РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Козлов Павел Геннадьевич1, Кабанова Ирина Владимировна2, Стоюшко Наталья Юрьевна3
1Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), преподаватель
2МБОУ средняя общеобразовательная школа № 7, г. Артем, заместитель директора школы
3Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), филиал в г. Большой Камень, к.э.н., доцент, доцент базовой кафедры Морских технологий и энергетики

Педагогическая рефлексия – вид педагогической деятельности, в структуре которой педагог самостоятельно определяет результативность и качество полученных и предстоящих результатов профессионально-педагогической деятельности в модели выявления и решения внутриличностных противоречий, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью и общением педагога [1].

В «Психологическом словаре» (под редакцией В.В. Давыдова и др.) дается следующее определение понятия: «Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению» [2, с. 320].

Цель педагогической рефлексии: оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений [1].

Педагогическая рефлексия это необходимое условие повышения профессионализма, педагогического мастерства она отображает внутренний мир и состояние развития педагога и учащихся. Таким образом, она проявляется в возможности  учителя анализировать и оценивать свою деятельность, видя результаты деятельности своих учеников. Это побуждает его поддерживать высокий уровень эффективности профессионально важных сторон собственной личности и деятельности.

Характеристика функций педагогической рефлексии в образовательном процессе приведена в таблице 1.

Современному педагогу для того, чтобы быть успешным, необходимо перенимать опыт своих коллег из других образовательных учреждений, а также предлагать на рассмотрение свои научные идеи и разработки. Психолого-педагогические навыки, полученные преподавателями во время обучения в университете должны позволить им заниматься работой, непосредственно связанной с образовательным процессом, достичь вершин профессионализма и подняться по карьерной лестнице.
Преподаватели, в своей работе с учащимися, должны передать им опыт своей деятельности, внушить им уверенность в собственных силах, научить правильной организации взаимодействия и коммуникации.

Обращение к специфическим особенностям образовательного процесса по С.Л. Рубинштейну, в аспекте рассматриваемой в работе категории “рефлексивная компетентность педагога”, обнаруживает взаимосвязь. Специфика образовательного процесса, по С.Л. Рубинштейну, заключается в реципрокности (взаимодополняемости, взаимоосуществляемости) двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика. Следует полагать, что наличие и дальнейшее развитие аналитической позиции (по отношению к самому себе) педагога, как показателя педагогической рефлексии, выступает индикатором важной для педагога компетенции – способность к самообразованию и саморазвитию. Эти компоненты в свете преобразований (реформ) в образовательной системе являются доминирующими для представителей  сферы образования, способствующие созданию новой культуры и качества образования [3, с. 187].

Необходимо найти возможность включить в процесс обучения такие виды занятий и методы их проведения, которые бы способствовали формированию у наших учителей рефлексивной компетенции. Важно гармонично вписать предлагаемую компетенцию в процесс формирования других компетенций, которыми по праву должен обладать современный педагог.

Профессиональная компетентность – многогранная категория, рассматриваемая в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и др., является проблемой субъективных свойств педагога и определяет, в конечном счете, продуктивность педагогической деятельности.

Обращают на себя внимание группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой), объединяющие пять профессионально значимых качеств личности педагога:

1)                 проектировочно-гностические способности, включающие педагогическое целеполагание и педагогическое мышление;

2)                 рефлексивно-перцептивные способности, включающие педагогическую рефлексию, педагогический такт и педагогическую направленность.

Для развития рефлексивной компетенции необходимо проводить самокоррекцию и самоконтроль педагогической деятельности, повышать уровень психологических знаний. Учитель (педагог) должен видеть в себе причины, мешающие ему устранять пробелы в воспитании и обучении учащихся, осознавать недостатки в развитии личной компетентности. Яковчук Т.Г. предлагает развивать рефлексирующее взаимодействие педагога и учащегося путем сотворческой деятельности (сотворчество – взаимный творческий процесс, когда учитель вместе с учащимися создаёт творческие задачи и дает возможность ученикам самостоятельно их решить) [4].

Основными показателями профессионализма преподавателя являются уровень интереса к нему со стороны учащихся, ясность излагаемого материала, убедительность изложения, степень осмысления актуальности знания, научность и новизна материала, творческий характер преподавания предмета.

Педагог должен совершенствовать педагогическую технику и мастерство в едином образовательном пространстве школы (образовательной организации). Высоким уровнем рефлексии обладают не все опытные преподаватели, а начинающие – не всегда владеют самим понятием профессиональной рефлексии, ее значимости, и месте в педагогической деятельности. При высоком уровне развитости рефлексии самооценка учителя совпадает с мнением о нем других участников образовательного процесса.

В статье Яковчук Т.Г. проанализирован и переосмыслен личный опыт педагога в проведении рефлексивной практики каждого урока, каждого события в жизни. Она считает,  что каковы мысли учителя, каково информационное пространство, в котором он живет, таково состояние его организма, его образ жизни [4]. Рефлексивный, думающий педагог ориентируется не только на программные требования, подбирая материал к уроку, но оценивает его содержание как бы глазами своего ученика, предвосхищая его отношение к преподаваемому содержанию, предугадывая трудности его усвоения, возможные неудачи и ошибки в учении.

По мнению Красильниковой В.Г. «…благоприятной индивидуально-личностной основой, способствующей развитию профессиональной рефлексии учителя является позиция субъективной личностной ответственности, которую он принимает на себя в своей педагогической деятельности. Такая позиция находит выражение в потребности и способности учителя принимать решения, ориентируясь на собственную шкалу ценностей…» [5].

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной компетентности учителя, он должен обладать определенным типом мышления, иметь знания, умения и навыки, позволяющие ему осуществлять анализ результатов педагогической деятельности, рефлексию самого процесса педагогической деятельности и своего места в ней.

В работе Хутыз З.М. указаны наиболее часто применяемые методические средства развития рефлексивных способностей учителей:

– опорные программы для ведения наблюдения за своими действиями (или действиями своих коллег) в профессионально-значимых ситуациях с последующим анализом полученных результатов;

– ведение дневниковых записей, фиксирующих события профессиональной жизни, становящиеся предметом дальнейшего анализа и осмысления;

– видеозапись проведения учителем урока с последующим его анализом (или самоанализом) и обсуждением;

– кейс-метод (от английского case – случай, ситуация, дело), один из популярных активных методов обучения, представляющий собой деловую игру в миниатюре. Этот метод основан, как правило, на реальном событии из профессиональной жизни и предполагает активный поиск обучающимися решения предлагаемой проблемы с последующим обсуждением процесса и результата совместных действий всех участников [6].

Необходимо формировать такую компетенцию, которая позволила бы учителю овладеть знаниями, умениями и навыками для более глубокого объяснения педагогических фактов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними, проникновения в глубину педагогических явлений. Что в комплексе с разнообразными формами, приемами и методами проведения урока, должно сыграть свою положительную роль в повышении качества образования. Каждый, применяемый учебный или научный материал, должен соответствовать педагогической действительности, теоретически осмыслен в ее собственном предмете и понятиях. Методологическое наполнение необходимо представить таким образом, чтобы в нем проступила связь его компонентов и научное обоснование.

Для достижения этой цели применяются следующие методы: наблюдение за образовательным процессом; тестирование и анкетирование учащихся и преподавателей; сравнение, анализ и обобщение полученных данных. Проведенные теоретические исследования и практические методики подтверждают правильность выбранной концепции компетентностного подхода к процессу профессионального образования будущего. Главное условие развития рефлексивной компетенции – способность педагога наблюдать и анализировать собственное поведение и понимать последствия  этого поведения. В этом случае он сможет адекватно оценивать растущие требования к нему со стороны обучающихся, предупреждать возникновение психологического барьера, осуществлять коррекцию своего поведения и деятельности [7 c. 250 ].

Таблица 1. Функции педагогической рефлексии в образовательном процессе

Функции

Показатели педагогической рефлексии

Механизмы

Способы действий

Организаторская Организация эффективного взаимодействия Формировать потребность развития и оценки качества профессионально-педагогических отношений.
Коммуникативная Выполнение условий продуктивного общения участников образовательного процесса Воспитывать педагогический характера и волю. Прививать культуру сотрудничества и сотворчества в профессионально-педагогических отношениях.
Смыслотворчес-кая Формирование осмысленности деятельности и взаимодействия. Детализировать возможности развития личности и иллюстрации качеств организуемой профессионально-педагогической деятельности.
Мотивационная Определение направленности совместной деятельности участников образовательного процесса на результат. Развивать мотивацию, потребности, морально-этические качества, ценности и компетенции в модели поиска оптимальных возможностей саморазвития и самореализации.
Коррекционная Побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности. Корректировать потребности и оптимизировать внутриличностные ресурсы профессионального становления педагога.

Библиографический список

  1. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  2. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Зинченко и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во “Питер”, 2000.  – 685 с.
  4. Яковчук Т.Г. Педагогическая рефлексия: учитель о профессиональном росте // Психология, социология и педагогика. – 2013. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/04/2041
  5. Красильникова В.Г. Педагогическая рефлексия и локус контроля в структуре профессионально значимых качеств личности учителя// Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 30. – С. 56-60
  6. Хутыз З.М. Педагогическая рефлексия в деятельности педагога// SCIENCE TIME. – 2015. – № 3(15). – С. 560-564
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. – М.: Логос, 2001. – 384 с.
РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА