автор: Ромчак Ангелина Алексеевна

Учитель-логопед МАДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 7 “Сказка”

ИНДИВИДУАЛЬНО – ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ ДОУ

Ромчак Ангелина Алексеевна

Учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка» г. Курчатов Курской области

ИНДИВИДУАЛЬНО – ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ ДОУ

Одна из главных особенностей логопедической работы в ДОУ- это построить свою коррекционную работу с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к  каждому ребенку. Выявить особенности высшей нервной деятельности конкретного ребенка, причины и механизмы, симптоматику речевого нарушения, структуру речевого дефекта, возрастные и прочие  индивидуальные особенности.

Как правило, дети с речевыми нарушениями составляют повышенный уровень тревожности, плохо приспосабливаются к социальной среде детского сада, не сразу идут на контакт. Такое поведение в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.

Дети одного возраста, находясь в общеразвивающей группе, отличаются как по уровню развития речи, так и по выраженности и патогенезу других психических функций.

Как может логопед осуществить индивидуально-личностный подход в рамках логопункта ДОУ?

Чтобы достичь положительных результатов в коррекции звукопроизношения у детей, нужно правильно организовать коррекционную работу и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребенка. Анализ анамнестических сведений, содержащийся в медицинских картах детей и полученный в результате опроса родителей,  служит основой для получения общей картины причин и механизма нарушений речи у ребенка.

Логопедическое обследование проводится в индивидуальной форме; на момент начала учебного года и в его конце. Результаты обследования заносятся в речевую карту, для того чтобы проследить динамику развития речи данного ребенка. Фиксируются все результаты коррекционной работы за год – анализ, динамика речевого развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другими детьми, что так же характерно для личностно-ориентированной системы обучения.

На основе обследования всех сторон развития, составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка, с учетом программных требований, структуры и особенностей речевого дефекта. Проводится деление детей на подгруппы и индивидуально, что позволяет в дальнейшем реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию логопедических занятий.

Мы пришли к выводу, что логопедические занятия следует, начинаю с простой беседы с ребенком. О том, как он провел лето, что ему запомнилось. Нужно выяснить, чем ребенок увлекается, какие сказки, и мультики он любит. Постараться расположить к себе,  рассказывая о том, как Вы провели лето и чем Вы увлекаетесь. Плавно переходя к объяснению кто такой логопед; обследование детей вторых младших групп происходит как правило впервые и дети еще небыли знакомы с логопедом. Обязательно проговорить каких результатов ребенок сможет достичь, если будет приходить на Ваши занятия.

Таким образом, Вы сможете расположить детей к себе, и определите, как Вам построить наиболее продуктивнее индивидуальную работу с каждым ребенком.

Традиционные этапы коррекции звукопроизношения, изложенные в книге Т.В Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной «Основы логопедии» мы строим непременно исходя из личностных интересов каждого ребенка.

Наша работа начинается с  артикуляционной гимнастики. Логопункт посещают дети 5-7 лет, они уже достаточно взрослые для «сказок о веселом язычке». По этому, иногда можно превращать наш язык в любимых герое и делать гимнастику вместе с ними.

Далее с учетом индивидуальных особенностей и структурой дефекта речи ребенка, подбираются методы и способы постановки правильного звукопроизношения.

Стараясь обыграть как можно креативнее и интереснее постановку звуков зондами, мы говорим ребенку, что это волшебные палочки логопеда, и они непременно научат его правильно говорить.

После успешного овладения навыками правильного звукопроизношения  так же, с учетом индивидуально – личностного подхода, подбираются варианты автоматизации и дифференциации звуков.

Индивидуальные или подгрупповые занятия можно строить с использованием различных современных приемов и пособий. Дети очень любят ИКТ на логопедических занятиях,  и это несет за собой непосредственное развитие личностных интересов ребенка. Что в свою очередь влияет на успешное закрепление полученных навыков в речи.

При закреплении  правильного звукопроизношении в разговорной речи у детей, особое место занимает самоконтроль. Логопед, зная уже  подходы к каждому ребенку, может наиболее доступнее объяснить ему, как сделать, так что бы приобретённый красивый и правильный звук не «потерялся» в речи.

После такой интересной, правильно подобранной индивидуальной работы у логопата останется только положительные впечатления и воспоминания о логопеде.

Таким образом, можно выстраивать коррекцию звукопроизношения на логопункте с учетом всех индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и достичь положительных результатов.

 

Литература

  1. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии» – М.: Просвещение, 1989г.
  2. В.М. Акименко «Новые логопедические технологии» Ростов н/Д: Феникс, 2008г.
  3. В.М. Акименко «Исправление звукопроизношнния у детей» Ростов н/Д: Феникс, 2008г.

 

ИНДИВИДУАЛЬНО – ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ ДОУ