автор: Роскошная Алла Николаевна
педагог-психолог
СП ОГБУ «БРЦ ПМСС» МЦ ПППД Ракитянского и Краснояружского районов

Методы коррекции страхов и тревоги у детей и подростков

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ

ТРЕВОГИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Аннотация. В статье разграничивается понятие «страх» и «тревожность». Описаны симптомы тревоги, приведены виды возрастных страхов, особенности реагирования родителей на них. Рассмотрены техники расслабления, приемы и упражнения, направленные на снижение тревоги и страхов у детей и подростков.

Ключевые слова: тревога, страх, эмоциональная неустойчивость. 

 

Состояние тревоги, паники, страха известно многим людям в независимости от возрастных особенностей. Увеличение количества информации, связанной с ведением СВО позволяет говорить об увеличении людей у которых проявляются признаки эмоциональной неустойчивости, страха перед своим будущим и тревоги как личностного фактора. 

К симптомам тревоги можно отнести такие личностные проявления как –  плаксивость, замкнутость, коммуникативные трудности, психосоматические проявления, потребность в дополнительной помощи значимых людей, реже – агрессия, повышенная двигательная активность. Необходимо разграничивать такие понятия как «страх» и «тревожность». Тревога в отличии от страха имеет размытый характер. Мы зачастую можем назвать причину нашего страха (темнота, пауки, собаки и т.д.), а вот тревога – это абстрактное понятие. Мы опасаемся чего-то, но не можем дать этому конкретное название. Ощущения и последствия есть, а сама причина скрыта от нас.

Возникновение страхов связано с интенсивным развитием эмоциональной сферы человека. Ребенок рождается бесстрашным и в процессе развития приобретает свой набор «страхов». Как правило, для каждого возрастного периода характерны «свои» страхи. Основные виды возрастных страхов: 

– в 2-3 года конкретные страхи: страх врача, страх любого чужого человека (около 8 месяцев дети могут реагировать страхом на чужие лица, а девочки на чужих мужчин);

– в 3-5 лет появляются иррациональные страхи: темноты, одиночества, Бабы Яги, Страшного-Ужасного-Копошащегося в углу (появление иррациональных страхов-показатель развития);

– в 6-8 лет – страх своей и чужой смерти; 

– в 8-10 лет страх сделать что-то не так, не соответствовать чему-то, не отвечать требованиям, быть не таким; 

– в подростковом возрасте страхи чаще всего связаны с межличностными взаимоотношениями, своего будущего и т.д.

Страх динамичен и изменчив и зависит от реакции значимых близких. Правильная реакция значимых людей на проявление конкретного страха или тревоги способна ослабить их проявление на личность ребенка. Важно помнить и детям, и взрослым: испытывать страх не стыдно, все люди в определенных ситуациях его испытывают. Справиться с негативными эмоциональными реакциями помогает выбор осознанной позиции личностью: «Я управляю» или «Мной управляют». Четкая, уверенная позиция родителя в том, что «мы» справимся «вместе» помогает детям не поддаваться панике, а конструктивно работать над своим эмоциональным состоянием. Осознанность (я знаю, что происходит со мной), знания (что и как делать) и сама активность личности в этом плане повышают эффективность работы, а также способствуют повышению адаптивных качеств личности, эмоциональной стабильности личности в целом. 

Работа педагога-психолога в данном направлении может строится в нескольких формах (индивидуальной, групповой). В зависимости от формы работы используют разные виды деятельности (коррекционно-развивающую или просветительскую). Просвещение родителя дает нам больший охват детей и уверенность в том, что в нужный для ребенка момент родитель сможет оказать поддерживающую помощь своему ребенку, даже если это будет выражаться только в перенаправлении ребенка к специалисту. Обучать родителей целесообразно простым и универсальным приемам, которые они могут вспомнить и применить в отношении себя и своих близких в нужной ситуации. Это техники саморелаксации (пример: дыхание по квадрату и т.п.); осознанности поведения (что вижу, что слышу и т.п.). Индивидуальная работа строиться в зависимости от конкретной ситуации и возрастных особенностей ребенка. 

Примеры упражнений, которые способствуют снижению напряжения, осознанности поведения и контроля над своим поведением:

Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»

Инструкция: пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так… (Покажите детям эту позу.) А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными… Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом… (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой… Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины… Теперь стряхните воду с волос… Теперь – с верхней части ног и ступней…

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания

  1. Делаем неглубокий вздох через нос. 
  2. Во время вдоха, как «воздушный шарик», живот надувается. 
  3. Плавно, без пауз готовимся к выдоху. 
  4. Выдох длительный через слегка приоткрытый рот.
  5. Выдох длиннее вдоха в 2 раза. 
  6. Равномерно распределить струю вдоха на всю длину. 
  7. Живот возвращается в исходное положение – «шарик сдувается». 

Дыхание на 12 счетов:

1, 2, 3, 4 – долгий вдох, 5, 6, 7, 8 – задержка дыхания, 9, 10, 11, 12 – медленный выдох. Повтор 3- 4 раза. 

Классическая десенсибилизация (от 8 лет)

Данный метод используется при наличии конкретного страха. 

Учим детей сначала достигать расслабления с помощью дыхательных упражнений (мышечной релаксации – подростковый возраст).

Когда ребёнок спокон, мы просим его представить ситуацию: 

  1. Полного спокойствия. 
  2. После этого представляют ситуацию минимальной тревоги. 
  3. После представления ситуации с минимальной тревогой, если спокойствие сохраняется, представляется ещё более тревожная ситуация, если ребёнок ощущает дискомфорт, делают дыхательные упражнения и возвращаются к представлению спокойной ситуации. 

Сессия должна закончиться на состоянии спокойствия. Продолжительность от 15 до 30 мин. 

В зависимости от возраста. 

Правила: 

– ситуация подбирается вместе с клиентом;

– переходим к следующему этапу, когда у клиента ослабеет тревога. «Насколько вы чувствуете тревогу?», если 20% и меньше, то можно переходить. 

Техника «Подумай заранее»

 Данную технику рекомендуют выполнять, перед ситуациями, которые вызывают тревогу. 

Сделайте своей привычкой продумывать сложные ситуации заранее. Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза. Вообразите, себя в трудной ситуации. Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете. Подумайте, что скажите и что сделаете. Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно. 

Обсуждение: 

– Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? 

– Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться? 

Техника «Распределение ответственности»

Данная техника даёт возможность увидеть возможные причины того или иногда исхода в графической форме, помогает работать с иррациональными мыслями. Нарисуйте круг на листе формата А4. Разделите круг на сектора (кусочки). Их количество зависит от причин возникновения этого состояния. Например, подросток говорит, что он не сдаст экзамен, потому что он не способный. Его просят указать все причины, из-за которых он мог бы не сдать экзамен. Далее вместе с подростком анализируем диаграмму, каждый фактор, и только в последнюю очередь задаём вопрос: «Насколько ты теперь убеждён, что не сдашь экзамен потому, что ты неспособен?». Работая с данной техникой, мы в первую очередь исследуем влияние альтернативных факторов на ситуацию, оценивание дисфункциональной атрибуции (в данном случае убеждение «Я неспособная») в последнюю очередь, чтобы клиент действительно задумывался над всеми объяснениями возможных причин.

Упражнение «20.22»

Поставьте будильник на 20.22. Ответьте себе на вопрос: «А почему я счастлива сейчас? Что у меня было сегодня хорошего?».

Два списка

Список 1. Запишите сюда, что делает Вас счастливыми. 

Список 2. Запишите сюда всё, чем Вы занимаетесь ежедневно. Тщательно сравните списки! 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Джудит, Б. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям /Бек Джудит. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 416 с. 
  2. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. – Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2003. – 248 с. 
  3. Садова, Е. Д. Тревога не то, чем кажется. 8 способов обрести мир с самим собой / Е. Д. Садова. – Москва: Эксмо, 2022. – 256 с.
Методы коррекции страхов и тревоги у детей и подростков