Автор: Телегина Марина Юрьевна
Духовно-нравственное воспитание – это создание учителем, родителями такого пространства, в котором живут возвышенные и прекрасные Образы, способные пробудить в душах наших учеников лучшие человеческие черты и направить их к самовоспитанию. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни
Школа, класс, называемые «вторым домом», должны стать для наших детей благоприятной высоконравственной средой, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием, особой благоприятной для развития и образования детей комфортной атмосферой.
1. В.А.Сухомлинский писал, что очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью.
Так как ученики младших классов очень любят сочинять, фантазировать, я решила организовать с ними выпуск классного журнала. Детям нравится познавать свой внутренний мир, открывать в себе новые способности. Соприкасаясь с прекрасным, они сами учатся прекрасному.
2. Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся через выпуск классного журнала – летописи памятных событий класса.
3. Планируемый результат:
- формирование духовно-нравственных и моральных ценностей через выпуск классного печатного издания, высокая активность и результативность на уроках и внеурочной деятельности;
- активное участие в исследовательской, проектной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся, обогащение словарного запаса, формирование орфографических навыков, развитие речи.
Автор курса письменноречевой деятельности В.Г. Ниорадзе указывает на создание условий в необходимости ребенку письма для чего – либо: «Иными словами, если ребенок читает и пишет, то это не просто для того, чтобы он умел читать и писать, а для того, чтобы он развивался в процессе чтения и письма, узнавал больше о людях, о Мире, о Вселенной, о самом себе».
4. Начали мы работу над журналом с объявления конкурса на лучшее название журнала.
Далее обсудили на классном часе проблемы по созданию журнала: выбор названия и периодичность выпусков номеров журнала; формирование групп для ведения рубрик журнала; обсуждение плана работы каждой группы, а также источников информации для ведения рубрик.
Практическая работа заключается в самостоятельной работе школьников по выполнению задания, привлечению в помощь родителей. Так постепенно собирается материал в рабочей папке (вести с уроков, мероприятий в классе и школе, итоги различных опросов, конкурсов, творческие работы ребят: сказки,стихи, рассказы на различные темы, материал и от родителей по различным интересующим нас вопросам и т.д.)
Создание журнала: отбирается лучший текстовый материал, редактируется учителем, родителями, выбранными учащимися из класса, отбираются интересные фотографии для оформления. А затем идет набор и распечатка.
6. В качестве основных рубрик, предложенных ребятами, выбрали следующие:
- литературное творчество учащихся класса
- о событиях, произошедших в классе и связанных с праздничными мероприятиями;
- о достижениях одноклассников;
- полезные советы для школьников и родителей;
- занимательная страничка.
Первые две рубрики – исключительно творчество детей, а две остальные мы решили пополнять за счет поиска нужного материала в центральных детских журналах и на детских сайтах Интернета.
Самый первый журнал я начала выпускать с одним из первых классов 15 лет назад.
7. Рубрики, как и названия журналов, менялись с каждым новым набором детей.
Компьютеры в то время были далеко не у всех, и первые номера наших журналов были в рукописном варианте. Тем детям, а это были почти все из класса, кому хотелось взять журнал на память, мы ксерокопировали странички журнала.
8. Сейчас мы распространяем журнал бесплатно с помощью наших спонсоров – родителей.
Журнал в основном выпускается раз в четверть, но по мере накопления интересного материала, иногда выходит и больше.
9. Особенно детям нравилось сочинять сказки, рассказы.
Повзрослев, мои выпускники (я была классным руководителем у одного моего выпуска с первого по 11 класс) стали выпускать в своем классе сборники стихов, которые мы придумывали коллективно.
Несколько лет мы сотрудничали с районной газетой «Алапаевская искра» (Алапаевский район) и областной газетой «Новая Эра», где печатали наши самые интересные творческие работы: сказки, стихи.
10. Выпуск классного творческого журнала как проводник обратной связи «ученик-учитель» помогает понять внутренний мир ребенка, помочь ему проявить себя с хорошей стороны, чтобы быть принятым в детском коллективе.
У детей повышается уровень самооценки. Чувствуя поддержку товарищей и учителя, выполняя посильные поручения, ребята становятся более уверенными в себе. Дети могут рассказать в нём о нашей школьной жизни и о себе, о своих друзьях и родителях, поделиться своими сомнениями и радостями,творческими работами, больше узнать об истории своей любимой Родины – России. Их ждут открытия, интересные встречи, творческие работы.
11. Журнал имеется у каждого ребенка. Его читают и дети и родители. Благодаря журналу имеется возможность проявить себя для широкого круга читателей.
Участие детей и родителей в создании журнала способствует сплочению коллектива. Ненавязчиво идет работа по обогащению словаря, формированию орфографических навыков, развитию речи.
Считаю, что каждый номер журнала – это ступенька в развитии, познании себя и других, развитие навыков межличностного общения, импульс к творческому началу учения. А еще «классные журналы» оставляют добрую память о детстве, школе.
Дети растут, много интересного происходит в их жизни, но многие события забываются. Когда они вырастут, и в школу свою будут приходить только в гости, тогда страницы нашего журнала помогут им вспомнить самые чудесные события детства!
12. Каждый раз, набирая свой первый класс, работа по выпуску классного журнала не прерывается.
Вот и сейчас, у меня обучаются новые таланты, полные задора и оптимизма. На одном из классных часов, я показала ребятам классные журналы других детей. Моим первоклашкам стало интересно, и теперь мы уже составили план работы по выпуску своего журнала, который планируем назвать «По секрету всему свету».
Классный журнал – вещь довольно редкая, но такая замечательная! А его создание – дело трудное, но очень увлекательное. Но как сказал один из героев «Простоквашино»: «Ничто так не объединяет, как совместный труд».
Литература
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников //Начальная школа. – 2005. – №11, – с. 68-71
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном //Просвещение, М, 2006
- Ниорадзе В.Г. Пути выращивания письменноречевой деятельности. Уроки Валерии Ниорадзе. Книга для учителя, 1 класс. Экспериментальные материалы //Издательский дом Ш. Амонашвили. Лаборатория гуманной педагогики МГПУ, Москва, 2002
- Сухомлинский В.Г. Сердце отдаю детям //Киев, Радянска школа, 1973.