автор: Птиченко Юлия Владимировна

Учитель-дефектолог «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 

 

Министерство высшего образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

(ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»)

Институт гуманитарного образования

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ 

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 

Составитель:
Ю.В. Птиченко  

 

Содержание 

1 Введение………………………………………………………………………… 3
2 Абилитационная тифлопедагогика……………………………………………… 4
3 Ранняя помощь детям с нарушениями зрения…………………………………… 12
4.  Алгоритм абилитационной программы имеет следующие основополагающие направления………………………………………………………………………… 17
5. Рекомендации родителям………………………………………………………….  20
6.  Памятка для родителей, педагогов………………………………………………….. 24
7. Конспект занятия………………………………………………………………… 25
8. Литература ……………………………………………………………………… 30

  • ВВЕДЕНИЕ 

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» в Российской Федерации законодательно вводится новая структура системы образования детей младенческого и раннего возраста — Служба ранней помощи, которая должна обеспечить создание условий по раннему выявлению нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности детей, их оптимальное развитие и адаптацию, а также полноценную интеграцию ребенка и его семьи в социальное и образовательное пространство. На уровне законодательства в профессиональную психолого-педагогическую лексику вводится новое понятие «абилитация».

Абилитация и реабилитация — это комплекс мер, имеющих конечной целью полноценную адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья, помощь в организации самостоятельной независимой жизни в обществе, достижение личного и профессионального благополучия. 

Основные направления развития современной абилитационной педагогики:

  1. Абилитация детей с нарушением слуха. 
  2. Абилитация детей с нарушением зрения.
  3. Абилитация детей с нарушением речи.
  4. Абилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата.
  5.  Абилитация  с нарушениями интеллекта
  6.  Абилитация детей с расстройством аутистического спектра 

Методическое пособие содержит основополагающие сведения в области тифлопедагогике. Распространенность слепоты и слабовидения на рубеже XX и XXI вв. составила 28,8 человек на 10 000 представителей взрослого населения. Авторы отметили тенденцию значительного роста зрительных нарушений в детском возрасте (Е.С.Либ-ман, Е.В. Шаховой)

 

  1. Абилитационная тифлопедагогика

Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) исторически формировалась как наука о воспитании и обучении слепых детей. По мере становления и развития данной предметной области специальной педагогики в ее сферу включались и другие категории людей, имеющих нарушения зрения. В настоящее время тифлопедагогика  это наука о воспитании и обучении людей разного возраста, имеющих нарушения зрения.

Нарушения зрения и причины их возникновения

Причины возникновения нарушений в зрительной системе весьма разнообразны. По своему происхождению нарушения зрения могут быть врожденно-наследственными и приобретенными. В свою очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обусловлены причинами наследственного характера (наличием неблагоприятных генетических факторов, хромосомной патологией), но могут быть и детерминированы различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и родовыми травмами, нарушением питания плода и др.) Приобретенные нарушения зрения могут оказаться следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм, опухолей, инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита, гриппа, туберкулеза и др.). Кроме того, значительные нарушения зрения вызываются заболеваниями глаз.

По распространенности причин возникновения нарушений зрения у детей в качестве приоритетного фактора выступает врожденно-наследственная патология (более 80 % случаев), в то время как приобретенные нарушения зрения составляют приблизительно 20 % случаев

Различают прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих нарушениях (глаукома, миопия, гиперметропия и др.) происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса.

К непрогрессирующим нарушениям зрительного анализатора относятся некоторые врожденные его пороки (например, астигматизм). Причинами дефектов такого характера могут оказаться последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

К основным зрительным функциям относятся: 

  1. острота зрения;
  2.  поле зрения;
  3.  светоощущение;
  4.  цветоощущение;
  5.  бинокулярное зрение;
  6.  глазодвигательные функции.

 Каждая из них формируется прижизненно и достигает своего максимального развития к определенному возрасту. Зрительные функции в соответствии с возрастной эволюцией претерпевают бурное развитие в младенческом и раннем возрасте, которое продолжается и в дошкольном и школьном возрастах (Е.И. Ковалевский, Э.С. Аветисов и др.). Так, например, функция светоощущения достигает своего максимального развития лишь к 20-летнему возрасту (В.В.  Волков, А.М. Шамшинова).

Острота зрения, являясь функцией центрального зрения, имеет огромное значение как для познавательной, так и для практической деятельности человека, обеспечивая различение форм мелких деталей и опознание предметов. Под остротой зрения подразумевается способность глаза видеть раздельно две святящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Ее мерой служит тот минимальный зрительный угол, при котором можно оценить еще различимые глазом пространственные величины (В.В. Волков). Острота зрения обозначается десятичной дробью (0,2; 0,3 и т.д.). За нормальный ее показатель принимается способность глаза различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте, что свидетельствует о наличии остроты зрения, равной 1,0. Однако минимальной достаточной остротой зрения при работе вдаль принято считать величину 0,8; для чтения газетного шрифта с расстояния 30 см минимальная острота зрения составляет 0,5. Снижение остроты зрения может быть вызвано нарушениями оптического (дефекты оптики глаза: аметропия, помутнение или дистрофические изменения его оптических сред) и сенсорного характера (расстройства механизмов световосприятия и обработки зрительных образов, обусловленные заболеваниями сетчатки, зрительного нерва и головного мозга).  Снижение остроты зрения может вызвать слепоту или слабовидение.

Поле зрения является функцией периферического зрения и измеряется в градусах. Под этим понятием подразумевается пространство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде одним или двумя глазами, что необходимо для ориентирования в пространстве и обнаружения предметов. В норме поле зрения двумя глазами (с соотнесением одновременно полученных двух изображений в единый зрительный образ) для белого цвета по горизонтали составляет 180°, а по вертикали — 110°.

Серьезные нарушения поля зрения, которые так же, как и снижение остроты зрения, ведут к слепоте и слабовидению, могут быть связаны как с выпадением различных его участков (скотомы), так и с сужением границ поля зрения (монокулярным или бинокулярным). Эти нарушения, снижая скорость, точность и целостность восприятия, создают затруднения как при ориентировке в большом и малом пространстве, так и при выполнении различных видов деятельности. 

Светоощущение, или световая чувствительность, являясь наиболее ранней функцией органа зрения, представляет собой способность зрительной системы различать световые раздражители. Эта способность ребенка воспринимать свет с первых дней жизни оказывает стимулирующее влияние на развитие зрительной системы в целом и служит основой для формирования всех ее функций. Световая чувствительность глаза проявляется в виде абсолютной (величина минимального светового раздражения, которое может быть воспринято человеческим глазом) и различительной способности (определение минимальной разницы в яркости двух освещенных объектов). Кроме того, она характеризуется еще световой (скоростью приспособления органа зрения к более яркому свету) и темновой адаптацией (приспособлением органа зрения к условиям пониженного освещения). Нарушение светоощущения может сказываться в расстройствах как световой чувствительности, так и в адаптации к условиям освещения. Наиболее часто встречающимся нарушением данной функции является расстройство темновой адаптации (гемералопия, или куриная слепота), выражающееся в полной потере или затруднении ориентации в условиях пониженного освещения.

Под функцией цветоощущения (цветовое зрение) понимается способность воспринимать волновую природу света, т.е. дифференцировать его по длине волн, благодаря чему человек имеет возможность воспринимать не только ахроматические (белый, серый, черный), но и хроматические (цвета спектра) цвета. Восприятие всего многоцветия окружающей действительности играет большую роль в познавательной, практической деятельности человека, в развитии эмоциональности, оказывает влияние на его настроение и работоспособность.

Нарушение цветоощущения связано с выпадением какого-либо из трех элементов сетчатки, каждый из которых предназначен для восприятия одного из основных цветов (красного, зеленого, синего), и может проявляться в виде цветоаномалии (различные сочетания цветослепоты и цветоаномальности, монохромозия или дальтонизм) или цветослабости. 

Бинокулярное зрение обеспечивает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира. Кроме того, благодаря свойству бинокулярности улучшаются другие зрительные функции: острота и поле зрения. Нарушение данной функции выражается в замене бинокулярного зрения на монокулярное (видение одним глазом), монокулярно альтернирующее (попеременное зрение двумя глазами), одновременное (зрение двумя глазами без слияния изображений в единый зрительный образ).

Расстройства бинокулярного зрения приводят к возникновению трудностей в восприятии формы объемных предметов, в различении форм предметов на расстоянии, в правильном оценивании сложных предметных ситуаций и изображений.

Глазодвигательные функции обеспечивают нормальную работу глаз, что проявляется в их подвижности и способности к тонким установкам, необходимым для любого точно действующего оптического прибора, в качестве которого выступает орган зрения. Расстройство этих функций связано с нарушением правильного стояния глаз, возникающим в результате снижения уровня условно-рефлекторной координации их движений, и может проявляться как в виде косоглазия (сходящегося, расходящегося, паралитического), так и в виде дефектов подвижности глаз и нистагма (спонтанных колебательных движений глазных яблок). Нарушение глазодвигательных функций обусловливает снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия и способствует возникновению трудностей в определении пространственного расположения предметов и в выполнении практических действий. Косоглазие может привести к изменениям свойств зрения, что может выразиться в замене бинокулярной способности на монокулярно альтернирующее или одновременное зрение.

Нарушение бинокулярного зрения может способствовать возникновению амблиопии (снижение остроты зрения без видимой анатомической и рефракционной основы). По происхождению амблиопия может быть врожденной и приобретенной. К приобретенным видам относятся: дисбинокулярная (развивается на фоне косоглазия), рефракционная и анизометрическая (характерна при аномалиях рефракции), обскурационная амблиопия (возникает на фоне врожденной или приобретенной катаракты, а также при нарушении прозрачных сред глаза и птозе — опущении века). По степени выраженности амблиопия делится на слабую (острота зрения не ниже 0,4), среднюю (острота зрения 0,3 — 0,2), высокую (острота зрения 0,1 — 0,05), очень высокую (острота зрения от 0,04 и ниже).

Среди людей с нарушениями зрения выделяются слепые и слабовидящие.

К слепым {незрячим) относятся:

– тотально слепые — люди с абсолютной слепотой (полным отсутствием зрительных ощущений, что детерминирует неспособность отличать свет от тьмы, ориентироваться во времени суток);

– люди, обладающие светоощущением (свойственные им зрительные ощущения обусловливают способность воспринимать свет и вместе с тем недостаточны для восприятия величины, формы, цвета объекта, степени его удаленности);

– люди, имеющие остаточное зрение, или так называемую «практическую» слепоту (при остроте зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции, что позволяет им воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов и объектов, степень их удаленности);

– люди с прогредиентными заболеваниями при сужении поля зрения (до” 10—15°) и остроте зрения до 0,08.

При характеристике слепых большое значение приобретает период, в котором произошла утрата зрения или нарушение зрительного анализатора. Дифференциация этой категории незрячих по времени утраты зрения позволяет выделить следующие категории: слепорожденные и ослепшие — рано ослепшие, ослепшие в дошкольном, школьном и зрелом возрасте. Значение этого показателя определяется тем, что время утраты (нарушения) зрения оказывает существенное влияние как на физическое, так и на психическое развитие человека. Чем раньше возник зрительный дефект, тем более ярко выражены вторичные отклонения, психологические особенности и своеобразие всего психофизического развития человека.

 

Например, в памяти слепорожденных отсутствуют зрительные образы, которыми в различной мере и объеме располагают люди ослепшие. Вместе с тем зрительные представления ослепших требуют постоянной активизации посредством вовлечения их в деятельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словесного их описания). Если не активизировать сохранившиеся у ослепших зрительные образы, то происходит постепенное их стирание.

Категорию слабовидящих составляют люди, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучше видящем или единственном глазу в условиях оптической коррекции.

Нарушение остроты зрения нередко сочетается с дефектами периферического зрения (сужением поля зрения до 35°) или/и цветоощущения.

Зрительные возможности слабовидящих характеризуют, с одной стороны, сочетание нескольких глазных заболеваний, с другой — возникновение на фоне первичной зрительной патологии различных осложнений (амблиопии, нистагма, косоглазия, отслойки сетчатки, смещения хрусталика, повышения внутриглазного давления и др.).

Условия зрительной депривации предопределяют специфические особенности деятельности слепых и слабовидящих, что связано с затруднениями в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке в малом и большом пространстве. Вместе с тем у слепых и слабовидящих формируются специфические особенности общения (вербализм, формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности речи, преобладание монологической речи и др.), психофизического развития (общее его отставание, ослабление двигательной активности; нарушения осанки, походки, положения тела при ходьбе и др.). У людей с нарушениями зрения наблюдается также своеобразие эмоционально-волевой сферы (М. И. Земцова, А.И. Зотов, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).

В последние годы наряду со слепыми и слабовидящими субъектами изучения и тифлопедагогической помощи стали дети, имеющие амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины); миопию, гиперметропию, астигматизм (снижение качества преломляющей оптической системы глаза); косоглазие (нарушение содружественного движения глаз). Необходимость изучения детей данной категории и оказания им тифлопедагогической помощи вызвана тем, что в образовательном процессе они испытывают значительные затруднения, обусловленные снижением остроты зрения, нарушениями зрительно-моторной координации, бинокулярного зрения.

Негативное влияние на познавательную и учебную деятельность таких детей оказывает прежде всего снижение остроты зрения. Трудности различения цветов и оттенков, локализации форм и размеров мелких предметов и деталей, а также недостаточная способность различения линейных и угловых величин приводят к невозможности узнавания объектов и явлений, смешению сходных по форме изображений и предметов. Снижение скорости и точности восприятия неизбежно негативно отражается на формировании как предметных, так и пространственных представлений. Например, они плохо различают линии и клетки в тетрадях, обозначения и рисунки в учебниках и учебных пособиях.

Кроме снижения остроты зрения для многих из них характерны и нарушения бинокулярного зрения, что осложняет процесс рассматривания иллюстраций, мешает при необходимости выделения различных планов, установления причинно-следственных связей между персонажами рассматриваемых картин, узнавании сравнительно мелких деталей и т.п.

Вследствие нередко возникающих у этих детей расстройств зрительно-моторной координации значительно снижаются скорость и качество выполнения видов работ, которые требуют достоверного зрительного восприятия. Частые ситуации неуспеха нередко становятся причиной заниженной самооценки у таких школьников, отрицательно сказываются на мотивации учебной деятельности и могут послужить причиной формирования отрицательных качеств личности.

  1. Ранняя помощь детям с нарушениями зрения

В условиях зрительной депривации специфично формируется вся психологическая система, качественно и структурно отличающаяся от психологической системы детей со зрительной нормой. Вместе с тем для понимания возникающих в результате сенсорного дефекта отклонений в развитии ребенка необходимо учитывать, что оно осуществляется по тем же закономерностям, что и в норме. Учитывая перспективу интеграции детей с нарушением зрения в нормальную общеобразовательную среду, вопрос о равных стартовых возможностях приобретает особую актуальность.

Коррекционная работа с ребёнком, имеющим нарушения зрения, начатая в раннем возрасте, приводит к значительной компенсации дефекта, позволяет ребенку достичь качественно иного уровня развития. Известно, что на первом году жизни основой для развития ребенка является развитие сенсомоторных функций, выступающих основой становления психических функций. В этот период важно постоянно стимулировать органы чувств ребенка.

Применительно к детям с нарушением зрения приоритетной задачей является компенсация зрительного восприятия. Л. И. Солнцева выделяет три стадии компенсации нарушений зрения в раннем возрасте.

 Первая стадия компенсации слепоты приходится на первый год жизни и основывается на комплексном, полисенсорном характере восприятия. Необходимо стимулировать тактильные ощущения – основу осязательного восприятия. Ребенок с глубоким нарушением зрения отличается малой подвижностью, поэтому нужно формировать правильные двигательные стереотипы. В зависимости от характера зрения необходимо развивать зрительное внимание, формирование слухового восприятия позволит обеспечить активность речевой деятельности ребенка

В 2-3 года закладываются основы психической и речевой деятельности.

Нарушения психофизического развития могут замедлить психическое развитие ребенка, нарушить формирование различных навыков. На второй стадии происходит дальнейшее развитие предметности восприятия.

«Обходным путем», обусловливающим продвижение ребенка с нарушением зрения в развитии, является опора на активное речевое общение.

Третья стадия компенсации слепоты связана с появлением образов, представлений у детей с тяжелой зрительной патологией. Поэтому так важно

в этот период формировать у них наглядно-практические способы познания окружающего мира, обеспечивающие осуществление предметно-практической деятельности и ориентировки. Одним из основных условий нормального развития ребенка раннего возраста с глубоким нарушением зрения является создание богатой коррекционно-развивающей среды.

Коррекционно-развивающая среда – это организованное посредством специальной диагностики индивидуального развития ребёнка единство субъектов педагогического взаимодействия: детей, учителей (воспитателей, др. специалистов), родителей – с одной стороны; методов, форм и средств обучения и воспитания – с другой, вокруг общей цели – развития сохранных анализаторов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, расширения его представлений об окружающем и на этой основе гармоничного развития конкретной личности в соответствии с её индивидуальными особенностями.

Дети с нарушением зрения познают мир иным путем, чем зрячие. Они нуждаются в большом количестве упражнений с предметами, наполняющими окружающий мир. При этом необходимо предоставить им возможность обследовать как можно более разнообразные по форме, структуре поверхности, назначению реальные объекты. Все, что доступно для восприятия с помощью сохранных анализаторов и дефектного зрения (если оно имеется), соответствует возрасту и неопасно, должно быть предоставлено ребенку. Это позволит развить у малыша осязание, мелкую и общую моторику, слуховое, обонятельное, вкусовое и зрительное восприятие, навыки предметной деятельности, пространственную ориентировку, и таким образом позволит расширить представления об окружающем, словарный запас.

Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества. Развивающая роль предметной среды обусловлена тем, что она материализует поисковую активность ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей. 

В связи с этим построение коррекционно-развивающей среды должно следовать определенным педагогическим правилам: 

– комфортность и безопасность обстановки;

 – обеспечение разнообразия сенсорных впечатлений; 

– обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; 

– обеспечение возможности для исследования. 

Глубокие нарушения зрения, прежде всего, отрицательно сказываются на развитии ориентировки ребенка в окружающем пространстве и на развитии предметной деятельности. Отсутствие зрительной информации обедняет чувственный опыт, снижает возможности знакомства ребенка с предметами и явлениями, нередко приводит к снижению познавательной активности. 

Однако вовремя начатая коррекционная работа, правильно организованное сенсорное пространство компенсируют недостатки психического развития, содействуют активному познанию окружающего мира. Поскольку ребенок с нарушением зрения раннего возраста большую часть времени проводит в условиях семьи, очень важно так организовать окружающее пространство, чтобы оно несло максимум информации о предметах, его наполняющих, стимулировало развитие малыша. Желательно использовать для этого реальные предметы быта (кастрюли, тарелки, баночки, щетки и т.д.), поскольку, играя с этими предметами, ребенок учится распознавать их свойства, знакомится с их назначением. 

Родителям необходимо поощрять и направлять исследовательскую деятельность ребенка. Необходимо понимать и учитывать то, что малыш может бояться новых предметов, а прикосновение к некоторым может вызвать у малыша отрицательные эмоции. Так, прикосновение к мягким игрушкам из меха, к холодным металлическим предметам может напугать ребенка с нарушением зрения. В то же время мягкие теплые материалы стимулируют познавательную активность, поскольку приятны для осязания. 

Знакомя ребенка с окружающими предметами, нужно добиваться того, чтобы малыш понял их назначение. Например, при купании можно дать ребенку пластмассовый стаканчик, чтобы он учился зачерпывать и переливать воду, при игре в песок попросить ребенка наполнить ведерко песком, используя при этом ложку или совок. Нажимание кнопок на игрушечном телефоне, застегивание и расстегивание застежки-«молнии», вкладывание мелких предметов в банку с узким горлом, игра на игрушечном пианино, завинчивание и отвинчивание крышек у банок развивают осязание и мелкую моторику детей.

В жизни ребенка с глубокими нарушениями зрения большое значение имеют слуховые ощущения. Поэтому воспитание слухового восприятия должно начинаться с раннего возраста. Для этого используются музыкальные игрушки (колокольчики, бубен, барабан, металлофон и т.д.). Можно научить ребенка бросать мячики, выполненные из разных материалов, в кастрюлю или ведро. При этом помимо развития слухового восприятия у ребенка будут совершенствоваться навыки мелкой моторики, предметной деятельности.

Необходимо объяснять малышу, происхождение звуков, которые его окружают: открывающаяся дверь холодильника, льющаяся из крана вода, звук закипающего чайника, хлопки в ладоши, топот бегающего по квартире братика (сестренки), смех, плач и т.д. Заметим, что постоянно работающий телевизор будет мешать ребенку ориентироваться в мире звуков. Если у малыша есть остаточное зрение, то для его развития необходимо использовать различные визуальные стимулы. Можно включить в тёмной комнате свет и проследить, как ребенок на него реагирует (пугается, возбуждается, тянется к свету ручками). При положительной реакции необходимо медленно передвигать источник света, стараясь добиться того, чтобы ребёнок следил за лучом, на начальных этапах обучения можно помогать ребенку, поворачивая его голову в сторону источника света. 

Игры на солнце с предметами, имеющими зеркальную поверхность (фольга, зеркало, металлическая банка от монпансье) также могут помочь приучать ребенка пользоваться своим остаточным зрением. 

Детей раннего возраста привлекают лица людей. Малышу с остаточным зрением можно сшить подушку с рельефным и одновременно цветным изображением лица, чтобы он, играя с ней, рассматривал, тактильно обследовал ее элементы. Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию обоняния. Вместе с тем этот анализатор, наряду с другими сохранными органами чувств, играет определенную роль в компенсации слепоты у детей.

Для развития обоняния можно использовать пустые флаконы и крышки от парфюмерных, косметических средств. Детям постарше можно также наполнить небольшие мешочки из ткани ароматическими травами (мятой, мелиссой, кориандром, эстрагоном и.т.д.) и предлагать обследовать их, найти пару с таким же запахом, построить ряд запахов по образцу. Необходимо квартиру (дом) оборудовать таким образом, чтобы ребенок мог легко там передвигаться с использованием различных ориентиров: звук работающего холодильника на кухне, тиканье часов в спальне, коврик у двери в ванную комнату, тактильные знаки на стенах или дверях комнаты. Необходимо объяснить ребенку, что, если звук громкий, то его источник, скорее всего, находится рядом, если тихий – далеко. Желательно, чтобы выполнение развивающих упражнений проходило в естественной для ребенка обстановке.

Так, участие ребенка в выполнении домашней работы дает широкий простор для развития сохранных анализаторов малыша. Например, во время стирки ребенок может помочь складывать вещи в машину, понюхать моющие средства, ощутить вибрацию машины, послушать, как плещется в ней вода.

При приготовлении пищи малыш может помогать раскатывать тесто, мыть овощи, наливать в кастрюлю воду. Во время уборки в комнате есть возможность потренировать малыша в ориентировке в пространстве (положи игрушки на нижнюю полку), в развитии осязания (вытри пыль). 

Семья является первичным социальным окружением ребенка раннего возраста. В случае с малышом с тяжелой зрительной патологией семья выступает практически единственным ресурсом его психофизического развития. Создание с самого раннего возраста богатой коррекционно-развивающей среды для детей с глубокими нарушениями зрения способствует развитию процессов восприятия, мышления, формированию представлений, помогает ребенку активно включиться в процесс познания окружающего мира

  1. Алгоритм абилитационной программы имеет следующие основополагающие направления.
Ознакомление ребенка с окружающим миром с помощью зрительного восприятия (в случае наличия у ребенка зрительных ощущений и зрительного восприятия).
Развитие сохранных анализаторов (слухового, осязательного, обонятельного, тактильного) и привлечение их к освоению ребенком окружающей его микросреды. Слепому малышу следует говорить о том, что он берет в руки, что осязает, обоняет, что держит перед глазами, ощупывает ртом и т.п., его надо учить обследованию предметов. Для этого взрослому необходимо вести руки ребенка своими руками таким образом, чтобы они двигались в одном направлении; при этом рука взрослого направляет и акцентирует исследующие движения ребенка. Все совместные движения и действия должны сопровождаться речью. В близком расположении к ребенку должны находиться звучащие игрушки, а также натуральные предметы повседневного обихода (реальные объекты) для того, чтобы он мог «исследовать» их, манипулировать ими. Тифлопедагоги отмечают, как важно учить незрячего ребенка отличать игрушки от реальных объектов, например: кошку из плюша и кошку живую. Для этого надо постоянно давать словесные разъяснения, указывать на их сенсорные различия. Нужно предоставлять ребенку для обследования с использованием сохранных анализаторов абсолютно все заинтересовавшие его предметы, будь то половая тряпка или кастрюля.
Физическое развитие и коррекция его отклонений (гиподинамия, навязчивые движения, неправильная походка и т.д.).  Внимание тифлопедагога и родителей в первую очередь направлены на развитие у ребенка подвижности, так как незрячие дети мало двигаются, а ведь именно двигательная активность дает «материал для исследования», поддерживает и мобилизует познавательную активность. Незрячие дети обычно либо лежат на спине, либо сидят и сопротивляются любому изменению положения тела. Так как у детей с нарушением зрения отсутствуют повреждения двигательных функций, то они должны развиваться, как у обычного ребенка.
Развитие восприятия пространства и ориентировки в нем, на
правленное на предупреждение у малыша двигательной неуверенности, скованности движений, характерной даже для взрослых слепых.
Для этого уже в раннем возрасте необходимы тренировки в ориентации и передвижении в пространстве. С помощью специально разработанной методики проводится длительная работа по формированию у незрячего ребенка навыков перемещения сначала в пределах своей комнаты вдоль стен и мебели, умения ориентироваться по «вехам», найденным на пути продвижения (ими могут служить особенности напольного покрытия, встреченные и запомнившиеся предметы или их детали и т.п.), обнаруживать и преодолевать препятствия, затем перемещаться уже по дому (квартире), побороть «страх высоты» при спуске и подъеме по лестнице; и наконец, приступить к обучению его ориентировке в ближайшем от дома пространстве, следованию на голос взрослого, на звук игрушки и т.п.
Формирование и развитие социальных контактов Малыш должен постоянно слышать, ощущать присутствие близких лю
дей — родителей, братьев или сестер, родственников. Для этого
удобно использовать самодельные манежики или расстеленное на
полу одеяло в каждой из комнат. Переходя в другую комнату, взрос
лые должны не забывать переносить туда же и ребенка, обеспечи вая постоянный голосовой контакт с ним. Если для зрячего ребенка важен визуальный контакт со взрослым, то для слепого потребность в нем заменяют слуховой (звуковой) и тактильный контакты. Без этого слепой ребенок ощущает себя как бы в пустом помещении, т. е. брошенным, одиноким. Постепенно его приучают позволять близким посторонним брать его на руки. Социальные контакты ребенка значительно расширятся, когда он сумеет оставаться на руках у незнакомого человека, взаимодействовать с ним на невербальном или вербальном уровне.
Формирование общения, которое начинается с невербальных контактов.  Важно, чтобы ребенок чувствовал себя принятым в круг общения, значимым для тех, кто рядом с ним. Положительные эмоциональные переживания при общении с родителями и близкими людьми закладывают прочную основу для усвоения навыков общения с окружающими. Постоянный и интенсивный телесный и голосовой контакт с близкими — детьми и взрослыми — также способствует вовлечению слепого ребенка во взаимодействие и общение с окружающими. Установление контакта тифлопедагога с ребенком начинается с телесного контакта: с поглаживания ребенка по плечу, по голове, прикосновении губами к его пальчикам и т.д.
Формирование умения играть и овладение игровой деятельностью, которая как бы аккумулирует в себе все перечисленные области развития ребенка.

 

  1. Рекомендации родителям

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении у их детей.

Советы родителям по развитию дошкольников с нарушением зрения

  1. Родителям следует знать зрительные особенности своего ребенка и следовать рекомендациям офтальмолога и тифлопедагога.

Например, при высокой степени близорукости нельзя делать резкие движения, прыжки, допускать большую силовую нагрузку; при дальнозоркости необходима усиленная работа с мелкими деталями, а при близорукости не допускать перегрузки зрения. 

  1. При необходимости ношения очков строго следуйте требованиям окулиста и выполняйте его рекомендации и в домашних условиях. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения. Некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не надевают очки в окружении сверстников. 
  2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением, с учетом явления светобоязни (некоторые дети с нарушениями зрения не выносят яркий искусственный и солнечный свет). 
  3. Не пропускайте занятий в детском саду и школе без уважительной причины. 
  4. Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика). 
  5. Старайтесь уделять детям постоянное внимание, но не опекать их чрезмерно. 
  6. Не молчите с детьми, постоянно разговаривайте с ними, обозначайте все свои действия: «Сейчас мы наденем кофточку. А теперь мы надеваем брюки и т. д.». Постоянно разговаривая с ребёнком, вы способствуете его речевому и психическому развитию. 
  7. Родители должны говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 – 2 мин. на обдумывание. 
  8. Развивайте руки ребенка с раннего возраста: играйте с ним в мозаику, собирайте разрезные картинки, лепите из пластилина, собирайте детали конструктора, учите застегивать крупные пуговицы и т.д. Этим вы развиваете его самостоятельность, а также готовите к школьному обучению. 
  9. Учите ребенка положительно реагировать на взрослых, воспитателей, выполнять требования убрать игрушки, сходить в туалет, вымыть руки, готовиться к прогулке.

 

Развитие умения общаться с детьми 

  1. Стройте отношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. 
  2. Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жестких правил.
  3. Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку. 
  4. Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».
  5. Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
  6. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  7. Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными.
  8. Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.
  9. Уделяйте ребенку достаточно внимания. Проводите досуг

всей семьей.

  1. Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  2. Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.
  3. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.
  4. Избегайте по возможности больших скоплений людей.
  5. Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Обучение навыкам 

Если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ребенка с нарушением зрения всему этому нужно учить, он не может овладевать действиями по подражанию. Трудна эта задача еще и потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые не понимали бы, чему необходимо учить ребенка, но очень немногие из них знают, как это делать, как облегчить не зрячему или слабовидящему ребенку освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и максимально независимым от других людей. Эти вопросы родители постоянно задают тифлопедагогам в детских садах, стараются «подсмотреть», как справляются с проблемами незрячие люди с большим стажем слепоты, пытаются отталкиваться от «изобретений» ребенка или найти решение самостоятельно. 

Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных объективных трудностей, встречаются с трудностями субъективного характера: дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интереса к занятиям, желания овладеть какими-либо приемами, стремления к самостоятельности. Преодолеть трудности как объективного, так и субъективного характера поможет родителям руководство следующими общими правилами. 

Терпение – вот что самое главное в вашем стремлении привить ребенку с нарушенным зрением прочные навыки. Обучение слепого ребенка самообслуживанию и личной гигиене – дело хлопотное и трудное. Порой вам будет казаться, что все труды напрасны, так медленно усваивает ребенок ваши уроки. Но они непременно дадут результат, сполна оправдывающий усилия. Не стремитесь научить ребенка всему сразу. Для него какое-либо действие может быть пока просто непосильным. 

Разделите действие на мелкие операции. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждой операции. Обучая ребенка, опирайтесь на его сохранные органы чувств (слух, осязание, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется. Активно включайте в свои занятия речь: объясняйте ребенку все подробно, обращайте его внимание на важные детали, стремитесь к тому, чтобы ребенок также оречевлял свои действия. 

Начиная обучать слепого малыша какому-либо действию, лучше всего использовать следующие приемы: • руки ребенка лежат на ваших руках, производящих действие, и таким образом изучают движения ваших рук, запоминают их – пассивные действия; • вы берете руки малыша в свои и стараетесь произвести действие совместно с ним – совместные действия.

6.Памятка для родителей и педагогов

Нервно-психическое развитие ребенка

Воз. Моторика Точные движения Взаимодействие с окружающим Речь
1 м Лежа на животе, поднимает подбородок Следит за

движущимися

предметами

Прислушивается, улыбается
2 м Лежа на животе, поднимает голову Фиксирует

взгляд, поворачивает на звук

голову – 180°

Слушает голос,

улыбается,

гулит

6 м Сидит некоторое время Перекладывает игрушку

из руки в

руку

Предпочитает

мать, высказывает неудовольствие

Издает многосложные звуки
9 м Становится, подтягиваясь руками Захватывает мелкий предмет пальцами Играет со взрослыми, машет на прощание Подражает звукам
1 г Ходит с поддержкой за

руку

Подает

предмет по

просьбе,

знает «нельзя», ест из

ложки

Идет на зов, выполняет просьбы (дай, принеси) Произносит 2-3 (10) значащих коротких слова
1.5 г С поддержкой идет по

лестнице

Ест ложкой Подражает

действиям

взрослых

Четко говорит

простые слова

2 г Бегает Строит дом

из 6 кубиков

Играет

с другими

Говорит фразы в 2-3 слова
2.5 г Идет по лестнице, меняя

ноги

Строит дом

из 9 кубиков

Убирает

игрушки

Зовет себя «Я», знает полное имя
3 г Стоит на

одной ноге,

ездит на трехколесном

велосипеде

Может нарисовать окружность, крест Моет руки,

ходит в туалет,

помогает одеваться

Знает стихи,

считает до трех

предметов

4 г Прыгает на

одной ноге

Строит из

кубиков по

моделям

Играет в ролевые игры

с детьми

Рассказывает

истории

  • Коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения

Тема: «Большой, маленький»

Задачи:

1)формировать умение выполнять мануальные исследовательские действия при восприятии величины (большой, маленький);

2)развивать умение соотносить однородные предметы по одному из признаков – величина;

3)развивать способности различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой-маленький), зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы;

4)формировать умение группировать предметы по одному из сенсорных признаков (величине);

5)обогащать сенсорный опыт в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками;

6) обогащение пассивно- активного словаря и образности речи на основе предметной деятельности за счет слов: большой, маленький, мишка, яблоки, коробка, крышки;

7) развивать слуховое внимание при   выполнении простых инструкций взрослого;

8) развивать любознательность и познавательную мотивацию детей;

         Оборудование: игрушки мишек (большой и маленький), шапочки для мишек (большой и маленький), корзины (большой и маленький), объемные  яблоки  – игрушки (3 больших, 3 маленьких), коробки с крышками одинаковые по цвету, но разные по размеру –(3 больших,3 маленьких), деревянные игрушки – 2 гриба(большой и маленький), 2 шара(большой и маленький), 

2 груши (большая и маленькая).

                                                     Ход занятия

Речь и деятельность тифлопедагога Примерные ответы и деятельность детей
Посмотри, к нам пришли мишки. Познакомься сначала с большим мишкой – проведи двумя руками сверху вниз. Скажи – какой мишка по размеру? 

А теперь с маленьким мишкой. Проведи двумя руками сверху вниз. Скажи –этот мишка тоже большой?  

Давай сравним мишек по размеру. (Педагог прикладывает мишек спинами друг к другу.) Проведи двумя руками сверху вниз. Этот мишка маленький

– какой этот мишка по размеру?  

-Молодец

–  мишка большой

-нет

-маленький

-Мишки хотят пойти собирать яблоки. Давай поможем им надеть шапочки. Вот шапочка большая, а это – маленькая. Одень шапочку большому мишке. Какую ты выберешь для него? А теперь одень шапочку маленькому мишке.  

Молодец

(Ребёнок надевает мишкам шапки по размеру)

Надели мишки шапочки, пришли в сад, а там много яблок, больших и маленьких.

(Яблоки   лежат на ковре. Две корзины, большая и маленькая по размеру.) 

Помоги мишкам собрать яблоки в корзины. Посади большого мишку у большой корзины, а маленького мишку у маленькой корзины. Большие яблоки собери в большую корзину, а маленькие яблоки в маленькую. 

-Давай посмотрим, какие яблоки ты собрал в маленькую корзину? Маленькие или большие? маленькие.

-Какие яблоки ты собрал в большую корзину? Маленькие или большие?

Молодец! 

(Дети зрительным способом классифицирует яблоки по размеру)

– маленькие.

-большие

Физкультминутка 

– Мишки обрадовались и приглашают вас поиграть:

По дорожке мы шагаем      

И в ладошки ударяем           

Топ-топ, ножки топ!            

Хлоп, хлоп, ручки хлоп!

Ай – да малыши!                   

Ай – да крепыши!

Идут, высоко поднимая ноги

хлопают в ладоши.

Руки на пояс – кружатся

Вернулись мишки домой, сняли шапочки, и захотели поиграть в свою любимую игру «Коробочки» (Перед ребёнком стоят две коробочки разные по размеру, но одинаковые по цвету) Педагог шуршит коробочкой.

Послушай, там, что-то лежит. Давай, откроем и посмотрим. 

Сравни грибы. Поставь их рядом. Большой гриб положи к большому мишке, а маленький гриб – маленькому мишке.

 – Вот еще коробочки, открывай. 

Сравни игрушки. Поставь их рядом. Большой шар (грушу) положи к большому мишке, а маленький шар (грушу) – к маленькому мишке.

 – Молодец! 

(Ребенок открывает, там игрушки – большой гриб и маленький)

(Ребенок открывает, там игрушки – большой шар и маленький. Аналогично с другими коробочками – там игрушки – большая деревянная груша и маленькая)

Поиграли мишки и решили навести порядок. (Педагог ставит перед ребёнком две коробочки разного размера и соответствующие по размеру крышки)

Помоги положить в коробочки игрушки – грибочки. Большой гриб в большую коробку, а маленький гриб в маленькую коробку. (Если ребёнок ошибается, надо обращать внимание ребенка, что большой гриб не помещается в маленькую коробку, коробка для него мала).

 – Закрой коробочки крышками.

 – Молодец! Какая это крышка по размеру? Большая или маленькая? Давай приложим их к друг другу. (Ребёнок сравнивает по величине крышки) – Молодец! А эта?

-большая

– маленькая

– «Спасибо» – сказали мишки. Все игрушки разложили, порядок навели. А теперь, пора прощаться – мишкам надо отдохнуть. 

Скажи мишкам: «До свидания, мы придем опять».

«До свидания, мы придем опять».

 

Литература

  1. Аксенова, Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Издательство Юрайт, 2019.8 — 377 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
  2. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье: пер. с нем. — М., 2003.
  3. Воспитание слепых и слабовидящих детей раннего возраста: Советы родителям: практическое пособие / под ред. Л.И.Солнцевой, СМ.Хорош. — 2-е изд. — М., 2004.
  4. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. — М.; Воронеж, 1998.
  5. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2000.
  6. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 2006.
  7. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. — СПб., 2004.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ