Роль конкурсов в социальной адаптации учащихся с нарушением зрения
Отличительная особенность современного общества – динамичность развития. Успешность человека в социуме все больше зависит от его способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях, поисковой и творческой активности.
Для педагога одним из средств развития творческой активности детей является организация участия школьников в различных играх, конкурсах и соревнованиях.
Согласно исследованиям психологической науки, на 80% возможность высоких достижений в жизни обеспечивает так называемый «эмоциональный» или «социальный» интеллект. Этим термином определяются самомотивация, устойчивость к разочарованиям, контроль над своим эмоциональным состоянием. Участие в игровых программах и конкурсах – одно из действенных средств развития этих качеств личности. Именно поэтому интеллектуальные и творческие игры и конкурсы, а также спортивные состязания традиционно рассматриваются как эффективные пути выявления и развития неординарных способностей детей.
Результат конкурса – не просто выполненные детьми творческие проекты и не только победа в номинации – это, прежде всего, сам опыт самостоятельной работы, расширение кругозора, развитие творческих способностей.
В последние годы в общеобразовательную школу широко внедряется практика проведения разнообразных конкурсов и олимпиад. Значение этого явления очень велико. Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут не только проверить свои знания, умения и навыки, но и сравнить свой уровень с уровнем других. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и педагогов, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.
Сегодня общеобразовательная школа ориентирована не столько на усвоение определенной суммы знаний учащимися, сколько на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Значительно продвинулось развитие конкурсов благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий. В России через Интернет получили широкую известность Международный конкурс «Кенгуру», «Русский медвежонок», различные дистанционные конкурсы «Окружающий нас мир», «Жизнь прекрасна», «Я – исследователь» и многие другие.
Особую значимость конкурсные программы приобретают в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. На фоне имеющегося заболевания у таких детей часто развивается неуверенность в себе и своих способностях, они более остро переживают неудачи. Негативные эмоции, которые испытывает ребенок, влияют на успешность взаимодействия с другими людьми, а значит, – на успешность его социального развития. Эффективность социальной адаптации и дальнейшей интеграции учащихся с нарушением зрения во многом определяется успешностью развития этих процессов.
Конкурс, объединяющий детей-инвалидов по зрению и нормально видящих школьников представляет собой эффективную коррекционно-развивающую среду. Участвуя в конкурсах и фестивалях наравне с учащимися из общеобразовательных школ, слепые и слабовидящие дети приобретают неоценимый опыт общения со сверстниками, у них развиваются уверенность и самостоятельность, желание активно заниматься общественной деятельностью, что позволяет в дальнейшем добиваться поставленных целей. Участие в конкурсах хорошая среда для сближения детей с ОВЗ и их нормально видящих сверстников. Это общение способствует разрушению стереотипов созданных обществом по отношению к инвалидам и максимально способствует развитию толерантности.
Среди наших воспитанников есть такие, которые принимали участие в конкурсах для учащихся общеобразовательных школ различного уровня, где добились больших успехов, став лауреатами и дипломантами, призерами и победителями. Учащиеся 3-4 классов победили в конкурсе экологических газет «Подарим миру чистоту!» среди образовательных учреждений Красногвардейского района, проводимого в рамках Всероссийской общественной акции «Сделаем вместе!» в номинации «Газета». Дипломами лауреата Всероссийских краеведческих чтений юных краеведов-туристов и Всероссийской юношеской научно-практической конференции «Санкт-Петербург, Царское село, Пушкин и Мировая культура» награжден Кондратьев Михаил, ученик 10 класса. Лауреатом Международного фестиваля детского творчества «Париж, я люблю тебя» стала Бестужева Дарья, ученица 12 класса. ГРАН-ПРИ в номинации «Вокальное творчество» Международного эстрадного фестиваля удостоена Шлема Екатерина, ученица 12 класса. Этот опыт позволил нашим учащимся расширить круг и географию общения с нормально видящими сверстниками, совершенствовались навыки пространственной ориентировки. Екатерина Шлема самостоятельно без помощи родителей выезжала на отдых в Крым, а Дарья впервые без гиперопеки мамы побывала с группой наших учащихся в Германии.
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в районных, городских, региональных, Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах, проводимых для детей с ограниченными возможностями здоровья, организованных различными молодежными объединениями, центрами дополнительного образования детей городского и районного уровня, комитетом по Образованию города, Министерством культуры РФ. Это конкурс «Равные права – равные возможности», организованный Российским книжным союзом, литературно-поэтические конкурсы, Всероссийский конкурс детских художественных работ, Международный творческий фестиваль «Шаг навстречу». Конкурсы развивают у воспитанников креативные способности, способствуют развитию особой творческой активности, придают особую уверенность и независимость детям-инвалидам.
Кроме участия в конкурсах и фестивалях, организованных внешними партнерами, ученики школы-интерната № 1 им. К.К.Грота создают свои собственные проекты. Уникальный проект «Поющие сердцем», организованный совместно со школой-интернатом для глухих и слабослышащих детей и центром «Динамика» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата стал событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. На одной сцене в одном концертном номере встретились дети с ограниченными возможностями здоровья, которые никогда не смогли бы общаться в обычной жизни, потому что кто-то из участников не видит, а кто-то не слышит друг друга. Искусству же суждено творить чудеса, и вот одна за другой появляются новые композиции, в которых незрячие дети поют голосом, глухие — руками, а все вместе — сердцем. Выступления имели на фестивале грандиозный успех. Зрители не скрывали слез. Совместно организованные номера принесли его участникам не только победы в конкурсах и фестивалях, но и чувство удовлетворения, расширились социальные контакты, появилась уверенность в собственных силах. Их успех воодушевил других учащихся, вдохновил на дальнейшее творческое развитие.
Участие в подобных проектах обогащают эмоциональную жизнь детей с ОВЗ, делает доступными элементы творчества, развивают эстетически, способствует формированию у учащихся духовности и культуры, толерантности и способности к саморазвитию.
Однако победы в конкурсах не возникают на пустом месте. Подготовка школьников к этой особой форме деятельности требует от педагога осведомленности в организационных вопросах проведения конкурсов, фестивалей и знание методики подготовки учащихся. В это время необходимо уделять большое внимание индивидуальной работе с учащимися, дифференцируемой с учетом познавательных интересов и потребностей, оказывать помощь в организации подготовки и подборе литературы для творческих работ. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности личности учащегося: уровень умственного развития, личные черты характера (волевые качества, которые непосредственно отражаются на развитии ребенка), психологические особенности – динамическая сторона психической жизни: работоспособность, сосредоточенность, отвлекаемость внимания, скорость восприятия и повышенную утомляемость детей-инвалидов. В этот момент в связи с высоким эмоциональным напряжением для конкурсанта очень важна поддержка окружающих. Причем, чем больше близких людей окажут ему эмоциональную помощь, тем благотворнее это отразится на его результате.
Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. В ходе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается.
В ходе подготовки к выступлениям наших учащихся к конкурсам мы сталкиваются с рядом проблем: это отсутствие у большинства учащихся адекватной оценки своих возможностей и способностей, что приводит к напряженности, страху, неуверенности или, наоборот, к излишней самоуверенности; ограниченные контакты с нормально видящими сверстниками влекут за собой эмоциональное напряжение в ситуациях общения; боязнь незнакомого пространства вызывает чувство страха и сильное беспокойство во время выступления, которое зачастую сопровождается синдромом навязчивых движений. Для решения этих проблем необходимо расширять контакты с нормально видящими школьниками, так как положительное отношение и понимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья обществом и особенно его сверстниками оказывает огромное влияние на его эмоциональное и социальное развитие.
Участие в конкурсах, фестивалях наглядно показывает, что организация участия детей в различных конкурсах и фестивалях способствует: раскрытию интересов и способностей детей; развитию творческой и поисковой активности обучающихся; социальному развитию учеников, имеющих ограничения в здоровье.