РАЗЪЯСНЕНИЯ
основных изменений в документообороте
аттестации педагогических работников
Настоящее инструктивно-методическое письмо составлено с целью разъяснений основных изменений, внесенных в документооборот аттестации педагогических работников в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 23 декабря 2015 года и федеральными рекомендациями по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей от 16 мая 2016 года.
Инструктивно-методическое письмо адресовано председателям и специалистам экспертных групп при аттестационных комиссиях Министерства образования, руководителям образовательных организаций и методистам муниципальных методических служб, осуществляющих информационное и методическое сопровождение аттестации педагогических работников.
В документооборот аттестации педагогических работников были внесены следующие изменения:
I. Усовершенствована форма экспертного заключения
1.1. Сокращена форма экспертного заключения, предназначенная для ранения в архиве на бумажном носителе до 1-й страницы.
В полном объеме экспертное заключение и приложение к нему будут храниться только в электронном виде. С этой целью будет создан соответствующий электронный архив экспертных заключений.
2
Предназначенная для хранения в архиве первая страница экспертного заключения содержит следующие разделы:
«Общие сведения об аттестуемом педагогическом работнике»
фамилия, имя, отчество;
место работы;
должность;
муниципальное образование;
3
стаж педагогической работы;
наличие квалификационной категории;
заявленная квалификационная категория;
образование.
«Профессиональное развитие в межаттестационный период»
курсы повышения квалификации;
дополнительное профессиональное образование.
«Результаты экспертизы»
При заполнении ЭЗ подсчет баллов осуществляется по каждому
разделу экспертного заключения. Итоговая сумма баллов,
которую набрал аттестуемый педагог по всем трем разделам,
выводится в пункте «Всего набрано аттестуемым
педагогическим работником ____баллов».
Выведение баллов на страницу осуществляется автоматически.
«Рекомендации»
Рекомендации даются по профессиональному образованию
педагога и повышению квалификации. Принцип вынесения
рекомендаций остается прежним.
4
«Подписи председателя и специалистов экспертной группы»
Обращаем внимание, что согласно действующему Порядку
аттестации (Приказ № 276 Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г.)
наименование «Эксперт» заменяется на «Специалист
экспертной группы».
1.2. Внесены изменения и дополнения в первый лист экспертного заключения «Общие сведения об аттестуемом педагогическом работнике» (цветная страница ЭЗ не выводится на печать).
5
Заполнение разделов первой страницы ЭЗ с учетом внесенных изменений и дополнений осуществляется следующим образом:
в графе «Должность» указывается только наименование должности педагога в соответствии с квалификационным справочником (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»). Например: «учитель» и т.д.;
в графе «Специализация» указывается конкретный профиль данной должности в именительном падеже. Например: «математика», «физика», «история и обществознание».
В графе «Наличие квалификационной категории» и «Заявленная квалификационная категория» особое внимание следует уделить их правильному заполнению тем педагогам, которые подают заявление на высшую квалификационную категорию, в то время как на момент аттестации срок действия высшей квалификационной категории уже истек. В данном случае в поле «Наличие квалификационной категории»
указывается «нет», в поле «Заявленная квалификационная категория» указывается «высшая», а в поле «дата присвоения» ничего не заполняется, оно остается пустым. В поле, расположенном ниже, следует выбрать «высшая до» и указать в поле справа дату действия истекшей квалификационной категории, например: 16.10.2016.
6
в новой графе «Образование» следует указывать профессиональное образование, соответствующее занимаемой должности, полученное педагогом ранее (до текущего межаттестационного периода).
если профессиональное образование или профессиональная
переподготовка были получены педагогом в межаттестационный период, то данная информация вносится в раздел «Информация о профессиональном развитии педагогического работника за межаттестационный», расположенный ниже.
Следует иметь в виду, что вся информация, внесенная специалистом экспертной группы в графу «Курсы повышения квалификации» на данном листе, автоматически вносится в форму титульного листа экспертного заключения, которое выводится на печать и хранится в архиве на бумажном носителе.
7
Все поля листа экспертного заключения должны быть обязательно заполнены! Если при заполнении листа экспертного заключения остаются пустые поля, автоматического их заполнения не произойдет. Это, в конечном
итоге, может повлиять на результаты экспертизы.
Экспертное заключение заполняет исключительно специалист экспертной группы!
II. Сокращено количество документов, подтверждающих
результаты профессиональных достижений педагога
При проведении экспертизы педагогической деятельности для оценки результатов профессиональных достижений аттестуемого педагога по указанным ниже пунктам предоставление копий приказов, выписок из приказов и справок в качестве подтверждающих документов не является
обязательным:
«Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах»;
«Выступления на научно-практических конференциях,
педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях»;
«Проведение открытых уроков, занятий, мероприятий, мастерклассов»;
«Участие в профессиональных конкурсах».
Достаточным является предоставление информационной справки от заместителя директора, курирующего деятельность педагога, или официальной информации, размещенной на соответствующих сайтах и др.
С учетом сокращения перечисленных выше подтверждающих документов были внесены соответствующие изменения в пункты экспертных заключений и приложений.
8
Изменения были внесены также в приложения к экспертному заключению в следующих пунктах:
п. «Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах».
В выделенной графе приложения теперь достаточно указывать только количество победителей, призеров и участников.
п. «Почетные звания, профессиональные награды и премии за весь период профессиональной деятельности».
В выделенной графе приложения теперь достаточно указывать только наименование награды без ссылки на приказ или выписки из приказа, или справки, подтверждающей получение награды соответствующего уровня.
9
III. Внесены изменения в содержание экспертного заключения
3.1. Внесены изменения в пункт экспертного заключения «Повышение квалификации (курсы повышения квалификации, стажировка).
Изменения касаются индивидуальной программы повышения
квалификации.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (статьи47, 48) педагогический работник имеет право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года, а также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень.
В соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации основной образовательной программы ФГОС начального и основного общего образования учителя начальной школы должны проходить обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам в объеме не менее 72 часов, а педагоги основной школы – 108 часов, не реже одного раза в пять лет.
На основании указанных выше требований педагогический работник за
межаттестационный период должен набрать не менее 108 часов по курсам повышения квалификации. Если же набранное количество составляет меньше 108 часов, по данному пункту экспертного заключения специалист экспертной группы выставляет 0 баллов, и в таком случае аттестационная
комиссия вправе вынести педагогу рекомендации о необходимости повышения квалификации с указанием специализации.
200 баллов педагогический работник может получить, если за
межаттестационный период он набрал от 108 до 215 часов. Программы
курсов повышения квалификации должны быть не менее 16 часов и
способствовать повышению профессиональной компетентности педагога по профилю деятельности.
300 баллов педагог получает только в том случае, если он освоил индивидуальную программу повышения квалификации в полном объеме (216 часов). Следует подчеркнуть, что освоение индивидуальной программы ПК не является обязательным для педагогического работника и носит
исключительно рекомендательный характер.
Согласно внесенным изменениям, педагог получит 300 баллов, если он освоит в полном объеме:
программу ПК регионального реестра (180 часов);
программу виртуальной стажировки (36 часов), реализуемой в региональной сети повышения квалификации.
или
инвариант академический + инвариант кафедральный +
вариативные программы курсов ПК.
11
Согласно п. 2.6.1.Приказа Министерства образования от 16.02.2016 г. № 531 «Об утверждении Положений о разработке и экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и внесении изменений в приказ министра образования от 02.09.2014 № 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области» форма
инвариантных учебных модулей (академический, кафедральный, вариативный) отменяется.
Однако освоенная педагогом в течение межаттестационного периода индивидуальная программа ПК, включающая инвариант академический + инвариант кафедральный + вариативные программы курсов ПК, будет учитываться на протяжении пяти лет с момента вынесения решения
аттестационной комиссии о присвоении квалификационной категории. Таким образом, замена старого варианта индивидуальной программы ПК новым вариантом будет происходить постепенно.
Обращаем внимание на то, что невыполнение индивидуальной
программы ПК, также как и отсутствие курсов повышения квалификации за межаттестационный период не может быть основанием для отказа педагогическому работнику в приеме заявления на квалификационную категорию (первую или высшую).
12
2. Уточнен и дополнен рекомендуемый перечень международных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства педагогов. Данный
перечень представлен на сайте ГБОУ ВО МО «Педагогическая академия современного образования» в рубрике «Методические рекомендации по аттестации педагогов».
Рекомендуемый перечень международных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства педагогов
Наименование конкурсов профессионального мастерства
1. Международный конкурс педагогического мастерства по
применению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в
образовательном процессе «Формула будущего»
2. Международный конкурс «Математика и проектирование»
3. Всероссийский конкурс профессионального мастерства сотрудниковслужб детских телефонов доверия «Слышать ребенка»
4. Всероссийские конкурсы для учителей, воспитателей ДОУ и педагогов дополнительного образования «Педагогическая академия современного образования» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
5. Всероссийский профессиональный конкурс «Учитель года»
6. Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года»
7. Всероссийский профессиональный конкурс «Сердце отдаю детям»
8. Всероссийские конкурсы для учителей, воспитателей ДОУ и педагогов дополнительного образования «Академия педагогических проектов Российской Федерации» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
9. Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагогпсихолог России»
10. Всероссийский информационно-образовательный портал профессионального мастерства педагогических работников «Педагогические таланты России»
11. Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России»
12. Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
13. Информационно-образовательный портал «Центр развития образования, творчества и культуры «Радуга-талантов.РФ»
14. Всероссийский информационно-образовательный портал профессионального мастерства педагогических работников «Япедагог»
15. Всероссийский конкурс дополнительных общеобразовательных программ
16. Всероссийский заочный конкурс программ по предмету
«Физическая культура»
17. Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
18. Всероссийская педагогическая олимпиада «Ступени
педагогического мастерства»
19. Российский конкурс педагогических проектов им. Б.З. Вульфова
Рекомендуемый перечень
региональных конкурсов профессионального мастерства педагогов
Наименование конкурсов профессионального мастерства
1. Конкурсный отбор учителей-предметников и учителей начальных классов на присуждение премии Губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов»
2. Конкурсный отбор претендентов на присуждение премии
Губернатора Московской области «Лучший по профессии»
3. Областной конкурс «Педагогический дебют»
4. Областной конкурс профессионального мастерства студентов
педагогических специальностей «Педагогический дебют года»
5. Областной этап всероссийского конкурса профессионального
мастерства «Педагог-психолог Подмосковья»
6. Областной этап всероссийского конкурса педагогов
дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»
7. Областной конкурс на лучшую организацию работы по
патриотическому воспитанию
8. Областной этап всероссийского конкурса «Учитель здоровья
России»
9. Областной конкурс образовательных проектов, посвящнный
вопросам социальной адаптации мигрантов средствами образования «Московская область – территория мира и согласия»
10. Педагогический марафон классных руководителей «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения»
11. Межрегиональный профессиональный конкурс творческих
разработок «Инновационные технологии при обучении математике»
12. Региональный профессиональный конкурс творческих разработок «Готовимся к ЕГЭ по информатике: 27 шагов к успеху»
13. Областной конкурс программно-методических материалов
педагогов дополнительного образования детей Московской области
14. Педагогический марафон «Учительство Подмосковья – воспитание будущего поколения»
15. Областной конкурс методических разработок учителей русского языка и литературы «Обучение школьников среднего звена различным видам чтения на уроках русского языка и литературы»
16. Региональный конкурс «Лучший Интернет-сайт,
посвященный аттестации педагогических работников»
17. Областной фестиваль «Марафон творческих программ по
пропаганде безопасного поведения детей на дорогах»
18. Областной смотр-конкурс на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей в Московской области
19. Областной этап всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками
20. Областной этап Всероссийского конкурса дополнительных
общеобразовательных программ
IV. Предложены формы аттестационного портфолио
Педагогу предоставляется возможность выбора между электронным и бумажным видом портфолио.
Возможные формы аттестационного портфолио:
1. Бумажное портфолио.
2. Электронное портфолио.
При подготовке электронного портфолио педагога возможно
использование Интернет-ресурсов:
бесплатные конструкторы портфолио учителя – УчПортфолио.ru
(http://www.uchportfolio.ru/), Веб-портфолио (https://4portfolio.ru/),
NETFOLIO (http://netfolio.ru/) и другие;
сайты сетевых педагогических сообществ – Социальная сеть
работников образования (http://nsportal.ru/), Педсовет.org.
(http://pedsovet.org/), Открытый класс. (http://www.openclass.ru/) и
другие;
сайты образовательных организаций;
персональный сайт педагогического работника.
3. Электронное портфолио может быть также размещено на
персональном компьютере педагога или в локальной сети
образовательной организации.
Обращаем внимание, что грамотное оформление аттестационного портфолио педагога предполагает размещение документов и материалов в
соответствии с разделами экспертного заключения.