автор: Садыкова Таслима Нурисовна

Музыкальный руководитель МБДОУ “ДС “Непоседы”, г.Муравленко

«Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования»

 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования»

 

Выполнил: Садыкова Т.Н.

(Ф.И.О.)

 

Муравленко, 2018

 


Содержание



Введение 3

  1. Проблема профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования в научной литературе 6

1.1 Понятие качества образования 6

1.2 Профессиональная компетентность педагога дошкольного   образования 11

  1. Исследование профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования 14

2.1 Технология оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования 14

2.2 Способы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования 17

Заключение 24

Список литературы 25

 

Введение

 

Актуальность проблемы управления качеством образования определяется социальным заказом на необходимые процессы обновления и совершенствования содержания деятельности дошкольных образовательных организаций в новых социально-экономических условиях.

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены ориентиры современного дошкольного образования на достижение качества образовательного процесса.

Так, в статье 2 п. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [10]. При этом в законе подчеркивается, что образовательная организация несет ответственность за качество образования.

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения» [9].

Приоритет качества образования как основы образовательной политики делает актуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольной ступени. Одним из средств управления качеством дошкольного образования является профессиональная компетентность педагога.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, систематически повышать свой профессиональный уровень» (ст. 48) [10].

Требования к уровню подготовки педагогов дошкольного образования повысились в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В п. 3.2.6. стандарта отмечается, что для эффективной реализации программы дошкольного образования должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических работников, консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей [9].

В Трудовом кодексе РФ существует понятие профессионального стандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В настоящее время разработан стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н). В стандарт включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т.д.), характеристика трудовых функций и иные специальные сведения. Среди последних – требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания [7].

В связи с тем, что проблема формирования компетентных педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) определена на законодательном уровнем, возникает необходимость в создании условий для повышения квалификации, формирования высокого уровня компетентности педагогов, их саморазвития и самосовершенствования.

В научной литературе рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Особенности развития профессиональной компетентности стали предметом изучения таких авторов, как И.В. Букреева, Н.С. Веселовская, В.Б. Гаграй, И.В. Гришина, Д.Ф. Ильясов, М.Г. Ермолаева, Э.М. Никитин, С.Г. Молчанова, М.М. Поташник, Н.Б. Пикатовой, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Л.Ю. Шемятихина и др.

В педагогической, психологической и социологической литературе обсуждаются различные аспекты управленческой деятельности в образовании – исследование закономерностей педагогического управления (Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, М.И. Кондаков, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.). В исследованиях Е.С. Головиной, О.Л. Карповой, В.Л. Савиных, Е.В. Семеновой, Е.В. Ширниной и др. изучаются различные стороны управления образовательным учреждение. Однако вопросы управления профессиональной компетентностью педагогов ДОО являются неразработанными.

Цель работы – изучить проблему формирования профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования.

Задачи работы:

  1. Раскрыть сущность понятия «качество образования» в научной литературе.
  2. Рассмотреть различные подходы к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
  3. Выявить способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

 

1. Проблема профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования в научной литературе

 

1.1 Понятие качества образования

 

В научной литературе проблема управления качеством образования рассматривалась многими учеными (В.А. Кальней, М.М. Поташник, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.). Понятие качества первоначально рассматривалась как философская категория. Так, Аристотель считал, что качество – это то, «благодаря чему предметы называются такими-то». Качество тесно связано с категорией количества, Гегель вывел закон перехода количества в качества, сформировав понятие меры как единства качества и внутреннего количества [8].

В Толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее определение понятия «качество»: это «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других и придающих ему определенность; свойство, признак, определяющий достоинство чего-либо» [6].

Впервые понятие качества в образовании появилось в Законе «Об образовании» (1992 гг.), с тех пор данное понятие является предметом исследования многих ученых. П.А. Алакаев выделил несколько подходов к понятию «качество образования»: целеориентированный, бенчмаркинговый и результато-центрированный [1].

Целеориентированного подхода к определению качества образования придерживаются большинство зарубежных авторов, таких как К. Болл, Л. Власеану, Д. Вудхауз, Л. Грунберг, Д. Парлеа и др. В отечественной науке данного подхода придерживаются С.Е. Шишов, В.А. Кальней, И.В. Тельнюк и др. Под качеством образования понимается степень достижения поставленных образовательных целей и задач.

Бенчмаркинговый подход определяет качество как соответствие стандартам, как результат и как обоснованное достижение и превышение стандарта. Качество образования в данном случае важны, прежде всего, для самой образовательной организации, на основе этого принимаются решения, необходимые для дальнейшей деятельности в области повышения качества образования.

Результатоцентрированный подход рассматривает качество образования как результат, как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития выпускников образовательной организации в соответствии с целями обучения и воспитания.

Качество образования является важным вопросом для всех заинтересованных сторон – государства, общества, образовательной организации (управленческого персонала и педагогического коллектива), родителей. При этом каждый субъект образовательного процессе формулирует свои требования к качеству образования.

ФГОС ДО отражает социальный заказ общества на обновление основных приоритетов в области образования в соответствии с законодательством РФ. В связи с этим актуальной становится проблема совершенствования системы управления качеством образовательного процесса как ведущая задача управленческой деятельности.

Изучение проблемы управления образованием, выявление специфики феномена «деятельность руководителя по обеспечению качества образования» связаны с уточнением такого ключевого понятия «управление». Под управлением в различных источниках управление понимается, во-первых, искусство знать то, что предстоит сделать и как это сделать, во-вторых, организация и реализация воздействий по реализации цели, в-третьих, вид деятельности по руководству людьми. Управление нацелено на такое использование имеющихся средств и ресурсов, которые будут способствовать достижению оптимального результата.

В образовании управление раскрывается как процесс, целенаправленный, системно организованный, включающие различные структурные компоненты, взаимосвязанные между собой, обеспечивающие целостность, эффективную реализацию целей образования, оптимальное развитие образовательного процесса.

Управление качеством образования в научной литературе рассматривается в рамках различных подходов. Управление раскрывается как процесс, совокупность непрерывных взаимосвязанных управленческих функций руководителя (М. Альберт, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.Х. Мескон, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А. Файоль, Ф. Хедоури).

Функция целеполагания – это достаточно сложный процесс в деятельности руководителя, без которого вообще управление невозможно. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Функция целеполагания не ограничивается только постановкой цели. Она связана с работой по достижению поставленных целей. Работа руководителя образовательной организации направлена на достижение определенных целей, в том числе по достижению качества образования. После постановки цели руководитель намечает план действий.

Функция планирования включает прогнозирование, проектирование, составление тактического и стратегического плана по реализации поставленной цели, определение степени децентрализации и централизации, учет изменений внутри организации и внешних изменений. Планирование в управлении качеством образования выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления и запрограммированной цели. Принимаемые решения могут быть рассчитаны как на перспективу, так и направлены на решение текущих оперативных дел. На этом основании руководителем составляются перспективные, годовые, текущие планы работы.

Функция организации определяет стратегию и тактику реализации намеченного плана, определение функциональных обязанностей, определение организационной структуры, делегирование полномочий. Основными, наиболее часто встречающимися организационными формами управленческой деятельности в образовательных организациях являются: совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет, совещание при руководителе, совещание при заместителях руководителя, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов и др.

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимают мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, обеспечение единства действий педагогического коллектива, оказание помощи в процессе выполнения работы, выбор различных форм стимулирования деятельности. Функция мотивации руководителя – это создание таких стимулов для работников образовательной организации, чтобы они были заинтересованы в повышении качества образовательного процесса. Существуют различные способы мотивации. К материальным способам мотивации относятся премии, ценные подарки, организация досуга работников, корпоративные праздники, оплата учебно-методической литературы и т.п. Руководству также важно использовать и нематериальные способы мотивации: интеллектуально-творческие, ресурсные, статусные.

Следующая функция руководителя по обеспечению качества образования – контроль. Существуют различные классификации видов контроля, одной из самых распространенных является разделение контроля на предварительный, текущий и итоговый. Данная функция является одной из самых сложных и трудоемких, так как она связана с разработкой обоснованной системы критериев оценки качества образовательного процесса.

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества деятельности образовательных организаций, отражены в приказе Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Выделяется следующие группы показателей:

– открытость и доступность информации об образовательной организации;

– комфортность условий образовательной деятельности;

– компетентность работников образовательной организации;

– удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса.

Оценка качества образования дошкольной образовательной организации может осуществляться посредством системы внешней и внутренней оценки. Система внешней оценки качества образовательной деятельности дошкольной образовательной организации включает такие инструменты, как аттестация и аккредитация образовательной организации, лицензирование, общественно-профессиональная экспертиза качества образования. Система внутренней оценки качества образования в дошкольной образовательной организации определяет требования кадровым, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим (в том числе к развивающей предметно-пространственной среде), финансовым условия.

Контроль тесно связан со всеми функциями управленческой деятельности руководителя, в первую очередь с функцией целеполагания. Функцию контроля качества образования реализуют все участники образовательного процесса.

Таким образом, под качеством понимается степень соответствия образовательного процесса в дошкольной образовательной организации целевым установкам, закрепленным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательной программе ДОО. Управление качеством образования можно рассмотреть с точки зрения функционального подхода как совокупность функций управления: целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля. Одним из показателей качества образования является профессиональная компетентность педагогов образовательной организации.

 

1.2 Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

 

Проблема профессиональной компетентности педагога рассматривается в нормативно-правовых документах и научной литературе. Обязанность осуществлять педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне закрепление в статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В законе подчеркивается, что педагог должен проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном законодательством об образовании порядке [10].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривается проблему формирования профессиональной компетентности педагога с учетом особенностей дошкольного образования. Стандарт устанавливает требования к условиям, которые должны быть созданы в ДОО для организации профессиональной деятельности педагогических работников. Это оказание консультативной поддержки педагогов, организационно-методическое сопровождение, оказание помощи в реализации образовательной программы [9].

Требования к уровню квалификации педагога, в том числе на ступени дошкольного образования, раскрываются в Профессиональном стандарте педагога. Это знание особенностей и специфики дошкольного образования, форм и методов организации образовательного процесса с детьми раннего и дошкольного возраста, понимание и учет особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, умение организовать различные виды деятельности, владение методиками познавательного, личностного и физического развития детей раннего и дошкольного возраста. Также стандарт выделяет комплекс умений, необходимых педагогу ДОО, среди которых умения планировать, организовывать образовательную работу, осуществлять контроль, постоянно повышать уровень своей квалификации, владеть современными образовательными технологиями с учетом особенностей дошкольного образования, умение взаимодействовать с коллегами и родителями детей раннего и дошкольного возраста [7].

Как видно из анализа Профессионального стандарта педагога, к уровню профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования предъявляются высокие требования, которым должен в идеале соответствовать каждый работник.

В научной литературе ведется поиск эффективных методов и способов формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО, нет единого подхода к определению компетентности, компетенций. Например, Л.Н. Атмахова считает, что профессиональная компетентность педагога ДОО – это потенциальные возможности, знания и умения, опыт, ценности личности, которые позволяют эффективно решать профессиональные задачи с учетом всех требований и характеристик [2].

С.Г. Молчанов считает, что профессиональная компетентность педагога есть комплекс образовательных, профессиональных и личностных компетенций, социально-профессионального статуса и уровня профессиональной квалификации педагога, профессионально-важных качеств и педагогических способностей, которые в совокупности позволяют эффективно решать задачи профессиональной деятельности [3].

С.Г. Молчановым на основе методик отбора содержания социализации и оценивания социализованности разработана технология «Духовные скрепы». Предлагаемая технология позволяет решить следующие задачи:

  1. Изучение проблемы управления качеством образования и социализации (в части воспитания) на основе развертывания образовательных программ воспитательной работы.
  2. Отбор и стандартизация дидактического и методического обеспечения функционирования и развертывания нового содержания образования и социализации, а также содержания обучения и воспитания в образовательном учреждении.
  3. Определение состава, а также количественных и качественных параметров основных объектов образовательного мониторинга и стандартизации в образовании.
  4. Совершенствование структуры и функций образовательной программы.
  5. Определение релевантной и адекватной совокупности образовательных программ воспитательной работы в образовательном учреждении.
  6. Изучение и внедрение технологии социального проектирования
  7. Определение релевантной и адекватной совокупности социальных проектов в образовательном учреждении [4].

Таким образом, имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что в  настоящее время не сформирован единый подход к определению понятия «профессиональная компетентность». Сложно решается вопрос о диагностике профессиональной компетентности. Практически все исследователи отмечают, что трудности измерения связаны с тем, что отсутствует инструмент оценивания профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации.

2. Исследование профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования

 

2.1 Технология оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

 

Для оценки компетенций педагога разработана методика «Духовные скрепы» (О.С. Молчанов). На основе данной методики нами проведено исследование на базе МБДОУ «Золушка» г. Муравленко.

С целью отбора компетенций, присущих воспитателю дошкольного образовательного учреждения, педагогам предлагается ознакомиться с предложенным перечнем наиболее важных гендерных и универсальных качеств личности и выбрать (отметить) только 10 из них, которые хотели бы видеть у своих коллег – воспитателей.

После выполнения задания (экспертного оценивания: можно назвать это «экспертным опросом»), воспитатели сдают листы с избранными ими (как экспертами) перечнями слов, обозначающими желательные позитивные социальные компетенции воспитателей ДОО. Далее мы приступаем к обработке полученных сведений. Фиксируются все слова, отобранные экспертами (педагогами ДОО) следующим образом: из первого обрабатываемого листа вносятся в бланк все 10 слов. Из второго добавляются слова, которых не было в первом; повторы слов фиксируются во втором столбце значком «+». С третьим и последующими листами – по аналогии.

Таким образом в столбце 1 фиксируются все слова, отобранные всеми экспертами; в столбец 2 значком «+» фиксируется каждый следующий повтор слова в очередном обрабатываемом листе. По завершении этой части работы производится подсчет значков «+» в каждой строке, напротив наименования каждой социальной компетенции. Сумма проставляется в столбце 3. Из столбца 3 становится видно, какие слова получили наибольшее количество выборов.

Методика «Отбор содержания социализации (ОСС)» позволяет на основе экспертной оценки самих педагогов, отобрать качества, компетенции, которые они считают важными, референтными для них и которые для них являются «ценностями». Доверие к экспертной оценке группы коллег выше, чем к оценкам других экспертных групп (оценки педагогов, родителей), поскольку обеспечивается большим количеством экспертов. Их совокупная экспертная оценка достаточно достоверна.

Такая обработка данных позволяет установить количество выборов, «полученных» каждой компетенцией. Компетенции, «получившие» наибольшее количество выборов, составляют «портрет воспитателя ДОО». Этот перечень и дает представление о том, на какие социальные компетенции ориентирован именно этот педагогический коллектив. Это и будут некие эталоны, в виде перечня референтных качеств, которые получили наибольшее количество выборов именно в этом коллективе.

Вторым этапом оценивания профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения является экспертное оценивание и самооценивание выраженности качеств, получивших наибольшее количество выборов. Для проведения второго этапа оценивания для оценивания степени выраженности референтных компетенций: каждой, в отдельности, и всех компетенций у каждого воспитателя в коллективе, создается экспертный лист (экспертная карта). При этом мы можем подчеркнуть, это будет оценкой со стороны коллег, а именно, экспертного (педагогического) сообщества.

В экспертный лист вносится  избранный воспитателями перечень из 10 слов, обозначающих качества воспитателя ДОО, и фамилии и имена всех воспитателей данного дошкольного образовательного учреждения. Количество столбцов в части бланка «ФИО педагогов» будет зависеть от количества педагогов в конкретном образовательном учреждении. Каждому педагогу предлагается оценить сначала степень выраженности данных качеств у себя, провести самооценку, а затем уже оценить степень выраженности предложенных качеств у своих коллег. И тогда педагог становится «эталоном», в соответствии с которым он будет оценивать воспитателей своего образовательного учреждения. Аналогичные бланки экспертных листов могут использоваться в рамках избранного пользователем временного интервала. После получения данных первого экспертного опроса, количество опросов может повторяться  с определенной периодичностью. Сравнение числовых значений последовательно проведенных опросов служит для фиксации динамики изменений выраженности компетенций, фиксируют дельту увеличения/ уменьшения выраженности.

Обработка данных происходит путем подсчета баллов (числовых значений) в одном и том же прямоугольнике всех обрабатываемых экспертных листов. Полученные суммы делятся на количество сданных и обработанных экспертных листов. Свод всех числовых значений всех обработанных листов позволяет зафиксировать «общественное», педагогическое (коллективное, групповое) представление о степени выраженности у каждого воспитателя референтных для этой группы педагогов, позитивных, социальных компетенций в виде числовых значений от 1 до 10.

Полученные данные можно представить в форме электронной базы данных в программе Microsoft Office Excel, в которой представлены результаты оценивания, например, на начало и конец год, в табличной форме и в виде лепестковой диаграммы, на которой можно видеть прирост степени выраженности качеств у каждого педагога дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, мы получаем информацию в виде числовых значений, отражающих совокупную экспертную позицию о выраженности всех качеств и каждого качества (компетентности и каждой компетенции) у каждого (-ой) воспитателя и представили в виде таблицы числовые значения (формализованную, на основе экспертной оценки, информацию) о выраженности качеств у педагогов конкретной образовательной организации. Вся эта информация служит для принятия управленческих решений. Правильно принятое управленческое решение и адекватное ему управленческое действие должно приводить к позитивному результату, выражающемуся в том, что числовое значение изменится в сторону увеличения.

Таким образом, руководитель дошкольной образовательной организации может добиться того, что воспитатели с помощью коллег, будет целенаправленно, осознанно формировать в себе положительные, социально значимые, социально одобряемые качества.

 

2.2 Способы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования

 

Оценивание профессиональной компетентности работников ДОО проводилось по методике ОСС С.Г. Молчанова. Педагоги ДОО выступали в качестве экспертов, им было предложено выбрать из предложенного перечня качества, которые характерны для компетентного педагога.

В первом экспертном опросе приняли участие 32 педагога. Нами были отобраны наиболее часто повторяющиеся слова и зафиксированы в сводные листы, которые содержали список всех качеств в соответствии с экспертными представлениями воспитателей (таблица 1).

Таблица 1

Обработка экспертных выборов

№ п/п Качества Количество выборов Всего выборов
1 Любовь к детям 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 22
2 Общительность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 20
3 Ум 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 19
4 Ответственность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 17
5 Способность защищать свои взгляды 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 17
6 Доброта 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 17
7 Работоспособность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 14
8 Отзывчивость 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 14
9 Воспитанность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 12
10 Умение понимать других 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 12
11 Жизнерадостность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 11
12 Тактичность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 10
13 Способность к лидерству 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 10
14 Наличие собственной позиции 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 9
15 Трудолюбие 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 8
16 Чувство юмора 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 8
17 Уважительность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 8
18 Сильная личность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 7
19 Оптимизм 1; 1; 1; 1; 1; 1 6
20 Гуманность 1; 1; 1; 1; 1; 1 6
21 Уверенность в себе 1; 1; 1; 1; 1; 1 6
22 Развитая интуиция 1; 1; 1; 1; 1; 1 6
23 Активность 1; 1; 1; 1; 1; 1 6
24 Дисциплинированность 1; 1; 1; 1; 1; 1 6
25 Культурность 1; 1; 1; 1; 1 5
26 Яркость 1; 1; 1; 1; 1 5
27 Амбициозность 1; 1; 1; 1; 1 5
28 Честность 1; 1; 1; 1 4
29 Искренность 1; 1; 1; 1 4
30 Независимость 1; 1; 1; 1 4
31 Чистоплотность 1; 1; 1 3
32 Аккуратность 1; 1; 1 3
33 Развитое воображение 1; 1; 1 3
35 Терпеливость 1; 1; 1 3
35 Вера в себя 1; 1 2
36 Энергичность 1; 1 2
37 Способность к лидерству 1; 1 2
38 Забота о людях 1; 1 2
39 Скромность 1; 1 2

 

Компетенции, «получившие» наибольшее количество выборов, были зафиксированы в сводный перечень (таблица 2), который содержит 10 слов, составляющих «портрет воспитателя ДОО».

Таблица 2

Сводный перечень наиболее часто встречающихся качеств (педагоги МБДОУ «Золушка»)

№ п/п Качества
1 Любовь к детям
2 Общительность
3 Ум
4 Ответственность
5 Способность защищать свои взгляды
6 Доброта
7 Работоспособность
8 Отзывчивость
9 Воспитанность
10 Умение понимать других

 

Для проведения второго этапа оценивания мы подготовили экспертный лист, в который мы внесли избранный воспитателями перечень из 10 слов, обозначающих качества воспитателя ДОО, и фамилии и имена всех воспитателей данного дошкольного образовательного учреждения. Каждому педагогу предлагается оценить сначала степень выраженности данных качеств у себя, провести самооценку, а затем уже оценить степень выраженности предложенных качеств у своих коллег. В процессе экспертной оценки мы получили:

– выраженность каждой компетенции у каждого воспитателя в сравнении с выраженностью этой компетенции у других воспитателей;

– выраженность всех компетенций у каждого воспитателя в сравнении с выраженностью этой компетенции у других педагогов;

– выраженность каждой компетенции у всех воспитателей;

– среднее значение выраженности каждой компетенции в коллективе;

– среднее значение выраженности всех компетенций в педагогическом коллективе;

– рейтинг социального статуса (относительно совокупности из 10-ти компетенций) педагога в профессиональной группе;

– идентифицировать лидеров и аутсайдеров в группе.

В ходе проведения оценивания степени выраженности компетенций установлен рейтинг педагогов, а также выявлено недостаточное знание коллег в работе, что позволило наметить дальнейшие направления методической работы в ДОО: создание условий для развития внутренних мотивов педагогов на овладение профессиональной компетентностью; формирование профессиональных знаний и умений; формирование профессионально значимых качеств.

Педагогические условия, при которых возможно успешное управления профессиональной компетентностью персонала ДОО, включают в себя:

– формирование активности и внутренней мотивации воспитателей ДОО;

– разные формы методической работы как средства формирования компетентности воспитателей;

– формирование способности воспитателей к самооценке профессиональной деятельности.

Реализация данных условий осуществлялась через функции управления, содержание которых представлено в таблице 3.

Таблица 3

Мероприятия по реализации условий управления профессиональной компетентностью педагогов МБДОУ «Золушка»

Функция управления Задачи Результат
Целеполагание Определить цели, задачи и направления деятельности ДОО, ознакомить педагогов с направлениями предстоящей работы Протокол педагогического совета «Становление компетентного специалиста ДОО»
Планирование Разработать план мероприятий по внедрению педагогических условий управления профессиональной компетентностью персонала ДОО 1. План внедрения педагогических условий управления профессиональной компетентностью педагогов

2. План внедрения инновационных форм методической работы в МБДОУ

Организация Создать Совет по управлению профессиональной компетентностью персонала ДОО, определить его структуру, основные функции, назначить ответственных 1. Положение о Совете профессиональной компетентностью персонала МБДОУ

2. Приказы о назначении ответственных по управлению профессиональной компетентностью педагогов

3. Внесение изменений в должностные инструкции

Мотивация Создать условия для формирования готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности, разработать систему мотивации и стимулирования педагогов, старшего воспитателя – к внедрению инновационных форм методической работы Положение о стимулировании работников
Контроль Осуществлять текущий и итоговый контроль за реализацией плана мероприятий по внедрению педагогических условий управления профессиональной компетентностью персонала ДОО, оценить качество деятельности ДОО, разработать критерии оценки качества 1. Карта оценки качества мероприятий по внедрению педагогических условий управления профессиональной компетентностью педагогов

2. Протокол педагогического совета по обсуждению итогов работы

 

Результаты оценивания профессиональных качеств педагогов представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты взаимного экспертного оценивания педагогов МБДОУ «Золушка»

№ п/п ФИО Количество баллов Прирост
На начало эксперимента На конец эксперимента
1 А.А. 92,4 92,7 +0,3
2 А.В. 90,6 91,2 +0,6
3 В.В. 94,9 95,2 +0,3
4 Е.А. 98,8 99,5 +0,7
5 И.М. 92,6 92,9 +0,3
6 И.С. 91,4 94,1 +2,7
7 К.В. 95,5 97,4 +1,9
8 К.Н. 95,2 96,0 +0,8
9 Л.В. 97,1 98,8 +1,7
10 М.О. 92,8 93,4 +0,6
11 Н.А. 96,3 97,5 +1,2
12 Н.В. 90,8 93,7 +2,9
13 Н.К. 96,1 97,3 +1,2
14 Н.Н. 94,3 95,5 +1,2
15 О.А. 92,1 95,7 +3,6
16 О.Б. 90,9 92,3 +1,4
17 Р.С. 91,3 92,1 +0,8
18 С.А. 94,5 95,5 +1
19 С.Г. 92,5 94,4 +1,9
20 С.Д. 94,6 94,7 +0,1
21 С.Н. 97,6 99,2 +1,6
22 С.Х. 95,2 96,7 +1,5
23 Т.А. 94,1 94,2 +0,1
24 Т.В. 94,6 95,8 +1,2
25 Т.К. 96,2 96,6 +0,4
26 Т.О. 95,4 97,7 +2,3
27 Т.Ф. 94,1 94,5 +0,4
28 У.И. 95,5 95,9 +0,4
29 Ф.К. 91,1 92,3 +1,2
30 Ф.В. 89,9 92,6 +2,7
31 Ю.В. 90,1 96,1 +6
32 Ю.К. 92,7 95,2 +2,5

 

Рисунок 1. Степень выраженности профессиональных компетенций МБДОУ «Золушка»

 

Повторное оценивание показало более высокий уровень осведомленности о коллегах, стало возможным увидеть рост социально-профессиональной компетентности каждого педагога в глазах своих коллег.

Таким образом, по итогам проведенной работы были получены более высокие показатели сформированности профессиональных качеств педагогов МБДОУ «Золушка».

Заключение

 

Изучение научной литературы показало, что под качеством понимается степень соответствия образовательного процесса в дошкольной образовательной организации целевым установкам, закрепленным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательной программе ДОО. Управление качеством образования можно рассмотреть с точки зрения функционального подхода как совокупность функций управления: целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля.

Одним из показателей качества образования является профессиональная компетентность педагогов образовательной организации. Профессиональная компетентность педагога есть комплекс образовательных, профессиональных и личностных компетенций, социально-профессионального статуса и уровня профессиональной квалификации педагога, профессионально-важных качеств и педагогических способностей, которые в совокупности позволяют эффективно решать задачи профессиональной деятельности.

Оценивание профессиональной компетентности работников ДОО проводилось по методике ОСС С.Г. Молчанова. По итогам проведенного исследования было принято решение реализации модели управления профессиональной компетентностью педагогов. Повторное оценивание показало более высокий уровень осведомленности о коллегах, стало возможным увидеть рост социально-профессиональной компетентности каждого педагога в глазах своих коллег.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Список литературы

 

  1. Апакаев, П.А. Системно-функциональный анализ подходов к понятию «качество образования» / П.А. Апакаев, Н.И. Мерлина, О.А. Матвеева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 231.
  2. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: автореф. дис. … канд.пед.наук / Л. Н. Атмахова. – Екатеринбург, 2006. – 24 с.
  3. Молчанов, С.Г. Аттестация: челябинский вариант / С.Г. Молчанов // Директор школы. – 2010. – № 9 (152). – С. 21-24.
  4. Молчанов, С.Г. Профессионально-педагогическая компетентность – объект описания, формирования и оценивания / С.Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. – 2014. – № 2 (06). – С. 14-17.
  5. Молчанов, С.Г. Теория профессиональной компетентности // Человек ориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования: материалы Международной научно-практической конференции 14 октября 2014 г. / под ред. И.О. Котляровой, К.С. Бурова / С.Г. Молчанов. – Челябинск: Цицеро, 2014. – С. 28-32.
  6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 2013. – 944 с.
  7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/doshkolka/info.aspx?ob_no=29775
  8. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. – М.: Эксмо, 2014. – 787 с.
Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования