автор: Пухова Марина Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам» с использованием технологии развития критического мышления и сингапурских методов обучения
Технологическая карта урока русского языка в 4 «А» классе
с использованием технологии развития критического мышления и сингапурских методов обучении
Учитель: Пухова Марина Викторовна
Тема: «Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам»
Цели: формировать умения спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, определять лицо и число глаголов.
Формируемые УУД:
п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование;
к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий часть 2, карточки с заданиями .
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||
I.Мотивация к учебной деятельности
Цель:создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность |
-Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу – ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой
– Как называется раздел, который мы изучаем? |
Проверяют готовность к уроку
Повторяют правила посадки при письме |
Регулятивные: целеполагание, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности
Личностные: значение учения, оценка эмоционального состояния Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме; умение слушать и понимать собеседника Познавательные: синтез как составление целого из частей. |
||
II.Актуализация и пробное действие.
Цель:активизировать мыслительные и познавательные процессы (синтез, анализ, обобщение, классификацию и т.д.) |
-Мы сегодня вспомним, что нам известно о глаголе. Кроме этого постараемся найти неизвестную информацию и разобраться в ней.
– Участники №1 Раздайте карточки из конверта1 – МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР Сейчас мы должны вспомнить всё о глаголах. Вам нужно на этих листочках составить модель глагола: написать понятие, обозначение, характеристику, вопросы, примеры и противоположные примеры. (5 минут) Участники №2 Раздайте листы самооценки из конверта 2 -Участники №3 Раздайте карточки из конверта 3 Прочитайте вопросы, записанные на листе. Свои ответы необходимо записывать в скобках. Ставите «+» если согласны с высказыванием «-», если не согласны. «?» если не знаете . -Какой вопрос вызвал затруднение? – Сформулируйте тему урока -Проверьте остальные. – Заполните листы оценивания |
Участники № 1 раздают задание из конверта 1.
Заполнят углы. Заполняют лист самооценки Читают вопросы записывают. Объясняют, что тема не была еще изучена Заполняют листы оценки |
Регулятивные: саморегуляция (мобилизация сил и энергии)
Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение аргументировать своё мнение Познавательные: анализ, с целью выделения признаков (существенных и несущественных) |
||
III. Выявление места и причины затруднения
Цель: зафиксировать проблемную операцию, определить какого умения не хватает |
– Что вызвало непонимание в 7 вопросе?
– Сформулируйте цель и задачи урока – повторить… (глагол) – выяснить…. (что такое спряжение) – научиться …….(спрягать глаголы) Используем приём МИКС ПЭА ШЭА (структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему) – Заполните лист оценивания |
Формулируют задачи урока.
Задают вопросы по теме «Глагол» и отвечают на вопросы партнёра |
Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Познавательные: постановка проблемы оценка умения определять и формулировать проблему, цель урока поиск и выделение информации Регулятивные: самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
||
IV.Построение проекта и решение проблемы
Цель: сформулировать задачи деятельности и на их основе выбрать модели и средства их реализации |
– На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы уже можете ответить?
– Прочитайте 2 задачу. Что такое спряжение? – Я вам предлагаю обратиться к статье, которую я взяла из словаря В. Даля, который называется «Толковый словарь живого великорусского языка» -Давайте подумаем, с чем же может быть связан так тесно глагол в русском языке. (c мест.) – Вспомните как изменяются местоимения – Можно ли предположить, что глаголы тоже имеют форму лица – Проведём исследование. -Участники №4 раздайте задание из конверта 4 -Сделайте вывод. – Что изменилось? (окончание) Выделите окончания. Как вы изменили глагол?- Кто догадался, что нужно сделать, чтобы правильно определить лицо глагола? – Заполните листы самооценки – Попробуйте определить лицо и число глаголов ( в парах, по лицу) – Участники №5 раздайте задание из конверта 5 – Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания. -У всех ли глаголов вы смогли определить лицо? – Почему? (глагол прошедшего времени) – Проверьте по образцу и заполните листы самооценки – Сделайте вывод: как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? – Проверим наш вывод в учебнике (откройте с. 81 ) – Так что такое спряжение? – На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы уже можете ответить? (мы решили 2 задачу) – Что значит проспрягать глагол? (изменить по лицам и числам) -2ученика спрягают у доски, остальные в тетради -Давайте выделим окончания в каждой группе слов. Попробуйте сравнить окончания в каждом лице каждой группы. –Что общего? -Чем отличаются записи ? -Какие выводы можем сделать? -Что вы заметили ещё? ( что у одних глаголов в окончании Е, а у других глагола в окончании И) – Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения |
Отвечают.
Работают на карточках с партнёром по плечу. Выполняют задание Работают по карточкам Ищут сходства в группах: изменяются по лицам и числам. Проверяют и заполняют листы самооценки Ищут различия в группах: разные гласные в окончаниях |
Познавательные: умение структурировать знания; самостоятельно применять методы информационного поиска.
Личностные: подбирает аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; доброжелательное отношение друг к другу. |
||
Физминутка | -Теперь немножко отдохнем. Я называю глаголы. Если этот глагол I спряжения, то вы хлопаете в ладоши. Если глагол II спряжения, то приседаете. | Выполняют движения | |||
V.Реализация сформированной модели
Цель:сформировать новую модель действий, умение ее применять при решении задачи, вызвавшей затруднение |
Так в чем же отличие глаголов I спряженияот глаголов II спряжения? Давайте запишем в табличку окончания глаголов по лицам и числам.
Запишите эту помощницу в свои тетради. |
Запись в тетрадь | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;
смысловое чтение. Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
||
VI.Первичное закрепление с проговариванием вслух
Цель:Закрепление способов действий, вызвавших затруднение VII. Самостоятельная работа и самопроверка Цель: проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов |
-Что поможет правильно распределить глаголы на группы?
– Участник № 6 Раздайте слова из конверта 6. РАУНД ТЭЙБЛ Берете карточку со словами, кладете свое слово в ту группу слов, в которую считаете нужным, доказывая свое мнениие остальным. Какие группы у вас получились? Образец – на доске. Запишите эти глаголы в тетрадь в 2 столбика. – Заполните листы самооценки -Прочитайте глаголы I спряжения. -Прочитайте глаголы II спряжения. |
Проверка Самостоятельно записывают в тетрадь Заполняют листы самооценки |
Регулятивные: самостоятельно определяет усвоенное и нет
Познавательные: использование общих приемов решения задач Коммуникативные: построение речевых высказываний. Познавательные: анализируют степень овладения материалом Регулятивные: волевая регуляция |
||
VIII.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка. | -На полях тетради поставьте себе оценку за работу на уроке простым карандашом.
-А теперь давайте проверим как вы поняли новый материал. Выберите правильный вариант ответа и запишите его в тетрадь. -Проверьте свои ответы и поставьте себе отметку за тест. Каждый неверный ответ минус 1 балл -Оцените свою работу на уроке – Заполните листы оценивания. – А теперь сравните отметки за работу на уроке и за тест. |
Оценивают свою деятельность.
Работают с тестом и записывают ответы. Проводят анализ результатов. |
Личностные: внутренняя позиция школьника
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал. Коммуникативные: умение оценивать качества своей и общей учебной деятельности |