автор: Саетгареева Светлана Римовна
учитель ГБОУ Калтасинская КШИ
“Патриотическое воспитание младших школьников”
«Патриотическое воспитание младших школьников»
Патриотизм – это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных
оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. В России патриотизм приобретает свои особенности. Это, прежде всего, гуманизм, дружба различных наций и народностей, законопослушание, коллективизм и, конечно же, особая любовь к родной природе. Это, также, гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер, культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Проявляется патриотизм в поступках и в деятельности человека. Это прежде всего осознанная любовь к своему Отечеству, общегосударственное патриотическое самосознание.
Но, к сожалению, в последние годы внимание к патриотизму было ослаблено. В результате у многих молодых людей в дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей – от семьи до государства. Среди этих качеств – гражданственность, долг, любовь к Родине. За предыдущие годы разладился механизм координации и организации системы патриотического воспитания на всех уровнях. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
В настоящее время затребованным в обществе становится новый социальный тип личности. Стране нужны люди, умеющие быстро ориентироваться в современной обстановке, быстро принимать решение, люди, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Но нельзя списывать со счетов качества личности, которые во все времена отличали русского человека – высокую нравственность, порядочность, толерантность.
Конечно, мы не можем обойтись без главной составляющей становления личности – без воспитания. В данном случае – без патриотического воспитания подрастающего поколения.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у молодых людей любви к своей Родине.
Процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит формирование духовно-нравственных основ, механизмов социализации, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родное село, город красивым, цветущим, чистым и уютным – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
В детском возрасте человек более восприимчив к влиянию извне. Ребенок верит в истинность всего, чему учат, что говорят, верит в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания. Именно в начальной школе мы начинаем формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями.
Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.
Используется для реализации патриотического воспитания как урочное, так и внеурочное время. Всевозможные экскурсии, посещение спектаклей, выставок, музеев, торжественные вечера, концерты, встречи с интересными и знаменитыми людьми, – все это можно и нужно использовать в процессе воспитания.
В урочное время работа по патриотическому воспитанию осуществляется при помощи различных заданий, упражнений, книг содержащих необходимую информацию. Это уроки литературного чтения, русского языка, технологии и конечно же, окружающего мира. Данные уроки прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю. Ребенок получит знания о названии страны, ее географии, природе, символике. Он узнает о тех, кто прославил нашу родину, познакомится с произведениями российских авторов о Родине и народе.
И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, традициям, будет знать их, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.