автор: Романенко Елена Леонидовна
учитель
МБОУ СШ № 33 г.Архангельск
Методическая разработка урока. Тема: «Оборона Брестской крепости».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 33»
Методическая разработка урока.
Тема: ” Оборона Брестской крепости”.
Автор:
Романенко Елена Леонидовна
учитель математики
МБОУ СШ№33
г.Архангельск.
«Брестская крепость – земли уголок,
Точка на атласе мира.
Сколько же судеб людских и тревог
Крепость, в себя ты вместила.
С давних времен до сегодняшних дней
Ты рубежи охраняла,
В годы войны на пути нелюдей
Первой преградою стала».
Геннадий Тихонович Родионов.
Цель: развивать умения складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби, научить учиться выбирать оптимальные способы реализации поставленных целей, оценивать полученные результаты; пробуждать интерес к своим историческим корням; воспитывать у учащихся чувства патриотизма, любовь к Родине,
Задачи проведения урока – откровения по математике – истории:
Учебные:
- Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
- Углубить представления обучающихся об использовании сведений из истории.
- Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
- Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
- Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
- Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
- Формировать уважительное отношение к исторической памяти своего народа.
- Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
- Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
Принципы организации урока:
- Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
- Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
- Принцип заинтересованности (задания должны привлечь внимание визуально и по содержанию).
- Принцип соревнования (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся класса).
Ожидаемые результаты:
- Расширять представления учащихся об обороне Брестской крепости;
- Познакомить с биографией участников;
- Подтверждение, что у обучающихся имеются базовых знаний в соответствии с тематикой урока.
- Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
- Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике и истории.
- Расширение историко-научного кругозора учащихся.
- Развитие коммуникативных умений при общении с учениками.
Формы поощрения активных и успешных участников:
- Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.
Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать также, то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – откровения по математике – истории будет сегодня проходить под девизом: “Успех порождает успех!”
Подготовка: посещение классным руководителем и учащимися класса библиотеки, с целью сбора информации о Брестской крепости и ее защитников; заучивание наизусть стихотворений; создание презентации «Подвиг защитников Брестской крепости».
Форма: коллективное творческое дело.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Вид урока: урок – откровения.
Время: 45 мин.
Модель урока:
- Учитель. Вступительное слово:
– Здравствуйте, ребята!
Есть события, над которыми не властно время. Они навсегда останутся в нашей памяти. Таким событием является Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Все вы знаете, дорогие ребята, что 9 мая наш народ празднует День Победы.
Это праздник – со слезами на глазах. Потому, что нет ни одной семьи в России, которой бы ни коснулось «пламя» войны. Почти 75 лет отделяет нас от Победы в Великой Отечественной войне, но мы всегда будем помнить то героическое время, будем чтить тех, кто отдал свою жизнь за Родину. В каждой семье есть семейные фотоальбомы. Когда мы их листаем, то видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши родные люди, на чью долю выпали суровые годы Великой Отечественной войны. В их глазах надежда, что их жизнь и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков. Сегодня у нас не обычный урок. Для проведения урока класс делится на три команды. Выбираются капитаны команд и их ассистенты. Капитаны следят за порядком и дисциплиной в команде и сами активно участвуют. Что бы узнать некоторые страницы истории обороны Брестской крепости, ваша задача ответить на вопросы. И в помощь вам придет теория которую мы проходили на прошлых урока « Действия с десятичными дробями».И у меня есть помощники, которые помогут в проведении урока.
(слайд 2-3)
Тема нашего урока « Подвиг защитников Брестской крепости».
22 июня 1941года началась Великая Отечественная война. На всём протяжении западной советской границы – от Баренцева моря до Чёрного – на мирно спящий Советский Союз напал беспощадный враг. Труднее всего пришлось приграничным городам, по которым враг нанёс первый удар. Особое место в бессмертном подвиге нашего народа занимает оборона Брестской крепости.
Летом 1944года почти вся крепость лежала в развалинах. По одному виду этих страшных руин можно было судить о силе и жестокости происходивших здесь боев. Угрюмые камни, местами уже поросшие травой и кустарником, избитые пулями и осколками, казалось, впитали в себя огонь и кровь былого сражения. Как много видели эти камни и как много сумели бы рассказать, если бы произошло чудо, и они смогли заговорить. Груды развалин были полны сурового величия, словно в них до сих пор жил несломленный дух павших борцов 1941 года.
- Информационный блок: «Брестская крепость».
– Учитель: Возникает вопрос: Когда началось сооружение крепости. И какие были ее размеры. Для того, чтобы ответить на эти вопрос, каждая команда получит карточку.
1 команда.
Вопрос: Назовите месяц, когда был заложен первый камень в основании?
Вычислить: 9,78 – 7,5 + 2,72
2 команда.
Вопрос: Назовите год, когда был заложен первый камень в основании?
Вычислить: 2037,51 + 153,42 – 354,93
3команда.
Вопрос: Найдите протяжённостью главной крепостной линии?
Вычислить: 13,78 + 4,5 – 11,88
1) Ученик 1 (слайд 4) Брестская крепость — крепость в черте города Бреста в Белоруссии, где река Мухавец впадает в Западный Буг. Сооружение крепости на месте центра старого города и Брестского замка началось в 1833 году. Первый камень в основании крепости был заложен 1 июня 1836 года.
Основные строительные работы были завершены к 26 апреля 1842 года.
Крепость состояла из цитадели и трёх защищавших её укреплений общей площадью 4 км² протяжённостью главной крепостной линии 6,4 км.
С 1864 по 1888 г. крепость была модернизирована. Она была обнесена кольцом обороны в 32 км в окружности, построены Западный и Восточный форты. В 1913 году было начато строительство второго кольца укреплений, которое должно было иметь в окружности 45 км (оно так и не было завершено).
2) – Учитель: Выполняя следующее задание, мы с вами узнаем, какова была численность вооруженных сил в крепости на начало войны. И численность фашистских войск, которым был отдан приказ овладеть крепостью.
1 команда.
Вопрос: Назовите численность вооруженных сил в крепости на начало войны? (Ответ выдайте в тысячах)
Вычислить: 3,71 2,3 + 0,467
2 команда.
Вопрос: Назовите численность фашистских войск, которым был отдан приказ овладеть крепостью? (Ответ выдайте в тысячах)
Вычислить: 2,85 ∙ 5,4 + 1,61
3команда.
Вопрос: Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Только за первые 9 дней боев защитники крепости вывели из строя около большое количество солдат и офицеров противника. Сколько? (Ответ выдайте в тысячах)
Вычислить: 7,28 : 1,4 – 3,7
Проверка ответов.
Ученик 2 (слайд 5-6) : К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось:
- 8 стрелковых батальонов,
- 1 разведывательный полк,
- 1 артиллерийский полк,
- 2 артиллерийских дивизиона,
- сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии,
- подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда,
- 33-го отдельного инженерного полка,
- часть 132-го батальона конвойных войск НКВД, штабы частей, всего около 9 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).
(слайд 7-8) : С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии, в нее входило около 17 тысяч человек. По плану фашистов крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.
(слайд 9) : 22 июня в 4:15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 4:45 начался штурм.
Ученик 2 (слайд 10 ) :
Бои в крепости приняли ожесточенный, затяжной характер, которого враг никак не ожидал. Упорное героическое сопротивление советских воинов встретили немецко-фашистские захватчики на территории каждого крепостного укрепления.
На третий день защитники северной части главного вала отошли в Восточный форт. Здесь в укрытии находились семьи командиров. Всего собралось около 400 человек. Руководил обороной форта майор Гаврилов.
Ученик 2 (слайд 11):
Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Только за первые 9 дней боев защитники крепости вывели из строя около 1,5 тысяч солдат и офицеров противника. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать по 7—8 атак, причём применялись огнемёты.
– Учитель: Давайте ребята восстановим небольшую хронологию событий гибели героев Брестской крепости.
1 команда.
Вопрос: Назовите дату падения последний участок обороны Цитадели возле Трёхарочных ворот.
Вычислить: 2,62+ 48,1 ∙0,4
2 команда.
Вопрос: Назовите дату падения Восточного форта.
Вычислить: 8,12– 18,1-18,51
3команда.
Вопрос: Назовите дату, когда гитлеровцы овладели большой частью сооружений Восточного форта и захватили в плен раненых.
Вычислить: 4,52+ 19,5∙0,5
Проверка ответов.
3) Ученик3 ( слайд 12 ): 26 июня пал последний участок обороны Цитадели возле Трёхарочных ворот.
29 июня — Восточный форт
( слайд 13 ): 26 июня пошел на прорыв отряд (120 человек, в основном сержанты) во главе с лейтенантом Виноградовым. За восточную черту крепости удалось прорваться 13 воинам, но они были схвачены врагом. Пробиться смогли только отдельные малочисленные группы. Лейтенант Виноградов раненый, попал в плен.
Ученик 2 ( слайд 14-15 ): 30 июня после длительного обстрела и бомбежки, завершившихся ожесточенной атакой, гитлеровцы овладели большой частью сооружений Восточного форта, захватили в плен раненых.
В результате кровопролитных боев и понесенных потерь оборона крепости распалась на ряд изолированных очагов сопротивления. Оставшийся маленький гарнизон советских войск продолжал сражаться с необыкновенной стойкостью и упорством. Защитниками крепости также были подбиты четыре вражеских танка. Известно о гибели еще нескольких немецких танков на импровизированных минных заграждениях, установленных красноармейцами. Против гарнизона противником применялись зажигательные боеприпасы и слезоточивый газ. Не менее опасной для советских солдат и гражданских лиц, находившихся с ними (в первую очередь, жен и детей офицеров), оказалась катастрофическая нехватка еды и питья. Если расход боеприпасов удавалось компенсировать за счет уцелевших арсеналов крепости и трофейного оружия, то потребности в воде, продовольствии, медикаментах и перевязочных материалах удовлетворялись на минимальном уровне. Водоснабжение крепости было разрушено, а ручной забор воды из Мухавца и Буга был практически парализован огнем противника. Ситуация дополнительно осложнялась непрекращающейся сильной жарой.
( слайд 16 ) Даже позже 20-х чисел июля в крепости продолжали сражаться советские воины. Последние дни борьбы овеяны легендами. К этим дням относятся надписи, оставленные на стенах крепости ее защитниками:
“Умрем, но из крепости не уйдем”, “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.11.1941 г.”.
«Война такой вдавила след, и стольких в землю положила, что в 20 лет и в 40 лет живым не верится, что живы».
Константин Симонов
- Страницы памяти: «Герои Брестской крепости» (рассказы детей).
5)Ученик 1
Руководили обороной Брестской крепости:
майор П. М. Гаврилов, капитан И. Н. Зубачёв и полковой комиссар Е. М. Фомин.
( слайд 17-18 ) :Пётр Михайлович Гаврилов. (1900 – 1979)
Родился 17 (30) июня 1900 в селе Альведино Казанской губернии (ныне Республика Татарстан). В ранней юности батрачил, в 15 лет ушёл в Казань и поступил на завод чернорабочим. Участвовал в установлении Советской власти в Казани. Весной 1918 года вступил добровольцем в Красную Армию.
После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Майору Гаврилову удалось сплотить вокруг себя около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырёхствольным зенитным пулемётом. Оставшись один, 23 июля тяжело раненым он попадает в плен.
Содержался в лагерях фашисткой Германии до мая 1945 года. После освобождения из немецкого плена П. М. Гаврилова исключили из ВКП(б), ввиду утраты партбилета. Однако, восстановленный в прежнем воинском звании, осенью 1945 года он был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири, где получил несколько благодарностей по службе .
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Пётру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10807). Пётр Михайлович Гаврилов скончался в Краснодаре 26 января 1979 года.
6)Ученик 2( слайд 19 -20 ) :
Ефим Моисеевич Фомин (1909-1941). Родился в местечке Колышки Витебской области. В январе 1930 года стал коммунистом, а в марте 1932 года был направлен на партийно-политическую работу. В марте 1941 года полковой комиссар Фомин прибыл в 84-й стрелковый полк на должность заместителя командира по политической части. Войну он встретил в расположении казармы и сразу оказался в гуще событий. 24 июня Е. М. Фомин вошел в состав штаба обороны, став заместителем командира сводной группы капитана И. Н. Зубачева.
В плен попал 26 июня. По словам А.А.Виноградова: “Перед тем как пойти на прорыв, комиссар Фомин надел форму убитого рядового. В лагере военнопленных комиссара выдал немцам один солдат, и в тот же день он был расстрелян юго-восточнее Тересполя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 год. Е. М. Фомин награжден орденом Ленина посмертно.
7)Ученик 3( слайд 21 ) :
Иван Николаевич Зубачев (1898—1944) . Родился 28 февраля 1898 года в селе Подлесная Слобода Рязанской губернии в семье крестьянина. Работал кузнецом на Коломенском заводе. С немецким нападением 22 июня ввиду того, что командир полк. П. М. Гаврилов был отрезан со своим отрядом в Кобринском укреплении, возглавлял оборону на участке полка. 30 июня раненым взят в плен в развалинах штабного каземата. Умер от туберкулеза в лагере Хаммельбург 24 июля 1944 года.
8)Ученик 4 ( слайд 22 ) :
Анатолий Александрович Виноградов. Лейтенант, начальник химической службы 455-го стрелкового полка. Один из руководителей обороны на участке у Брестских ворот. Прошел фашистские концлагеря: Хаммельбург, Швейнфурт и другие. Трижды бежал из лагерей смерти. Был членом подпольной антифашистской организации пленных.
Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Пережил войну. После войны жил Вологде, и работал на заводе кузнецом.
9)Ученик 4 ( слайд 23 ) :
Петр Клыпа – двенадцатилетний воспитанник музвзвода, был самый молодым защитником крепости.
Во время обороны Брестской крепости, Петя выполнял поручения командиров, воевал рядом со старшими товарищами. Он метко стрелял, ходил в штыковые атаки. Командир, сделал мальчика связным при штабе. Каждую минуту, рискуя жизнью, Петя выполнял трудные и опасные задания. Но, не смотря на это, он всегда был весел, бодр, и один вид этого удалого мальчика поднимал дух бойцов, прибавлял им сил и отваги.
1команда.
Вопрос: Найдите, сколько дней герои Брестской крепости сковывали целую немецкую дивизию?
Решите уравнение: Х * 0,67 = 20,1
2 команда.
Вопрос: Найдите количество национальностей Советского Союза , которые были защитниками Брестской крепости.
Решите уравнение: 75: Х = 2,5
3 команда.
Вопрос: Назовите год, когда Брестской крепости присвоено звание крепость-герой?
Решите уравнение: Х : 2,5 = 786
Проверка ответов
10)Ученик 2(слайд 24)
Почти месяц герои Брестской крепости сковывали целую немецкую дивизию, большинство защитников крепости пало в бою, часть обессиленных и раненых попала в плен. Некоторым удалось пробиться к партизанам. В результате кровопролитных боев и понесенных потерь, оборона крепости была разбита на ряд изолированных очагов сопротивления.
О защите Брестской крепости, страна долгое время ничего не знала. В войсках, конечно, говорили о приграничных боях на Буге, но сам факт обороны крепости воспринимался, скорее, как легенда.
В феврале 1942 года на одном из участков фронта в районе Орла наши войска разгромили 45-ю пехотную дивизию противника. Был захвачен архив штаба дивизии. Разбирая документы, захваченные в немецком архиве, наши офицеры обратили внимание на одну любопытную бумагу. Этот документ назывался «Боевое донесение о занятии Брест-Литовска», и в нем день за днем гитлеровцы рассказывали о ходе боев за Брестскую крепость. Все факты, приводимые в этом документе, говорили об исключительном мужестве, о поразительном героизме, о необычайной стойкости и упорстве защитников Брестской крепости. Как вынужденное невольное признание врага звучали последние заключительные слова этого донесения.
11) Учитель: (слайд 25 ): (Звучит тихая музыка).
Оборона Брестской крепости – пример мужества и стойкости советского народа в борьбе за свободу и независимость Родины, яркое проявление нерушимого единства народов СССР.
Защитники крепости – воины более чем 30 национальностей Советского Союза до конца выполнили свой долг перед Родиной, совершили один из величайших подвигов советского народа в истории Великой Отечественной войны.
(слайд 26): 8 мая 1965года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой.
(слайд 27): С 1971 БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ является мемориальным комплексом. На территории крепости выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.
9 мая наш народ празднует День Победы. Будут фейерверки, салюты, парады. Но миллионы наших соотечественников жизнью заплатили за эту победу.
12). Ученики читают стихотворение. (автор стихот. Мохонько Борис) ( слайд 27)
- Туман ночной ещё стоял над Бугом.
Солдаты спят и видят свои сны.
Им ничего не предвещало этим утром,
Что немцы перейдут границу их страны.
Враг затаился, ждал начала наступленья,
Все в напряжении смотрели на часы.
И вдруг ракета засветилась в небе,
Сигнал был дан к началу необъявленной войны.
- Солдатский сон был прерван от разрывов,
Огонь по крепости вели и с неба, и земли.
С Германии пришло на нашу землю иго,
И начались для всех кровопролитные бои.
Солдаты крепость все геройски защищали,
И днём и ночью шли горячие бои.
«Родина, прощай! на стенах написали,
Свой долг исполнят до конца сыны твои.
- В живых остался лишь майор Гаврилов,
Он, раненый, сражался до конца.
Его геройство даже немцев удивило,
И поразило мужество бойца.
Проходят годы, люди подвиг помнят,
Минутою молчанья отдают им честь.
Здесь каждый год День Памяти проходит,
И в этом благодарность поколений есть.
- Подведение итогов (рефлексия) Звучит музыка из кинофильма «Брестская крепость». (Слайд 28-29)
- Какие впечатления произвели на вас исторические факты, которые звучавшая на уроке? Какими чувствами наполнилась душа?
- Какие качества в себе нужно воспитывать?
- Определите и сформулируйте главный нравственный вопрос, стоящий перед человечеством?
- Какие правила, мы повторили из математики?
- Чем вам заполнился урок?
- Что на ваш взгляд было особенно ценным на уроке?
Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью.
Мы верим, на веки народ сохранит
Бессмертную славу героев….»
Домашнее задание:
(слайд 30)
- https://yandex.ru/images/search?rp