автор: Радинюк Ирина Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ 8 им. А.А.Волошиновой» г.Симферополь
Исследовательская позиция ребёнка как фактор развития одаренности.
Радинюк Ирина Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 8 им.А.А.Волошиновой»
г.Симферополь
Исследовательская позиция ребёнка как фактор развития одаренности.
«Дети вообще любопытны, хотя и в разной степени,
и это, конечно, драгоценное качество их души».
К.Д.Ушинский
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предположения, отвечать за принятые решения. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьника навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования — помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. «Дорога та, что сам искал вовек не позабудется»,- пишет писатель Николай Рыленков.
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, один из самых эффективных. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. И истинная одарённость – это не просто набор знаний и умений. Это, прежде всего, особый тип мышления: гибкий, inquisitive (познающий), стремящийся к открытиям. У любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка. Он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Исследовательское поведение — это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Это проявляется в самых простых вещах:
- Ребёнок, который на прогулке не просто бежит по дорожке, а останавливается, чтобы рассмотреть жука, бегущего по своим делам, и засыпает вас вопросами: «А куда он бежит? А зачем? А что будет, если ему помешать?».
- Ученик, который на уроке окружающего мира, услышав о вулканах, дома самостоятельно ищет в интернете видео их извержения и на следующий день приносит свою «модель» из пластилина и соды.
- Девочка, которая, прочитав стихотворение про осень, начинает придумывать своё, использую эпитеты и сравнения.
Вот он, самый ценный ресурс – любознательность. Задача учителя – не погасить её, а разжечь в настоящий огонь познания.
Умения и навыки исследования полученные в детстве легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Как известно, возраст 6-12 лет очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу. Итак, одной из важных задач, для учителя является апробация его роли в качестве наставника, сопровождающего развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Программа обучения проектной, исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с обучающих занятий по развитию информационно-аналитических, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. Например,
— развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объекты исследования с разных сторон). Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
-развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если, наверное ….) Задание «Давай вместе подумаем, почему у белого медведя нос чёрный?»
— развитие умений задавать вопросы. Задание для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли?) и восполняющие (кто? что? где? почему?) Задание «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Следует отметить, что развитие у детей умение задавать вопросы влечёт за собой целый ряд других умений — выдвигать гипотезы, строить догадки, делать предположения и проверять их.
Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности и научной организации труда необходимо продолжать на всех уроках, на которых применяются методы проблемного обучения, методы развития критического мышления, методы проектов. На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный и ожидаемых результатов — это приобретение и развитие ребёнком новых проектных исследовательских умений и навыков. При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:
— интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
— возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
-помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
— принцип сотрудничества учитывает общую деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание.
Нужно отметить. что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал, в классе создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. И не менее важно, это работа объединяет учителя и детей.
Замечательный психолог К.Г. Юнг сравнил большие дарования с самыми и часто опасными плодами человечества. С точки зрения современных представлений о развитии детской одарённости это сравнение можно рассматривать как удивительно точное, поскольку развитие детской одаренности как системного качества психики обусловлено сложным динамическим взаимодействием интеллектуальных и мотивационно-личностных особенностей ребёнка, а также условий его окружения. Для педагога-практика это сложное положение осознаётся вполне конкретно. Любой учитель много лет работавший в школе, не один раз мог наблюдать, что далеко не все «подающие надежду» дети, к которым традиционно относят детей с высокими интеллектуальными способностями, приносят те самые плоды, о которых писал К.Г.Юнг. Именно поэтому в последние десятилетие взоры исследователей всё чаще обращаются к изучению мотивационно-личностных предпосылок развития одарённости и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению.
Наиболее ярким и важным проявлением высокого творческого потенциала в детском возрасте многие психологи считают исследовательскую активность ребёнка, которая может иметь разные формы и в процессе творческого развития преобразуется, поднимаясь на всё более высокие ступени. Так, у ребёнка дошкольного возраста исследовательская активность проявляется как очень широкая любознательность и выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. В подростковом же и юношеском возрастах она переходит в стадию самостоятельного формирования проблем и познавательных задач, что выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания или деятельности человека.
В настоящее время в условиях системно-деятельностного личностного подхода к школьному образованию становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. Организовав проектную исследовательскую деятельность, учитель может помочь обучающимся своего класса ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли, хочу ли это учить, заниматься этим в дальнейшем?», может помочь учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал чтобы услышать в ответ: «Это делать умею, мне это интересно!»
Исходя из всего вышесказанного, вспоминается притча, когда один человек подошёл к мудрецу, зажав в руках бабочку и спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» А сам про себя думает: «Скажет живая- её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Следует перестать искать в детях готовую одарённость, как клад. Нужно создавать благодатную почву – среду для исследования, – удобряя её своим вниманием и терпением и с радостью наблюдать, как прорастают и расцветают самые разные, уникальные таланты. Ведь ребёнок, наученный мыслить, задавать вопросы и искать ответы, будет успешен в любой сфере, какую бы он ни выбрал в будущем.
