошюре, которая выдается родителям в начале групповой работы.
Для выстраивания эффективного диалога с ребенком, родителям необходимо:
- Проявлять положительные эмоции по отношению к ребенку.
- Следовать за интересом ребенка
- Помогать ребенку в концентрации внимания
- Предавать смысл впечатлениям ребенка
- Помогать ребенку в контроле – позитивно ограничивать его действия [8].
Работа по данной программе способна сформировать у родителей навыки взаимодействия с детьми раннего возраста, так как качества, которые формируются у родителей, отвечают потребностям ребенка раннего возраста, родители могут получить не только консультацию специалиста, но и при его поддержке выстраивают диалог с ребенком.
Таким образом, анализ программ обучения родителей (тренинговые, консультативные, выстраивания отношений), позволил выделить их преимущества: детальная работа с переживаниями, ценностями родителей – позволяющая родителям лучше понять себя и своего ребенка, формирование и отработка навыков эффективного взаимодействия помогают родителю овладеть новыми навыками эффективного общения с ребенком; консультации и поддержка специалиста помогают выстраивать отношения с ребенком, разрешать возникающие трудности.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что комплекс мер психологической поддержки семьи или отдельного родителя ребенка раннего возраста способствует созданию в семье наиболее благоприятных условий для раскрытия эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, предупреждение нарушений психического развития и девиантного поведения ребенка.
Этапы
- Психодиагностический этап направлен на комплексное изучение особенностей эмоциональных отношений матери и ребенка, на выявление ожиданий родителей от посещения занятий, установления непосредственного личного контакта между психологом и родителями ребенка.
Используемые методики:
-
- Опросник «Типы воспитания детей» А.И. Баркан [9].
(приложение 1)
Цель: определение типов воспитания родителями своих детей.
-
- Анкета – опросник «Представление родителей об
эмоциональных особенностях ребенка» Е.И. Изотовой [9].
(приложение 2)
Цель: выявление представлений родителей об особенностях
эмоционального развития ребенка по следующим показателям:
- эмоциональный опыт ребенка;
- фактор эмоциональной напряженности ребенка;
- наличие/отсутствие у ребенка знаний о чувствах и эмоциях;
- эмоциональное поле ребенка;
- эмоциональный стиль ребенка;
- экспрессивность ребенка.
-
- Диагностика эмоционального развития ребенка раннего возраста (составлена на основе показателей эмоционального развития ребенка раннего возраста и адаптирована Крыловой А.В., педагогом- психологом ГОБОУ ЦПМСС №15) [10]. (приложение 3)
Цель: выявление уровня эмоционального развития ребенка
раннего возраста.
-
- Тест родительского отношения (ТОР) Р.В. Овчаровой [9].
(приложение 4)
Цель: выявление особенностей родительского отношения к
детям.
-
- Анкета для мам [11]. (приложение 5)
Цель: выявление проблемы пренатального, перинатального и
постнатального периода у ребенка, получение информации о
социальных и демографических характеристиках и возрастных
особенностях матерей.
- Психопрофилактический этап
Практическая психопрофилактическая деятельность, направленная на гармонизацию эмоциональных отношений матери и ребенка
Включает в себя:
- групповые занятия в паре «мама – ребенок»:
Данный вид работы позволяет детям и мамам во время занятия настроиться друг на друга, научиться прислушиваться друг к другу, мамы учатся понимать своего ребенка, его сигналы, так же занятия способствуют повышению родительской компетенции, расширению социальных контактов как матери, так и ребенка.
- индивидуальные занятия в паре «мама – ребенок»:
Данный вид работы проводится психологом, в том случае, когда у ребенка наблюдаются серьезные проблемы в эмоциональном развитии. Это следующий круг проблем:
– аутизм и аутистические проявления;
– нарушения произвольной регуляции;
– расстройства нервной системы;
– нарушения взаимодействия в паре «родитель – ребенок».
- встречи «Родительского клуба»:
Встречи родителей необходимы для обмена родительскими мнениями по определенной проблеме. Психолог организует дискуссии по вопросу, делится с родителями профессиональной информацией. По необходимости, на встречи родительского клуба приглашаются также и другие специалисты, компетентные в рассматриваемом вопросе.
Задачи родительского клуба:
- оказывать квалифицированную консультативную и
практическую помощь родителям по проблемам воспитания и
развития ребенка;
- повышать педагогическую культуру родителей;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей,
поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях;
- выявлять и транслировать положительный семейный опыт по
воспитанию и развитию детей раннего возраста;
- способствовать установлению доверительных отношений между
родителями и педагогами.
- индивидуальные консультации родителей.
Эта форма работы применяется педагогом-психологом, при возникновении такой необходимости в ходе группового занятия, по запросу родителей, необходимости прояснения педагогом особенностей развития ребенка, некоторых особенностей внутрисемейных отношений.
- Диагностический
Определение эффективности проведенной психопрофилактической работы посредством отслеживания динамики с помощью психодиагностических инструментариев, использованных на первом этапе.
Оценка результата
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
- сформированность социальных навыков по эффективному
взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
- сформированность представлений родителей об особенностях
эмоционального развития ребенка;
- оптимизация детско-родительских отношений.
Список использованных источников:
-
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеренбург:
Деловая книга, 1995.
-
- Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.
Современных технологии. Программа адаптации. Диагностические
-
- методики. Игровой материал /авт.-сост. Ю.А. Афонькина. –
Волгоград: Учитель, 2012.
-
- Т. Гордон. Курс эффективного родителя. М., 2010.
- Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери/ Д.В Винникотт. – М.: Класс, 1998.
- Джайнотт, Х. Родители и дети/ Х. Джайнотт, М.: Знание, 1986.
- Технологии социально-психологических тренингов/ под ред. С. А. Беличевой. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России» 2001. – 208с.
- Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ И.М. Марковская. – СПб Речь 2005 – 150с.
- Хундейде, К. Направляемый диалог: пер.с англ./ К. Хундейде – СПб.: Институт раннего вмешательства,1999. – 98с.
- Анисимов В.П. Счастье быть родителем: Психолого- педагогические рекомендации по воспитанию детей до 3-х лет. – М,: Педагогическая литература, 2007.
- Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез
- Е. В. Ларечина Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. — 160 с.