автор: Романенко Елена Леонидовна
учитель
МБОУ СШ № 33 г.Архангельск

Методическая разработка урока. Тема: «Оборона Брестской крепости».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 33»

Методическая разработка урока.

Тема: ” Оборона Брестской крепости”.

Автор:

Романенко Елена Леонидовна

учитель математики

                                                                                                                       МБОУ СШ№33

             

г.Архангельск. 

 «Брестская крепость – земли уголок,

Точка на атласе мира.

Сколько же судеб людских и тревог

Крепость, в себя ты вместила.

С давних времен до сегодняшних дней

Ты рубежи охраняла,

В годы войны на пути нелюдей

Первой преградою стала».

Геннадий Тихонович Родионов.

Цель:  развивать умения складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби, научить учиться выбирать оптимальные способы реализации поставленных целей, оценивать полученные результаты; пробуждать интерес к своим историческим корням; воспитывать у учащихся чувства патриотизма, любовь к Родине, 

Задачи проведения урока – откровения по математике – истории:

Учебные:

  1. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
  2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из истории.
  3. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
  2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
  3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

Воспитательные: 

  1. Формировать уважительное отношение к исторической памяти своего народа.
  2. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
  3. Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.

Принципы организации урока:

  1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
  2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
  3. Принцип заинтересованности (задания должны привлечь внимание визуально и по содержанию).
  4. Принцип соревнования (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся класса).

Ожидаемые результаты:

  1. Расширять представления учащихся об обороне Брестской крепости; 
  2. Познакомить с биографией участников;
  3. Подтверждение, что у обучающихся имеются базовых знаний в соответствии с тематикой урока.
  4. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
  5. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике и истории.
  6. Расширение историко-научного кругозора учащихся.
  7. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками.

Формы поощрения активных и успешных участников:

  1. Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.

Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать также, то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – откровения по математике – истории будет сегодня проходить под девизом: “Успех порождает успех!”

Подготовка:  посещение классным руководителем и учащимися   класса библиотеки, с целью сбора информации о Брестской крепости и ее защитников; заучивание наизусть стихотворений; создание презентации «Подвиг защитников Брестской крепости».

Форма: коллективное творческое дело.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Вид урока: урок – откровения.

Время: 45 мин.

Модель урока:

  1. Учитель. Вступительное слово:

Здравствуйте, ребята! 

Есть события, над которыми не властно время. Они  навсегда останутся в нашей памяти. Таким событием является Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Все вы знаете, дорогие ребята, что 9 мая наш народ празднует День Победы. 

Это праздник – со слезами  на глазах. Потому, что нет ни одной семьи в России, которой бы ни коснулось «пламя» войны. Почти 75 лет отделяет нас от Победы в Великой Отечественной войне, но  мы  всегда будем помнить то героическое время, будем чтить тех, кто отдал свою жизнь за Родину.   В каждой семье есть семейные фотоальбомы. Когда мы их листаем, то видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши родные люди, на чью долю выпали суровые годы Великой Отечественной войны. В их глазах надежда, что их жизнь и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков. Сегодня у нас не обычный урок. Для проведения урока класс делится на три команды.  Выбираются капитаны команд и их ассистенты. Капитаны следят за порядком и дисциплиной в команде и сами активно участвуют. Что бы узнать некоторые страницы истории обороны Брестской крепости, ваша задача ответить на вопросы. И в помощь вам придет теория которую мы проходили на прошлых урока « Действия с десятичными дробями».И у меня есть помощники, которые помогут в проведении урока. 

(слайд 2-3)

Тема нашего урока « Подвиг защитников Брестской крепости».

22 июня 1941года  началась Великая Отечественная война. На всём протяжении западной советской границы – от Баренцева моря до Чёрного – на мирно спящий Советский Союз напал беспощадный враг. Труднее всего пришлось приграничным городам, по которым враг нанёс первый удар. Особое место в бессмертном подвиге нашего народа занимает оборона Брестской крепости.

Летом 1944года почти вся крепость лежала в развалинах. По одному виду этих страшных руин можно было судить о силе и жестокости происходивших здесь боев. Угрюмые камни, местами уже поросшие травой и кустарником, избитые пулями и осколками, казалось, впитали в себя огонь и кровь былого сражения. Как много видели эти камни и как много сумели бы рассказать, если бы произошло чудо, и они смогли заговорить. Груды развалин были полны сурового величия, словно в них до сих пор жил несломленный дух павших борцов 1941 года. 

  1. Информационный блок: «Брестская крепость».

–  Учитель: Возникает вопрос: Когда началось сооружение крепости. И какие были ее размеры. Для того, чтобы ответить на эти вопрос, каждая команда получит карточку.

1 команда. 

Вопрос: Назовите месяц, когда был заложен первый камень в основании?

Вычислить:  9,78 –  7,5 + 2,72

2 команда. 

Вопрос: Назовите год, когда был заложен первый камень в основании?

Вычислить:  2037,51 + 153,42 – 354,93

3команда. 

Вопрос: Найдите протяжённостью главной крепостной линии?

Вычислить:  13,78 + 4,5 – 11,88

1)  Ученик 1 (слайд 4)   Брестская крепость — крепость в черте   города Бреста в Белоруссии, где река Мухавец   впадает в Западный Буг. Сооружение крепости на месте центра старого   города и Брестского замка началось в 1833 году. Первый камень в основании  крепости был заложен 1 июня 1836 года

Основные строительные работы были завершены   к 26 апреля 1842 года. 

 Крепость состояла из цитадели и трёх защищавших её укреплений общей площадью 4 км² протяжённостью главной крепостной линии 6,4 км.

С 1864 по 1888 г. крепость была модернизирована.   Она была обнесена кольцом обороны в 32 км в окружности, построены Западный и Восточный форты. В 1913 году было начато строительство второго кольца укреплений, которое должно было иметь в окружности 45 км (оно так и не было завершено). 

2)  –  Учитель: Выполняя следующее задание, мы с вами узнаем, какова была численность вооруженных сил в крепости на начало войны.  И численность фашистских войск, которым был отдан приказ овладеть крепостью.

1 команда. 

Вопрос: Назовите численность вооруженных сил в крепости на начало войны? (Ответ выдайте в тысячах)

Вычислить:  3,71 2,3 + 0,467

2 команда. 

Вопрос: Назовите численность фашистских войск, которым был отдан приказ овладеть крепостью? (Ответ выдайте в тысячах)

Вычислить:  2,85 5,4 + 1,61

3команда. 

Вопрос:  Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Только за первые 9 дней боев защитники крепости вывели из строя около большое количество солдат и офицеров противника. Сколько? (Ответ выдайте в тысячах)

Вычислить: 7,28 : 1,4 – 3,7

Проверка ответов.

Ученик 2 (слайд 5-6) :   К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось: 

  • 8 стрелковых батальонов, 
  • 1 разведывательный полк, 
  • 1 артиллерийский полк, 
  • 2 артиллерийских дивизиона,
  •  сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии,
  •  подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 
  • 33-го отдельного инженерного полка, 
  • часть 132-го батальона конвойных войск НКВД, штабы частей, всего около 9 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).

(слайд 7-8) : С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии, в нее входило около 17 тысяч человек.  По плану фашистов крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны. 

(слайд 9) :   22 июня в 4:15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону.    В 4:45 начался штурм. 

Ученик 2 (слайд  10 ) :

Бои в крепости приняли ожесточенный, затяжной характер, которого враг никак не ожидал.   Упорное героическое сопротивление советских воинов встретили немецко-фашистские захватчики на территории каждого крепостного укрепления. 

На третий день защитники северной части главного вала отошли в Восточный форт. Здесь в укрытии находились семьи командиров.  Всего собралось около 400 человек. Руководил обороной форта майор Гаврилов.

Ученик 2 (слайд 11):

Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Только за первые 9 дней боев защитники крепости вывели из строя около 1,5 тысяч солдат и офицеров противника.  Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать по 7—8 атак, причём применялись огнемёты. 

– Учитель: Давайте ребята восстановим небольшую хронологию событий гибели героев Брестской крепости.

1 команда. 

Вопрос: Назовите дату падения последний участок обороны Цитадели возле  Трёхарочных ворот.

Вычислить:  2,62+ 48,1 ∙0,4

2 команда. 

Вопрос: Назовите дату падения Восточного форта.

 Вычислить:  8,12– 18,1-18,51

3команда. 

Вопрос:  Назовите дату, когда  гитлеровцы овладели большой частью сооружений Восточного форта и захватили в плен раненых.

Вычислить:  4,52+ 19,5∙0,5

Проверка ответов.

3) Ученик3  ( слайд 12 ):  26 июня пал последний участок обороны Цитадели возле  Трёхарочных ворот.

 29 июня — Восточный форт 

( слайд 13 ):  26 июня   пошел на прорыв отряд (120 человек, в основном сержанты) во главе с лейтенантом Виноградовым.   За восточную черту крепости удалось прорваться 13 воинам, но они были схвачены врагом. Пробиться смогли только отдельные малочисленные группы.   Лейтенант  Виноградов раненый, попал в плен.

Ученик 2 ( слайд 14-15 ):  30 июня после длительного обстрела и бомбежки, завершившихся ожесточенной атакой, гитлеровцы овладели большой частью сооружений Восточного форта, захватили в плен раненых.

 В результате кровопролитных боев и понесенных потерь оборона крепости распалась на ряд изолированных очагов сопротивления.  Оставшийся маленький  гарнизон  советских войск продолжал сражаться с необыкновенной  стойкостью и упорством. Защитниками крепости также были подбиты четыре вражеских танка. Известно о гибели еще нескольких немецких танков на импровизированных минных заграждениях, установленных красноармейцами. Против гарнизона противником применялись зажигательные боеприпасы и слезоточивый газ. Не менее опасной для советских солдат и гражданских лиц, находившихся с ними (в первую очередь, жен и детей офицеров), оказалась катастрофическая нехватка еды и питья. Если расход боеприпасов удавалось компенсировать за счет уцелевших арсеналов крепости и трофейного оружия, то потребности в воде, продовольствии, медикаментах и перевязочных материалах удовлетворялись на минимальном уровне. Водоснабжение крепости было разрушено, а ручной забор воды из Мухавца и Буга был практически парализован огнем противника. Ситуация дополнительно осложнялась непрекращающейся сильной жарой.  

( слайд 16 )  Даже позже 20-х чисел июля в крепости продолжали сражаться советские воины. Последние дни борьбы овеяны легендами. К этим дням относятся надписи, оставленные на стенах крепости ее защитниками: 

“Умрем, но из крепости не уйдем”,         “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.11.1941 г.”. 

«Война такой вдавила след, и стольких в землю положила, что в 20 лет и в 40 лет живым не верится, что живы».

Константин Симонов

  1. Страницы памяти: «Герои Брестской крепости»  (рассказы детей). 

5)Ученик 1

Руководили обороной Брестской   крепости:

     майор П. М. Гаврилов,  капитан И. Н. Зубачёв и полковой комиссар Е. М. Фомин. 

( слайд 17-18 ) :Пётр Михайлович Гаврилов. (1900 – 1979) 

Родился 17 (30) июня 1900 в селе Альведино  Казанской губернии (ныне Республика Татарстан).  В ранней юности батрачил, в 15 лет ушёл в Казань и поступил на завод чернорабочим.    Участвовал в установлении Советской власти в Казани. Весной 1918 года вступил добровольцем в Красную Армию. 

После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Майору Гаврилову удалось сплотить вокруг себя около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырёхствольным зенитным пулемётом.  Оставшись один, 23 июля тяжело раненым он попадает в плен. 

Содержался в лагерях фашисткой Германии  до мая 1945 года.  После освобождения из немецкого плена П. М. Гаврилова исключили из ВКП(б), ввиду утраты партбилета.   Однако, восстановленный в прежнем воинском звании, осенью 1945 года он был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири, где получил несколько благодарностей по службе . 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Пётру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10807). Пётр Михайлович Гаврилов скончался в Краснодаре 26 января 1979 года. 

6)Ученик 2( слайд 19 -20  ) :

Ефим Моисеевич Фомин (1909-1941). Родился в местечке Колышки Витебской области.   В январе 1930 года стал коммунистом, а в марте 1932 года был направлен на партийно-политическую работу.   В марте 1941 года полковой комиссар Фомин прибыл в 84-й стрелковый полк на должность заместителя командира по политической части.  Войну он встретил в расположении казармы и сразу оказался в гуще событий.  24 июня Е. М. Фомин вошел в состав штаба обороны, став заместителем командира сводной группы капитана И. Н. Зубачева. 

В плен попал 26 июня. По словам А.А.Виноградова: “Перед тем как пойти на прорыв, комиссар Фомин надел форму убитого рядового. В лагере военнопленных комиссара выдал немцам один солдат, и в тот же день он был расстрелян юго-восточнее Тересполя.   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 год.    Е. М. Фомин награжден   орденом Ленина  посмертно. 

7)Ученик 3( слайд   21 ) :

Иван Николаевич Зубачев (1898—1944) . Родился 28 февраля 1898 года в селе Подлесная Слобода Рязанской губернии в семье крестьянина. Работал кузнецом на Коломенском заводе.  С немецким нападением 22 июня ввиду того, что командир полк. П. М. Гаврилов был отрезан со своим отрядом в Кобринском укреплении, возглавлял оборону на участке полка. 30 июня раненым взят в плен в развалинах штабного каземата. Умер от туберкулеза в лагере Хаммельбург 24 июля 1944 года.

8)Ученик 4 ( слайд 22   ) :

Анатолий Александрович Виноградов. Лейтенант, начальник химической службы 455-го стрелкового полка. Один из руководителей обороны на участке у Брестских ворот.   Прошел фашистские концлагеря: Хаммельбург,  Швейнфурт и другие. Трижды бежал из лагерей смерти. Был членом подпольной антифашистской организации пленных. 

 Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Пережил войну. После войны жил Вологде, и работал на заводе кузнецом. 

9)Ученик 4 ( слайд   23 ) :

Петр Клыпа – двенадцатилетний воспитанник  музвзвода, был самый молодым защитником крепости. 

Во время обороны Брестской крепости, Петя выполнял поручения командиров, воевал рядом со старшими товарищами. Он метко стрелял, ходил в штыковые атаки. Командир, сделал мальчика связным при штабе. Каждую минуту, рискуя жизнью, Петя выполнял трудные и опасные задания. Но, не смотря на это, он всегда был весел, бодр, и один вид этого удалого мальчика поднимал дух бойцов, прибавлял им сил и отваги.

1команда. 

Вопрос: Найдите, сколько дней герои Брестской крепости сковывали целую немецкую дивизию?

Решите уравнение:  Х * 0,67 = 20,1

2 команда. 

Вопрос: Найдите количество национальностей Советского Союза , которые были защитниками Брестской крепости.

Решите уравнение:  75: Х = 2,5

3 команда. 

Вопрос: Назовите год, когда Брестской крепости присвоено звание крепость-герой?

Решите уравнение: Х : 2,5 = 786

Проверка ответов

10)Ученик 2(слайд   24) 

Почти месяц герои Брестской крепости сковывали целую немецкую дивизию, большинство защитников крепости пало в бою, часть обессиленных и раненых попала в плен. Некоторым удалось пробиться к партизанам. В результате кровопролитных боев и понесенных потерь, оборона крепости была разбита  на ряд изолированных очагов сопротивления. 

О защите Брестской крепости, страна долгое время ничего не знала. В войсках, конечно, говорили о приграничных боях на Буге, но сам факт обороны крепости воспринимался, скорее, как легенда. 

В феврале 1942 года на одном из участков фронта в районе Орла наши войска разгромили 45-ю пехотную дивизию противника. Был захвачен архив штаба дивизии. Разбирая документы, захваченные в немецком архиве, наши офицеры обратили внимание на одну любопытную бумагу. Этот документ назывался «Боевое донесение о занятии Брест-Литовска», и в нем день за днем гитлеровцы рассказывали о ходе боев за Брестскую крепость. Все факты, приводимые в этом документе, говорили об исключительном мужестве, о поразительном героизме, о необычайной стойкости и упорстве защитников Брестской крепости. Как вынужденное невольное признание врага звучали последние заключительные слова этого донесения.

11)  Учитель:   (слайд 25 ):  (Звучит тихая музыка).

Оборона Брестской крепости – пример мужества и стойкости советского народа в борьбе за свободу и независимость Родины, яркое проявление нерушимого единства народов СССР. 

Защитники крепости – воины более чем 30 национальностей Советского Союза  до конца выполнили свой долг перед Родиной, совершили один из величайших подвигов советского народа в истории Великой Отечественной войны. 

(слайд  26):   8 мая 1965года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. 

(слайд 27):  С 1971 БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ является мемориальным  комплексом.  На территории крепости выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости. 

9 мая наш народ празднует День Победы. Будут фейерверки, салюты, парады. Но миллионы наших соотечественников жизнью заплатили за эту победу. 

12). Ученики читают стихотворение. (автор стихот. Мохонько Борис) ( слайд   27)

  1. Туман ночной ещё стоял над Бугом.
    Солдаты спят и видят свои сны.
    Им ничего не предвещало этим утром,
    Что немцы перейдут границу их страны.

Враг затаился, ждал начала наступленья,
Все в напряжении смотрели на часы.
И вдруг ракета засветилась в небе,
Сигнал был дан к началу необъявленной войны.

  1. Солдатский сон был прерван от разрывов,
    Огонь по крепости вели и с неба, и земли.
    С Германии пришло на нашу землю иго,
    И начались для всех кровопролитные бои.

Солдаты крепость все геройски защищали,
И днём и ночью шли горячие бои.
«Родина, прощай! на стенах написали,
Свой долг исполнят до конца сыны твои.

  1. В живых остался лишь майор Гаврилов,
    Он, раненый, сражался до конца.
    Его геройство даже немцев удивило,
    И поразило мужество бойца.

Проходят годы, люди подвиг помнят,
Минутою молчанья отдают им честь.
Здесь каждый год День Памяти проходит,
И в этом благодарность поколений есть.

  1. Подведение итогов (рефлексия) Звучит музыка из кинофильма «Брестская крепость». (Слайд 28-29)
  1. Какие впечатления произвели на вас исторические факты, которые звучавшая на уроке? Какими чувствами наполнилась душа?
  2. Какие качества в себе нужно воспитывать?
  3. Определите и сформулируйте главный нравственный вопрос, стоящий перед человечеством? 
  4. Какие правила, мы повторили из математики?
  5. Чем вам заполнился урок?
  6. Что на ваш взгляд было особенно ценным на уроке?

Разбитая крепость над Бугом   стоит,

В ней камни, омытые кровью.

Мы верим, на веки народ сохранит

Бессмертную славу героев….»

Домашнее задание: 

(слайд 30)

  1. https://yandex.ru/images/search?rp

 

Методическая разработка урока. Тема: «Оборона Брестской крепости».