автор: Пшеничникова Александра Владимировна
старший воспитатель МАДОУ “Детский сад “Полянка” п. Мирный” Томского района
Организационная работа по повышению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Пшеничникова Александра Владимировна,
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Полянка» п.Мирный» Томского района, педагог первой квалификационной категории
Качество дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, их профессионально-педагогической компетентности. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию, самосовершенствованию, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал, способный меняться в соответствии с быстро изменяющимися условиями, временем, требованиями к современной системе воспитания и образования дошкольника.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) может реализоваться в полной мере в случае, когда будут пересмотрены методы работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. И начинать нужно именно с педагогов. Необходимы новые, современные формы организации взаимодействия, при которых педагог занимает активную позицию, ведь именно от него, его профессионализма, уровня профессионального мастерства зависит качество образования. Активизация творческой деятельности возможна через нетрадиционные методы работы, которые постоянно реализуются в МАДОУ «Детский сад «Полянка» п. Мирный» Томского района. Организованная планомерная работа по созданию системы взаимодействия, обеспечила создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала педагогов. Именно это является залогом качественной работы всего педагогического коллектива в целом. А начиналось все с малого. При проведении пед.советов, семинаров, работа выстраивалась таким образом, чтобы у педагогов была возможность высказываться. Все мероприятия с педагогическим коллективом ДОУ выстраиваются в форме интерактивного общения, которое повышает интерес к рассматриваемой проблеме, способствует поиску новых путей решения поставленных задач, формирует творческое мышление и повышает уровень активности. Каждый педагог выражает свои мысли, высказывает свое мнение, он не получает готовую информацию, а учится добывать ее сам, приспосабливаясь к предложенным условиям, учится быть успешным и становится им!
Взаимодействие внутри коллектива имеет большое значение.
А.С. Макаренко говорил: «Ни один воспитатель не имеет право действовать в одиночку… Лучше иметь пять плохих воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающим едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет».
В коллективе МАДОУ «Детский сад «Полянка» п. Мирный» Томского района работают творческие личности, объединенные одним принципом – «инновациям дорогу», и одной целью – «во благо ребенка».
Сила коллектива заключается в грамотном распределении функций, учитывающем сильные стороны, амбиции, таланты, индивидуальные возможности каждого его участника. К каждому педагогу осуществляется индивидуальный подход и для каждого из них составляется индивидуальный план развития, ориентированный на «зону ближайшего развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает зона, в которой педагог может решить возникающие проблемы с использованием доступных для него источников информации, пользуясь опытом своих коллег.
Реализация данного принципа предполагает:
- изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при построении работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений;
- определение индивидуальных задач повышения педагогической компетенции;
- составление индивидуального плана профессионального развития педагога (Приложение 1);
- оценку эффективности решения поставленных задач, их корректировку.
Несмотря на то, что у каждого педагога свой индивидуальный план развития, взгляд на построение воспитательно-образовательного процесса у всех одинаковый. Он воспринимается как совместная целенаправленная деятельность, с использованием инновационных, современных технологий, позволяющая воспитать гармоничного, всесторонне развитого, физически и психически здорового выпускника дошкольного учреждения. Коллектив нацелен на качественное выполнение требований ФГОС ДО, и получение значимого результата в профессиональной деятельности. Поставленные задачи, широкие перспективы инновационной деятельности вдохновляют сотрудников на творчество, креативность, включение в любую деятельность дошкольного образовательного учреждения, реализацию новых, интересных проектов.
В коллективе царит благоприятная психологическая атмосфера сотворчества, на основе сотрудничества. Но, сотрудничеству нужно учить людей специально. Возможно, срабатывают биологические программы («Человек человеку – враг») и расположенность к сотрудничеству отсутствует. Инстинктивная защитная реакция, уместная в незнакомом месте, среди незнакомых людей, срабатывает и в тех случаях, когда опасности нет. Улыбнуться, поприветствовать человека, попросить помощи или предложить – таких биологических программ природа в нас не заложила, но этому можно и нужно учиться. Существует несколько этапов, помогающих сменить политику враждебности на политику конструктивного взаимодействия.
Четыре этапа взаимодействия:
Первый этап – принятие.
Второй – понимание.
Третий – сотрудничество.
Четвертый – сотворчество.
На каждом из этих этапов с сотрудниками проводятся мастер-классы и тренинги, способствующие формированию вышеперечисленных характеристик.
В результате сотворчества в 2015 году родился проект «Детский сад – место для игры, спорта, отдыха. Образовательные терренкуры». Он касался прилегающей к ДОУ территории и ее благоустройства. Когда территория была продумана, оформлена, организованы «центры» – педагоги детского сада провели воспитанников по маршруту образовательного терренкура, проходящему по территории ДОУ. На начальном этапе были промахи и ошибки, которых с каждым последующим прохождением становилось меньше. Отметив положительный опыт своих коллег, азарт с которым проводились прогулки по маршрутам остальные педагоги подхватили эту идею и стали разрабатывать маршруты для своих возрастных групп.
Общая идея, единая тема педагогического поиска для всего коллектива помогла создать творческую атмосферу: были организованы выставки, творческие отчеты, обобщался интересный и передовой опыт. Все это способствовало получению положительных результатов.
Одним из них таких результатов является победа во Всероссийском конкурсе тьюторских проектов в области развития физической культуры. Конкурс объявленн Министерством образования и науки Российской Федерации, оператор ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН).
Цель конкурса – обобщение и распространение в образовательных организациях лучших практик, обеспечивающих повышение двигательной активности обучающихся, реализацию физкультурно-оздоровительных программ, развитие физической культуры и спорта в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Наша конкурсная работа «Образовательный терренкур – инновационная модель построения воспитательно-образовательного процесса, повышающего двигательную активность воспитанника дошкольного образовательного учреждения» в финале заняла 1 место.
Очередным положительным результатом являлось участие старшего воспитателя Пшеничниковой А.В. с 7 по 12 августа в «Летней школе» в г. Москва, организованной БФ «Рыбаков фонд» для педагогов – победителей конкурса стипендий и грантов им. Л.С. Выготского.
Участники «Летней школы» слушали лекции ведущих российских и зарубежных экспертов в области дошкольного образования и раннего развития, на которых рассматривались такие вопросы, как: оценка качества дошкольного образования, вовлечение семьи в образовательный процесс, организация развивающей среды детского сада, новая программа дошкольного образования «РЫБАКОВ ФОНД».
Действия педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад «Полянка» п. Мирный» Томского района продиктованы желанием поделиться своим, возможно небольшим, но очень ценным опытом. Рассказать о том, как педагоги видят реализацию ФГОС ДО, рассказать о наших довольных родителях, рассказать о счастливых и здоровых детках. Самое главное в нашем деле – не останавливаться на достигнутом! Находя вдохновение в детских искренне счастливых глазах творить! Реализуя наш проект «Образовательные терренкуры» мы не думали о наградах и признании, мы не думали о материальных поощрениях и почестях, мы с азартом и полной отдачей занимались своей работой, не потому что надо, а потому не умеем работать для галочки, потому что влюблены в свою профессию и она отвечает нам взаимностью!
Приложение 1. Индивидуальный план профессионального развития педагога ДОУ
Индивидуальный план профессионального развития
педагога ДОУ
Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения:
Должность:
Квалификационная категория:
Образование:
Стаж педагогической работы:
Название учреждения:
Профессиональное развитие педагога на 20… – 20… г.г.
Цели профессионального развития:
1.
2.
3.
Разделы плана:
- Изучение литературы, связанной с реализацией ФГОС ДО
Вопросы реализации ФГОС | Литература, нормативные правовые документы | Задачи использования
литературных источников |
Сроки |
- Разработка методических материалов
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов |
- Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности
Педагогический опыт | Дата представления | Форма педагогического опыта | Где представлялся опыт
(уровень) |
- Обобщение и распространение педагогического опыта в конкурсном деятельности.
Педагогический опыт | Дата представления | Форма педагогического опыта | Где представлялся опыт
(уровень) |
- Участие в системе методической работы
Мероприятие | Сроки | Форма участия | Форма представления результатов работы |
- Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОУ
Тема | Количество часов | Место прохождения | Сроки | |
Начало | Окончание | |||
- Работа в составе органов управления ДОУ и рабочей группы
Организационные формы работы с педагогами ДОУ | Тематика мероприятий | Сроки |
- Самостоятельный план развития (заполняется педагогом)
Тема,
которую хотел бы освоить |
Источники освоения | Сроки освоения |
Мероприятия,
которые хотел бы посетить |
Место проведения | Сроки проведения |