автор: Рудюк Зоя Максимовна

педагог дополнительного образования МДОУ “Солнышко” с.Аксарка

Формирование этнокультурной компетентности воспитанников и их родителей через ознакомление с родным краем.

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ.

       С введением в действие Закона об образовании Российской Федерации  «Закон №273-ФЗ  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)», Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.   Согласно проекта ФГОС ДОУ обеспечивает преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Стандарт является основой для разработки и реализации программы, а программа, в свою очередь,  направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Так же в программе выработаны требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); поддержки специфики и разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса; осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы.

       В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития ценностного отношения к малой и большой Родине. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного края. Любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней выступают компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданственности. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Однако еще несколько лет назад из сферы нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения изымался огромный культурный пласт – уклад жизни носителей этнических традиций в окружающем социуме. В последнее время положение изменилось. Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

       Актуальность данной проблемы понималась  как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

  Реализуемая Программа воспитания и обучения   в детском саду под редакцией Вераксы Н.Е., несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. Образовательная программа МДОУ «Радуга» не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость разработки авторской программы как своеобразного эмоционально-познавательного курса, предполагающего теоретическое и практическое изучение «культурных объектов»; быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства хантыйского  народа, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

       Анализ имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению с Ямало-Ненецким автономным округом нет.

Таким образом, был выявлен ряд противоречий

1) между необходимостью воспитания у детей интереса и любви к малой родине, как условия формирования патриотизма у дошкольников, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников; 

2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации  познавательной активности  дошкольников на занятиях, в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности, в организованной и неорганизованной деятельности детей. 

       Выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой  системы работы педагога в ДОУ, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников  к знаниям о родном крае, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к малой родине. В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской программы «Ямал – мой край родной». Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация») через разные виды детской деятельности. Это позволило сохранить актуальность программы при вступлении в силу новой редакции программы воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.

Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями коренных народов Крайнего Севера (ханты, ненцы).

В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской программы «Ямал – мой край родной». Программа строится на следующих принципах: принципе энциклопедичности, краеведческом (региональном) принципе, принципе интеграции, тематическом принципе – деление материала на основные темы, принцип наглядности, культурологическом принципе – приобщение детей к истокам культуры – реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

 

 Список литературы и источников:

Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Введенский В.Н., Васьков Ю.В. Сущность педагогических теорий и технологий. – Салехард.-2002

Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

Кон И.С. Социализация детей в изменяющемся мире. – М.-1990.

Кукушкин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – М.-Воронеж. 2002.

Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Том.ун-та.1998.

Макеев А.Ф., Монгуш М.Н. Организация и содержание поисково-краеведческой работы в школе. Пособие для учителей и воспитателей. М.:ИНПО. 2002.

Национальная школа: Образование, язык, культура: Сборник научных статей.-М.:ИНПО, -2002..

Няруй В.Н. Внекалассная работа в сельской школе Ямала. Методич.пособие для учителей и воспитателей школ-интернатов округа. –Салехард. 2001.

Организация системы непрерывного экологического образования в образовательных учреждениях округа: материалы окружного научно-практического семинара г.Муравленко 17-19 апреля 2001г./под.ред.Г.Л.Воронина

Приказ от 17 октября 2013г.  №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- М., 2002.

Формирование этнокультурной компетентности воспитанников и их родителей через ознакомление с родным краем.