автор: Крылова Анна Владимировна

Педагог-психолог Государственное областное бюджетное учреждение «Старорусский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Психопрофилактическая технология работы по теме «Гармонизация эмоциональных отношений матери и ребенка раннего возраста»

 

 

 

Психопрофилактическая технология работы

по теме

«Гармонизация эмоциональных отношений

матери и  ребенка»

 

Автор-разработчик: Крылова Анна Владимировна,

педагог-психолог ГОБУ «Старорусский ЦППМС»

Актуальность

 

Ранний возраст ребенка – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, который составляет первые три года его жизни. В настоящее время большое внимание уделяется проблеме раннего развития ребенка, как со стороны специалистов: психологов и педагогов, так и со стороны родителей. Это обусловлено в первую очередь ценностью периода раннего детства, а также потребностью родителей в гармоничном развитии своего малыша, в информации об особенностях его развития и воспитания, в умении строить свои взаимоотношения с ребенком и получать огромное удовольствие от общения друг с другом.     

Центральной сферой психологии ребенка раннего возраста является эмоциональная сфера. Всестороннее развитие малыша непосредственно сопряжено с этой сферой. Как подчеркивал В. В. Зеньковский, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни, что указывает на особую значимость эмоциональных отношений в этот возрастной период [1]. Так,  эмоциональный контакт между  матерью и ребенком, включающий в  себя, наряду с  ласками, поцелуями и объятиями, эмпатию, способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. Способность к сопереживанию и толкованию поведения ребенка является необходимым условием того, чтобы родители поняли состояние детей, дали им близость и любовь, в которых дети так нуждаются.  

Эмоционально окрашенные отношения являются основой взаимного доверия, формирует основу для взаимопонимания и является предпосылкой дальнейшего гармоничного детского – родительского взаимоотношения. Это                          является основой для полноценного развития личности ребенка, т.к. быстрые темпы развития ребенка в раннем возрасте сопряжены с его повышенной чувствительностью к воздействиям социальной среды и только от позиции взрослого зависит, насколько малыш будет благополучен в своем развитии. Нарушения внутрисемейных отношений могут приводить к различным нарушениям психического развития.

Психологическими угрозами для развития ребенка в раннем возрасте являются:

  • нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей, нарушение режима дня;
  • игнорирование потребностей в доброжелательном внимании взрослого, его помощи;
  • ограничение самостоятельности;
  • выбор неадекватных форм общения, не предполагающих возможности сотрудничать со взрослым;
  • игнорирование особенностей нервной системы ребенка;
  • стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности;
  • бедности или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растёт ребенок;
  • слабость эмоциональных контактов с ребенком, невнимание к его эмоциональным контактам [2].

Факторы, являющиеся угрозами для развития ребенка, могут накапливаться в течение длительного времени, что может приводить к стойким проблемам поведения, эмоций, общения.

Анализ причин, обращения родителей детей раннего возраста за помощью в отделение раннего развития ребенка ГОБОУ ЦПМСС №15 показывает, что у 70% обратившихся, в первичном запросе выделятся непосредственное развитие ребенка. Особенность такого запроса заключается в затруднении родителями понимания собственной значимости как воспитателя, определяющего для себя важность эмоционального контакта,  успешность взаимоотношения с ребенком для его успешного и гармоничного развития.

Цель психопрофилактической технологии: развитие и гармонизация эмоциональных отношений матери и ребенка.

Основные задачи:

  1. Повышать компетентность матерей по вопросам воспитания и

               развития детей раннего возраста.

  1. Развивать чувство эмпатии в паре «мать – ребенок».
  2. Усиливать позитивные чувства родителей: радость, уверенность,

               спокойствие, любовь.

  1. Содействовать развитию ситуативно-делового общения детей со

               взрослыми.

  1. Создавать условия для удовлетворения потребности детей в любви и

              защищенности.

  1. Обогащать социальный опыт детей.
  2. Развивать коммуникативные навыки детей в парах «мать –

    ребенок», «ребенок – ребенок», «ребенок – педагог».

В зависимости от целенаправленности структуры реализуемой технологии так же решаются сопутствующие задачи развития способностей детей:

  • познавательная область развития (развитие способов познания через наблюдение, исследование, игру –  расширение знаний ребенка о самом себе, других людях и окружающем мире);
  • в социальной области (усвоение норм и правил общественной жизни);
  • в области развития движений (обеспечение возможности контролировать движения, их направленность и силу проявления, развитие мелкой моторики).

Объект: дети, родители, испытывающие серьезные трудности в воспитании или во взаимодействии с ребенком и их дети раннего возраста (1-1,5 года).

 

Теоретическое обоснование

Раннее детство – возраст от рождения до 3 лет – особый период для развития. В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте.

Исследования А.Н.Леонтьева (1977), А.Р.Лурии (1980), Д.Б.Эльконина (1976) и других отечественных психологов показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, “базовой” причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений “мать – дитя” (Н.М.Гордецова, 1978; А.И.Захаров, 1988; А.С.Спиваковская, 1988; В.С.Манова-Томова, 1981; М.Раттер, 1987 и др.).       

Анализу процесса взаимодействия в диаде «мать—дитя», его динамики в разные возрастные периоды посвящен ряд работ как отечественных, так и зарубежных исследователей (Л.С.Выготский, 1983; М.И.Лисина, 1974; С.Ю.Мещерякова, 1978; Г.Х.Мазитова, 1977; Н.Н.Авдеева, 1982 и др.).

Во второй половине нашего столетия в психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Причиной этого стало то, что многие родители, не понимая, что их методы воспитания ребенка неэффективны, прибегают к помощи специалистов. Но психолог или педагог работает с ребенком, при этом мало, что меняя в поведении родителей, и проблемы продолжают возникать вновь и вновь.

Многие авторы признают необходимость обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком и предлагают различные образовательные программы. В России программы такого рода не получили широкого распространения, в связи с ориентацией на дошкольное образование. На Западе проблеме воспитания родителей посвящено большое количество исследований, разработаны программы для групповой и индивидуальной работы с родителями.

Так, в США, идет активное обучение родителей, по программе Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя» [3]. В этой модели внимание концентрируется на навыках общения родителя. Задачи работы с родителями сводятся к тому, чтобы родители освоили три основных умения:

  • активно слушать;
  • умение выражать свои чувства и слова доступно для понимания  

                   ребенка;

  • использовать принцип «оба правы» для разрешения конфликтных

                   ситуаций (умение договариваться с ребенком так, чтобы  

                   результатами договора были довольны оба участника).

На групповых занятиях родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.

Большой вклад в изучение взаимодействия между родителями и детьми внесли представители бихевиорального направления. Здесь все усилия специалистов направлены на обучение родителей методике изменения поведения ребенка. Таким образом, данная модель является учебно-теоретической, направлена на привитие родителям, а через них и детям социальных навыков поведения.

Задачи такой групповой работы с родителями сводятся к:

  • привитию родителям навыков социального наблюдения

                   (диагностики);

  • обучению родителей принципам теории и применению их при

                   воспитании детей;

  • обучение родителей созданию программы для изменения  

                   поведения ребенка (систему позитивных подкреплений,

                   негативных санкций и методов игнорирования) [4].

Тренинговые программы имеют ряд преимуществ: детальная работа с переживаниями, ценностями родителей, формирование и отработка навыков эффективного взаимодействия, позволяют родителям лучше понять себя и своего ребенка, овладеть новыми навыками общения. Но в данном типе программ возникает сложность осуществления переноса полученных знаний и навыков из ситуации тренинга во взаимодействие с ребенком.

В 50х годах в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное Х.Джайноттом, получившее название – «модель группового психологического консультирования». В основе этой модели, направленной на гуманизацию воспитания, лежит идея развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В написанных пособиях Джайнотт в доступной форме рассматривает ответы на основные вопросы воспитания: как разговаривать с детьми, как хвалить и за что ругать, как приучить к гигиене и порядку и т.д.[5].

С точки зрения автора, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации управления поведением детей. Он описывает три вида групповой работы с родителями: психотерапия, психологическое консультирование и руководство личностью.

Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах:

  • поддержание родителями позитивного образа «Я» во всех случаях, отсутствие критики, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных суждений. Высказывания взрослого не должны нести диагноза, прогноза дальнейшей судьбы ребенка взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложенной кооперации [5].

Достоинством данной программы является то, что она позволяет родителям овладеть коммуникативными навыками, разобраться с собственными переживаниями. Однако в данной модели не хватает непосредственной работы специалиста совместно с родителем и ребенком, индивидуального подхода к семье. Часто родители искажают полученные на семинарах знания при применении в отношениях с ребенком, у специалиста нет возможности посмотреть, правильно ли родитель усвоил полученную информацию, применяет ли полученные навыки при общении с ребенком.

На занятиях со специалистом разрабатывается общая программа изменения поведения ребенка, которая может не подойти конкретной семье.

Родители же не имеют возможности консультироваться со специалистом по поводу возникающих вопросов, корректировке программы.

В странах Америки и Западной Европы получил свое распространение курс воспитания родителей Джин Иллсли Кларк [6].

Теоретической базой тренинга является концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии [7].

В ходе тренинга родитель овладевает знаниями об особенностях развития ребенка, обучается навыкам взаимодействия (полезному поведению) с ним в соответствии с возрастными задачами [6].

Группой авторов во главе с К.Хундейде, разработана программа выстраивания отношений взрослого с ребенком раннего возраста «Программа развития чувствительности» (ICDP), цель которой – развитие чувствительности воспитателей и укрепление естественного               диалога, важного для позитивного развития и адаптации ребенка [8].

Формы работы с родителями по программе:

  • групповая – родители без детей;
  • индивидуальная – родители с ребенком.

Авторы программы выделяют 8 принципов построения хорошего диалога, которые собранны в брошюре, которая выдается родителям в начале групповой работы.

Для выстраивания эффективного диалога с ребенком, родителям необходимо:

  • Проявлять положительные эмоции по отношению к ребенку.
  • Следовать за интересом ребенка
  • Помогать ребенку в концентрации внимания
  • Предавать смысл впечатлениям ребенка
  • Помогать ребенку в контроле – позитивно ограничивать его действия [8].

Работа по данной программе способна сформировать у родителей навыки взаимодействия с детьми раннего возраста, так как качества, которые формируются у родителей, отвечают потребностям ребенка раннего возраста, родители могут получить не только консультацию специалиста, но и при его поддержке выстраивают диалог с ребенком.

Таким образом, анализ программ обучения родителей (тренинговые, консультативные, выстраивания отношений), позволил выделить их преимущества: детальная работа с переживаниями, ценностями родителей – позволяющая родителям лучше понять себя и своего ребенка, формирование и отработка навыков эффективного взаимодействия помогают родителю овладеть новыми навыками эффективного общения с ребенком; консультации и поддержка специалиста помогают выстраивать отношения с ребенком, разрешать возникающие трудности.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что комплекс мер психологической поддержки семьи или отдельного родителя ребенка раннего возраста способствует созданию в семье наиболее благоприятных условий для раскрытия эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, предупреждение нарушений психического развития и девиантного поведения ребенка.

Этапы

  1. Психодиагностический этап направлен на комплексное изучение особенностей эмоциональных отношений матери и ребенка, на выявление ожиданий родителей от посещения занятий, установления непосредственного личного контакта между психологом и родителями ребенка.

Используемые методики:

    1. Опросник «Типы воспитания детей» А.И. Баркан [9].  

                    (приложение 1)

          Цель: определение типов воспитания родителями своих детей.

    1. Анкета – опросник «Представление родителей об           

                    эмоциональных особенностях ребенка» Е.И. Изотовой  [9].

                    (приложение 2)

         Цель: выявление представлений родителей об особенностях

          эмоционального развития ребенка по следующим показателям:

  • эмоциональный опыт ребенка;
  • фактор эмоциональной напряженности ребенка;
  • наличие/отсутствие у ребенка знаний о чувствах и эмоциях;
  • эмоциональное поле ребенка;
  • эмоциональный стиль ребенка;
  • экспрессивность ребенка.
    1. Диагностика эмоционального развития ребенка раннего возраста (составлена на основе показателей эмоционального развития ребенка раннего возраста и адаптирована Крыловой А.В., педагогом- психологом ГОБОУ ЦПМСС №15) [10].  (приложение 3)

          Цель: выявление уровня эмоционального развития ребенка

          раннего возраста.

    1. Тест родительского отношения (ТОР) Р.В. Овчаровой  [9].  

                   (приложение 4)

         Цель: выявление особенностей родительского отношения к  

         детям.

    1. Анкета для мам [11]. (приложение 5)

          Цель: выявление проблемы пренатального, перинатального и

          постнатального периода у ребенка, получение информации о

          социальных и демографических  характеристиках и возрастных

          особенностях матерей.

  1. Психопрофилактический этап

Практическая психопрофилактическая деятельность, направленная на гармонизацию эмоциональных отношений матери и ребенка

Включает в себя:

  • групповые занятия в паре «мама – ребенок»:

Данный вид работы позволяет детям и мамам во время занятия настроиться друг на друга, научиться прислушиваться друг к другу,  мамы учатся понимать своего ребенка, его сигналы, так же занятия способствуют повышению родительской компетенции, расширению социальных контактов как матери, так и ребенка.

  • индивидуальные занятия в паре «мама – ребенок»:

Данный вид работы проводится  психологом, в том случае, когда у ребенка наблюдаются серьезные проблемы в эмоциональном развитии. Это следующий круг проблем:

–   аутизм и аутистические проявления;

–   нарушения произвольной регуляции;

–   расстройства нервной системы;

–   нарушения взаимодействия в паре «родитель – ребенок».

  • встречи «Родительского клуба»:

Встречи родителей необходимы для обмена родительскими мнениями по определенной проблеме. Психолог организует дискуссии по вопросу, делится с родителями профессиональной информацией. По необходимости, на встречи родительского клуба приглашаются также и другие специалисты, компетентные в рассматриваемом вопросе.

Задачи родительского клуба:

  • оказывать квалифицированную консультативную и  

практическую помощь родителям по проблемам воспитания и  

развития ребенка;

  • повышать педагогическую культуру родителей;
  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей,  

поддерживать их уверенность в собственных педагогических  

возможностях;

  • выявлять и транслировать положительный семейный опыт по

воспитанию и развитию детей раннего возраста;

  • способствовать установлению доверительных отношений между

родителями и педагогами.

  • индивидуальные консультации родителей.

Эта форма работы применяется педагогом-психологом, при возникновении такой необходимости в ходе группового занятия, по запросу родителей, необходимости прояснения педагогом особенностей развития ребенка, некоторых особенностей внутрисемейных отношений.

  1. Диагностический

Определение эффективности проведенной психопрофилактической работы посредством отслеживания динамики с помощью психодиагностических инструментариев, использованных на первом этапе.

Оценка результата

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
  • сформированность социальных навыков по эффективному

взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;

  • сформированность представлений родителей об особенностях

эмоционального развития ребенка;

  • оптимизация детско-родительских отношений.

 

Список использованных источников:

    1. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеренбург:

Деловая книга, 1995.

    1. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.

Современных технологии. Программа адаптации. Диагностические

    1. методики. Игровой материал /авт.-сост. Ю.А. Афонькина. –

Волгоград: Учитель, 2012.

    1. Т. Гордон. Курс эффективного родителя. М., 2010.
    2. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери/ Д.В Винникотт. – М.: Класс, 1998.
    3. Джайнотт, Х. Родители и дети/ Х. Джайнотт, М.: Знание, 1986.
    4. Технологии социально-психологических тренингов/ под ред. С. А. Беличевой. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России» 2001. – 208с.
    5. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ И.М. Марковская. – СПб Речь 2005 – 150с.
    6. Хундейде, К. Направляемый диалог: пер.с англ./ К. Хундейде – СПб.: Институт раннего вмешательства,1999. – 98с.
    7. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: Психолого- педагогические рекомендации по воспитанию детей до 3-х лет. – М,: Педагогическая литература, 2007.
    8. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез
    9. Е. В. Ларечина  Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. — 160 с.

 

 

Психопрофилактическая технология работы по теме «Гармонизация эмоциональных отношений матери и ребенка раннего возраста»