Автор:
Дюсембина Нургийза Кукивна
БДОУ г. Омска «Детский сад № 14 общеразвивающего вида»
В статье предложен материал, раскрывающий педагогический опыт работы по созданию мини-музея в ДОУ, позволяющий интегрировать содержание из разных образовательных областей и применять на практике различные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Представленный опыт работы способствует многогранному развитию воспитанников – социальному, познавательному, речевому, патриотическому воспитанию детей.
Наш детский сад работает по программе «Детство» (Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.). Девиз программы «Детство» «Чувствовать – Познавать – Творить».
Ребенка – дошкольника воспитывает и развивает то, что его окружает,поэтому особое значение имеет предметно-пространственная развивающая среда, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает окружающий мир, мир взаимоотношений взрослых и детей. Радует, что педагогический коллектив осознал необходимость вносить изменения в среду в соответствии с требованиями ФГОС, с требованиями всероссийской программы «Истоки и воспитание на социокультурном опыте» как основы реализации задач духовно-нравственного воспитания, становления дошкольника и приобщения к православной культуре педагогов, детей и их родителей.
Эта возможность прекрасно может быть реализована в процессе создания мини-музея в ДОУ. Музей – это особое специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора детей и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела,поэтому мы организовали мини-музеи в группах и музеи-передвижки.
В каждой группе педагоги совместно с родителями и детьми оформили мини-музеи для детей дошкольного возраста по нравственному воспитанию. Дети любят заниматься в этих уголках как индивидуально, так и совместно с детьми и педагогами. Здесь они могут сконструировать и обыграть игрушку, нарисовать иллюстрации к услышанному рассказу, прослушать песни.
Содержание мини-музея систематически меняется, вносится что-то новое, чтобы поддерживать у детей интерес. Например, в комнате психолога «Мостики доверия» под руководством Чимерской Натальи Викторовны дети получают эмоциональное, коммуникативное и познавательное развитие на материале психогимнастических этюдов, дидактических игр.
Изостудия «Город мастеров» и персональные выставки детей позволяют руководителю изобразительной деятельности Колокольцевой Светлане Михайловне пробудить в воспитанниках интерес к народным промыслам и уважение к труду искусных мастеров-умельцев. В центре природы дети учатся видеть красоту окружающего мира, любить и постигать взаимосвязи и гармонию в природе. К праздникам создается особая среда в оформлении музыкального зала.
В 2016 г., участвуя в городском смотре-конкурсе музеев, музейных комплексов и выставок в честь 300-летия г. Омска, мы заняли 2 место. За активное участие в смотре-конкурсе творческих уголков, посвященных 70-летию великой Победы «Они подарили нам мир!»детский сад награжден дипломом БУОО «Центр патриотического воспитания молодежи».
Что же означает воспитание патриотических чувств у детей?
Это сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву. Воспитывать патриотические чувства у детей – это значит воспитывать уважение, любовь ко всему тому, что добыто старшим поколением советских людей в боях и труде.
Основное направление патриотического воспитания – это ознакомление детей с родным краем, с героическим прошлым нашего народа, с великими делами отцов и дедов, память о которых надо сохранить и передать грядущим поколениям. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно.Это связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести содержание до дошкольника и сделать экскурсию интересной, незабываемой.
В педагогическом кабинете создан патриотический уголок, оборудованный методической литературой, наглядно-дидактическими пособиями, альбомами и фотоальбомами, художественной литературой, экспозициями по военно-патриотическому содержанию, тематическими папками «Стихи ко Дню Победы», «Пословицы и поговорки о войне», «Загадки», «Воинская форма», «Военная техника и оружие» и т.д.
Ко всем знаменательным событиям оформляются мини-музеи, проводятся экскурсии. Значимость мини-музея достаточно высока, т.к. здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами из «семейного архива», старинными фотографиями,слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и задают вопросы, размышляют, беседуют.
В преддверии 75 годовщины Великой Сталинградской битвы в дошкольном учреждении проведена большая целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Дети с раннего возраста узнают о подвигах омичей, участвующих в Сталинградской битве, чей подвиг отмечен государственными наградами и народной памятью. Но как рассказать малышам о подвигах их прадедов; как познакомить маленького ребенка с информацией о событиях войны:о том, что есть такая дата – 2 февраля – день памяти Сталинградской битвы? Совместными усилиями родителей, детей, специалистов, воспитателей созданы экспозиции музея, направленные на ознакомление детей с событиями Сталинградской битвы.
Посещая мини-музеи, дети прикасаются к эстетической сути явлений, которые подчас не постигаются на уровне обыденного восприятия: красота, гармония, чувство национального самосознания, историческая и культурная память народа.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Вместе решаются задачи духовно-нравственного воспитания посредством разных форм работы, чтобы воспитанники знали историю своей Родины; любили, берегли свой родной край; выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.
Каждый ребенок имеет право воспитываться в культуре и традициях того народа, которому он принадлежит от рождения, а также знакомиться с культурой и традициями того народа, среди которого он живет. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Воспитайте у ребенка положительные потребности, и вы воспитаете прекрасного человека».
Автор:
Дюсембина Нургийза Кукивна
БДОУ г. Омска «Детский сад № 14 общеразвивающего вида»