автор: Романюк Ирина Сергеевна

преподаватель теоретических дисциплин

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОЛЬФЕДЖИО В 3 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВНЫХ  ТРЕЗВУЧИЙ ЛАДА»

преподавателя теоретического отделения

Романюк Ирина Сергеевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Рощинская школа искусств

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: фортепиано, задания на доске, тестовые задания, схемы,  наглядные пособия, цветные магниты, инструменты : бубен, ложки, маракасы.

Методы: анализ, сравнение, исследование, обобщение, наглядно-демонстрационный, поисковый.

Формы работы: диктант, слуховой анализ, чтение с листа, интонационные упражнения в тональности, построения на фортепиано, подбор аккомпанемента, практическое задание, жанровые вариации.

План урока:

Новая тема с закреплением;

Пение домашних номеров наизусть, чтение примеров  с листа;

Подбор аккомпанемента к мелодии;

Жанровые вариации;

Музыкальный диктант;

Домашнее задание.

Ход урока:

1)  Повторение изученной ранее темы “Обращение интервалов”, затем презентация новой темы “Обращение трезвучий главных ступеней”.

Обращение – это перенос верхнего звука на октаву вниз или нижнего звука на октаву вверх.

Преподаватель, используя  цветные магнитики (зеленого  и  красного цвета ) показывает на схеме и на нотном стане варианты перемещения звуков при обращении интервалов. Ученики вместе с педагогом определяют, что интервал имеет одно обращение.

После этого рассматриваем трезвучие и выясняем  сколько обращений оно имеет. Педагог с помощью  цветных магнитиков зеленого,  желтого и  красного цвета (используем аналогию со светофором) показывает на схеме и на нотном стане варианты перемещения звуков при обращении трезвучий. При перемещении одного из крайних звуков трезвучия на октаву вверх или вниз, образуются новые аккорды-обращения, состоящие из тех же звуков, но расположенные в другом порядке.

Учащиеся записывают на доске и в тетрадях трезвучие с обращениями от нот До, Фа, Соль.

Педагог предлагает  определить отличия представленных  аккордов  друг от друга, исследовав интервальную составляющую. Ученики выясняют, что трезвучие состоит из двух терций; первое обращение трезвучия  – из терции и кварты; второе обращение трезвучия – из кварты и терции.

-Таким образом, в составе обращений появляется чистая кварта, которая расположена сверху или снизу терции. Крайние звуки секстаккорда и квартсекстаккорда составляют сексту.

Ученики повторяют и запоминают определение обращений трезвучия:

первое обращение называется  секстаккорд (Т6);

второе обращение – квартсекстаккорд (Т64).

Субдоминантовое и доминантовое трезвучие обращаются аналогичным образом.

Для  закрепления темы  “Обращение трезвучий” сыграем, а затем споем  обращения тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий в тональности Соль мажор, Ре мажор и Ми-бемоль мажор. Затем учащимся предлагается из аккордовой последовательности, записанной на доске, найти и подписать трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды.

3) Работа в тональности Ми бемоль мажор. На нарисованной клавиатуре на доске один из учащихся показывает тонику тональности Ми бемоль мажор и вспоминает ключевые знаки: си бемоль, ми бемоль и ля бемоль. Учащиеся хором поют гамму по тетрахордам, устойчивые и неустойчивые звуки с разрешением, вводные звуки, опевание устойчивых ступеней, главные трезвучия лада. Поют ступени, указанные педагогом  по столбице, затем определяют ступени на слух.

Предварительно проанализировав, ученики поют домашние №№ 235, 237, 295 наизусть и читают с листа предложенные примеры индивидуально и хором.

4) Подбор аккомпанемента к мелодии. К выученному дома №295 предлагается подобрать аккомпанемент в тональности Фа мажор. Используются тоническое и доминантовое трезвучия.

5)  Выполнение жанровых вариаций. Нужно изменить ритмический рисунок польки таким образом, чтобы получились ритмические группы в размерах 4/4(марш) и 3/4(вальс). Выписанные мелодии ученики играют на фортепиано и сольфеджируют с тактированием.

6) Диктант № 117 (украинская народная песня, сб. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ).

Пояснение для присутствующих педагогов. Для записи этого диктанта лучше практиковать синтез формы диктанта с предварительным анализом с элементами эскизного диктанта. Словесный анализ мелодии перед записью диктанта помогает ученикам сосредоточиться, осознать образец для записи. Прослушав двукратно диктант, учащиеся определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер и структуру (определяется наличие повторяющихся элементов, предложений),  анализируют ритмические или интонационные трудности образца, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор отводится 5 минут, после чего диктант проигрывается еще раз, и учащиеся приступают к самостоятельной работе. Полезно начинать запись с разных мест –  с каденции, со второго предложения, с отдельных мотивов. Учащимся предлагается разделить нотную строку на соответствующее число тактов и затем вписывать в них отдельные фразы примера. Ученик  вначале  записывает фрагменты, которые он лучше запомнил, а потом дописывает остальное. Это помогает ученикам охватить мелодию в целом. После проверки весь класс поет диктант с названием звуков и с дирижированием, отдельные учащиеся проигрывают диктант на фортепиано. Т.к. в диктанте присутствует своеобразный  изысканный ритмический рисунок, полезно пропеть диктант хором с ритмическим аккомпанементом, используя бубен, ложки и другие шумовые инструменты.

В заключении ученики делятся на 3 группы для работы с ритмическим двухголосием: 1-я группа с ложками начинает соло, 2-я группа вступает с тактовым опозданием, ученик с бубном отбивает сильные доли, учащиеся с маракасами подчеркивают каждую долю такта, остальные хором поют мелодию песни.

7)  Домашнее задание.

Рабочая тетрадь Фролова Ю. выполнить задание на стр. 39, № 85, 86.

Играть и петь трезвучия с обращениями в тональностях до 3-х знаков.

Диктант играть и петь наизусть  в Фа,  Ре и Соль мажоре. Простучать ритмический рисунок с тактированием.

Список использованной литературы:

  1. Е.Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для 3 класса. Москва. Музыка. 2006.
  2. Фролова Ю. Рабочая тетрадь по сольфеджио.3 класс.  Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2006.
  3. Фролова Ю. Сольфеджио. 3 класс.- Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003.
Открытый урок по сольфеджио в 3 классе по теме “Обращение главных трезвучий лада”