автор: Саенко Анна Петровна
Учитель физической культуры МБОУ “СШ № 9” Новый Уренгой
Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры
Саенко Анна Петровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9»
первая квалификационная категория, учитель физической культуры
Личностно ориентированный подход на уроках физической культуры
Аннотация
В данной статье рассматривается личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры в общеобразовательной школе с различным уровнем физического развития.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, физическая культура, федеральный государственный образовательный стандарт, обучающийся, средства физической культуры.
Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества и каждого человека в отдельности.
Цель школьного образования по физической культуре формирование разносторонне развитой личности способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Формирование устойчивых мотивов и потребностей, обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостным развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
С введением ФГОС предмет «физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов направленных на успешную реализацию программы.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. (И.С. Якиманская)
В своей работе с обучающимися я использую личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход направляет на поддержку индивидуального физического и интеллектуального развития детей. Обучающиеся самостоятельно находят мотивацию для формирования ценностных ориентиров и повышения престижа здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Задача учителя найти к каждому обучающемуся такой подход, который поможет ему осознать себя личностью и выявить возможности, которые будут стимулировать его физической совершенствование.
Личностно-ориентированный подход включает в себя:
– самостоятельную работу, направленную на улучшение физических качеств
– поиск, выбор и подбор средств физической культуры для самостоятельного развития личности
– выявление интересов в виде занятий
– определение уровня физической подготовленности
– составление индивидуального плана занятий
– развитие коммуникаций (толерантное и доброжелательное отношение друг к другу)
– самообразование и достижение успеха
Задача учителя так представить ситуацию учения, чтобы обучающийся мог выполнить задание с помощью учителя и понять, что при определенном приложении усилий он (обучающийся) сможет выполнить задание самостоятельно. То есть учитель должен предлагать работу ученику на опережение. Таким образом, учитель расширяет границы доступного, и дает возможность ученику расти.
Личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход неотъемлемая часть ФГОС.
Учителю необходимо точно знать группу здоровья каждого обучающегося, уровень физического развития, так же учитывать уровень развития временно освобожденных учеников от урока физической культуры.
На уроке физической культуры одновременно может быть от двух до четырех, а то пяти групп с различным уровнем развития или здоровья.
Например, основная, подготовительная, специальная медицинская группа и временно освобожденные по состоянию здоровья. В то же время основная группа здоровья может состоять из трех уровней физического развития, высокий, средний, низкий. Возникает вопрос: «Как провести урок в такой ситуации, как сделать урок интересным и с высоким уровнем мотивации для каждого?»
Из своего опыта работы могу предложить уроки в формате урок – проект, урок – игра, урок – приобретения новых знаний. Данные уроки отличаются сравнительно не высокой плотностью урока, но данные уроки обладают высоко – мотивированным характером. На этих уроках обучающийся может увидеть, опробовать и проанализировать данный материал на себе и для себя, так же сравнить себя со своими товарищами, увидеть достижения в данной области и примерить на себя.
Благодаря данному подходу эффективность образовательного учения значительно повышается, с каждым уроком у ребят формируются знания и коммуникативные способности. Обучающиеся умеют самостоятельно использовать средства физической культуры и применять их на себе.