автор: Родина Ирина Александровна

Воспитатель МАДОУ “Умка”, ЯНАО, г. Ноябрьск

“Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, как одно из направлений в воспитании культуры здоровья у дошкольников”

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, как одно из направлений в воспитании культуры здоровья у дошкольников

Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в помещении возрастной группы, выбора наиболее целесообразного режима для детей, систематического закаливания. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Предметом особого внимания является психическое самочувствие ребенка в детском саду. Необходимо поощрять положительные эмоции, выражать каждому ребенку участие, интерес к его замыслам и действиям. Если ребенок неохотно идет в детский сад, скучает, не проявляет активности, это значит, что воспитатель не сумел найти правильного подхода к малышу и следует увеличить «дозу» ласки, заботы и внимания, чтобы ребенок стал веселым и жизнерадостным. Отрицательные эмоции становятся благоприятным фоном для соматических и психических нарушений, снижения детской самостоятельности.

За последние годы мы научились многому: использовать разнообразные методы и средства профилактической работы, создавать развивающую предметно – пространственную среду, освоили технологии личностно- ориентированного взаимодействия с детьми. И порой бывает обидно, когда эти усилия все же не дают ожидаемого результата в снижении заболеваемости детей. Тогда мы прибегаем к спасительным доводам в свою пользу, говоря об экологии, социально- экономической нестабильности, проблемах в семьях и т. п. Но не все резервы повышения эффективности оздоровительной работы исчерпаны и не все пути пройдены. Они находятся в придании оздоровительной направленности образовательному процессу (и первую очередь процессу физического воспитания). Другими словами – в разработке и внедрении сберегающих здоровье образовательных технологий. А это, в свою очередь, требует переосмысления традиционного опыта организации преемственности в работе с семьей, качественно иных связей с поликлинической службой, с наукой. Кроме того нужны новые организационно – методические подходы к построению педагогического процесса и управлению им.

Физкультурная деятельность будет иметь четко выраженную направленность при соблюдении следующих условий:

  • 2/3 всех движений, входящих в содержание занятий, должны быть циклического характера;
  • все нагрузки, предлагаемые детям, должны быть строго дозированы по частоте сердечных сокращений;
  • в каждое занятие должны включаться специальные упражнения, а также упражнения на развитие координации движений;
  • в каждом занятии должны быть паузы, дающие возможность мышечного расслабления, и моменты, повышающие эмоциональное состояние детей;
  • воздушные и водные закаливающие процедуры должны стать органичной составляющей занятия;
  • занятия должны включать периоды самостоятельной двигательной деятельности.

Ежедневно в дошкольном учреждении имеют место два вида занятий физкультурой — собственно физкультурные занятия и гимнастика после сна. Общая их продолжительность не менее 25 минут (для детей старшей группы). Это обусловлено тем, что ребенку необходимо для нормального функционирования органов и систем организма определенное количество движений. К тому же исследованиями установлено, что только на 20-й минуте активных движений появляются позитивные изменения в сердечно – сосудистой, дыхательной, эндокринной системах. Общее число ежедневно производимых двух – трехлетним малышом движений должно составлять от 6 до 8 тысяч шагов. Не менее 70% их приходится на время пребывания в ДОУ. Есть убедительные данные, показывающие, что при традиционном подходе к организации двигательной деятельности детей такого количества движений они совершить не могут.

Физкультурные занятия проводит инструктор по физическому воспитанию. При разработке занятий учитываются допустимые нагрузки каждого вида движений на сердечно – сосудистую систему. Воспитатель вместе с инструктором по физическому воспитанию следят за самочувствием детей. Инструктор учит элементарной страховке и сам подстраховывает детей, показывает движения и все упражнения выполняет вместе с группой, как бы становясь старшим ребенком в этой дружной семье. Все занятия организуются в игровой форме. Выбор игровых вариантов занятий обусловлен не только возрастной спецификой. Игра как информация о предстоящей деятельности не представляет для ребенка неопределенности, а кроме того, он знает, что этот процесс связан с приятными ощущениями в физическом и умственном плане. В игре есть всегда элемент неопознанного, сколько бы раз мы ее ни повторяли. Особая ценность игровых действий заключается в творческом решении поставленных задач. Одно только напоминание о предстоящем физкультурном занятии вызывает у них положительные эмоции, чувство приятного волнения и желание заниматься. Почти на каждом занятии детям дают возможность до 5 минут подвигаться самостоятельно. Такая своеобразная двигательная пауза нужна для предупреждения или снятия психоэмоционального напряжения, связанного с необходимостью выполнять задания взрослых, особенно если они не очень то получаются.

Отбор игрового материала для занятий должен быть целенаправленным, последовательность применения игр и игровых упражнений – спланированной, а процессу обучения им детей, придан развивающий характер.

В соответствии с требованиями дидактики игры подбираются по следующим линиям «восхождения»:

– по степени трудности освоения;

– по степени подготовленности детей;

– по степени значимости для физического развития и развития физических качеств ребенка;

– по степени значимости для интеллектуального развития.

Выбор игр во многом зависит и от того, на сколько владеет методикой обучения им сам педагог. Содержание двигательной деятельности физкультурного занятия и гимнастики после дневного сна должно быть согласовано по нагрузкам на различные группы мышц и сердечно – сосудистую систему.

Оценить степень эффективности проводимой работы можно по показателям заболеваемости, положительной динамике физического развития, уровню развития движений, уровню психического развития и адаптивным возможностям детей.

Ребенок проводит в дошкольном учреждении до 70% своей активной жизни, и детский сад, в принципе, почти такой же родной дом для него, как и дом родителей. Поэтому «путь в развитие» разумно начинать с изменений взглядов на дошкольное учреждение, приводящих к соответственному изменению профессиональных психолого- педагогических установок. Эти установки предполагают щадящее и возвышающее отношение к самоценности ребенка:

– детский сад – это собственный дом ребенка, и он в нем подлинный хозяин;

– воспитатель приходит в этот дом, чтобы помочь малышу прожить день весело, интересно и с пользой;

– я хочу подарить малышу радость познания мира, потому что он дарим мне неизмеримо больше – обретение смысла моей жизни, тепло безграничного доверия, работу, дающую средства к существованию…

Как, казалось бы, все просто, но попробуйте следовать этим установкам хотя бы неделю. И тогда вы поймете: они требуют не только хороших, а отличных профессиональных навыков и осознания своей роли в развитии личности ребенка.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно- развивающей работы:

– приобщение детей к физической культуре;

– использование развивающих форм оздоровительной работы.

Неоспоримо, что основная задача дошкольного учреждения – подготовить ребенка к самостоятельной жизни дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:

1.Обучение детей элементарным приемам ЗОЖ (гимнастика, игры, физкультминутки во время непрерывной образовательной деятельности).

2.Работа с семьей (пропаганда ЗОЖ, консультации, беседы, выставки, проведение совместных мероприятий).

3.Работа с педагогическим коллективом (проведение семинаров- практикумов, консультаций, выставок).

4.Создание условий и развивающей среды в ДОУ.

 

Вывод: Формирование культуры здоровья дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной гигиенически организованной социальной средой.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, как одно из направлений в воспитании культуры здоровья у дошкольников