автор: Сайфетдинова Динара Маратовна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей им. В.В. Карпова» ЗМР РТ

Статья «Использование игровых технологий на уроках литературы»

Использование игровых технологий на уроках литературы

Игра – это искра, зажигающая 

огонек пытливости и любознательности. 

В.А. Сухомлинский

Глубокие изменения, происходящие в современном мире, ставят перед учителем новые задачи для повышения внимания обучающихся к предмету.  Многие знают, что игровые технологии – лучший способ активизации мыслительной деятельности обучающихся, привлечения их внимания.  

Игры как метод обучения и передачи опыта использовали с древних времён. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Использование игровых технологий на уроке русского языка и литературы помогает решить ряд трудностей, возникающих у современных детей. Дети лучше запоминают материал и легче усваивают полученные знания, если материал даётся на уровне эмоционального осознания. 

Игра как метод обучения используется на разных этапах урока и может быть использована в следующих целях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

– как элемент более общей технологии;

– в качестве урока или его части (введение, контроль);

– как технология внеклассной работы.

Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

Каждый учитель стремится найти такие виды деятельности, которые привлекают детей. Это, конечно, творческие и игровые проекты.   

     Творческий проект является продолжением урока литературы. Он продолжает его тему, раздвигает границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Творческий проект – это желание читать, думать, спорить, анализировать. Это создание декораций, афиш, костюмов, нанесение грима, проектирование освещения, элементов интерьера – для тех, кто не видит себя на сцене, не желает играть актёрскую роль. Нерешительных, желающих всё увидеть со стороны на таком уроке ждёт исполнение обязанностей режиссера, сценариста. Все должны быть вовлечены и заняты в творческий процесс.

Существуют различные виды литературных игр:  викторины, кроссворды, шарады, ребусы, головоломки, КВНы, аукционы, инсценировки, «отгадай писателя», литературные «прятки», квесты, ученый совет, различные конкурсы (чтецов, рисунков, на лучший вопрос по теме произведения, на лучшую литературную игру) суд над литературным героем. 

После изучения биографии, прочтения и анализа произведений вполне уместно завершить цикл уроков литературной игрой. 

Игра по литературе

«Нескучная классика»

1.Представление команд (знакомство)

 Ход игры

Тур первый

Биографии великих (формат Что? Где? Когда?) – размышление и обсуждение 1 минуту, затем дает ответ.

  1. Во время восстания декабристов как историк хотел быть очевидцем такого события, вышел на Сенатскую площадь, там сильно простудился, заболел и вскоре умер. Ему было  59 лет (Карамзин)
  2. Хорошо вышивал, а также был отличным кулинаром  (Гоголь)
  3. Кто из писателей: в конце жизни он жил в бедности, прикованный к  креслу.  Полупарализованный, он катался в тележке перед университетом и кричал студентам: «Вот до чего доводит литература! Никогда не будьте писателями!» (Фонвизин)
  4. Был нелюбимым ребенком,  обида сопровождала его всю жизнь, но когда в последний год мать болела, ухаживал за ней с такой нежностью, что она просила у него прощения за то, что не умела ценить его при жизни. Похоронены рядом. (Пушкин)
  5. Испытывал комплекс неполноценности от своей внешности, современники описывали так: «Он был мал ростом, лицом смугл и нехорош собой, ноги кривые, слегка прихрамывал (правую ногу сломал в военной школе, и ее неудачно срастили), вид всегда имел угрюмый, даже злой»  (Лермонтов)
  6. Он часто опаздывал на занятия и интереса к учебе не проявлял, характеристика  учителей гласила: «Туп, слаб, резок» В среде сверстников получил прозвище «пигалица» и «таинственный Карла»  (Гоголь)
  7. Современники считали его важнее Пушкина, а потомки не переиздавали более 100 лет, ему первому из русских писателей поставили памятник, но не за литературу, хотя он был главой целого литературного направления, а за что? (Карамзин «История государства Российского»)
  8. Он обладал незаурядными актерскими способностями: мог любого изобразить, передразнить, был специалистом  по придумыванию прозвищ, славился как рассказчик анекдотов, вызывая у слушающих буквально смех до упаду  (Гоголь)
  9.  В день его смерти разразилась гроза, умирал под дождем в полном одиночестве после дуэли (Лермонтов)
  10. Благодаря своей уникальной памяти в 11 лет знал всю французскую поэзию, доступную тогда в России (Пушкин)

Тур второй

Задание для болельщиков: продолжи известное стихотворение А.С. Пушкина

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Тур третий «Литературный музей»

Кому принадлежит предмет? (Пояснение это могут быть несколько героев из разных произведений) – вопрос переходит болельщикам, если никто не знает, отдаем в другую команду.

  1. Персидский ковер кладет в коляску Хлестакову городничий)
  2. Охотничий арапник (судья)
  3. Письмо (городничий, Хлестаков, Шпекин, Петр Гринев и Маша Миронова)
  4. Арбуз  и черепаховый суп- Хлестаков
  5. Стихи – конфликт между Гриневым и Швабриным
  6. Монастырь – Мцыри, бедная Лиза
  7. Гроза – Мцыри, бедная Лиза
  8. Надежный сук – мцыри                                                                                                                                                
  9. Иголка – портной из шинели Петрович, Лиза – крестьянка, Лиза-воспитанница
  10. Шинель – Акакий Акакиевич, Петр Гринев, Швабрин, Герман

 

Тур четвертый 

Ответы на вопросы: литературный калейдоскоп (пишут ответы на планшетах)

  1. Назовите литературное направление, в котором положительный герой – дворянин (КЛАССИЦИЗМ)
  2. Акакий Акакиевич – назовите фамилию (БАШМАЧКИН).
  3. Что сделал главный герой романа «Капитанская дочка» Петруша Гринев из географической карты? (ВОЗДУШНОГО ЗМЕЯ)
  4. Кто не хотел учиться, а хотел жениться, имя? (МИТРОФАН)
  5. Кто из героев комедии «Ревизор» брал взятки борзыми щенками? (СУДЬЯ АММОС ФЁДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН)
  6. На экране картина Иванова «Явление Христа народу». Кто из великих русских писателей позировал художнику? (Н.В. ГОГОЛЬ)
  7. Как зовут жениха Софьи? (МИЛОН)
  8. Какому литературному герою принадлежат слова: “Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия” (ХЛЕСТАКОВ)
  9. Профессия Вральмана до того, как он стал учителем в доме Простаковых? (КУЧЕР)
  10. Какая историческая личность действует в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», кроме Емельяна Пугачева? (ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ)
  11. Какие цветы продавала Лиза в одноимённой повести М.Н. Карамзина (ЛАНДЫШИ)
  12. Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова – какое произведение начинается так? (ПИКОВАЯ ДАМА)

Тур пятый «Литературные паззлы» – собрать афоризм, указать произведение и автора (5 баллов: афоризм 2-1, герой – 1, произведение – 1, автор – 1)

9А: Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину (Петр Гринев, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин)

9Б: расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты (Германн, «Пиковая дама» А.С. Пушкин)

9В: Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ – могил! (мцыри, «Мцыри», М.Ю. Лермонтов)

9Г: Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь (городничий, «Ревизор», Н.В. Гоголь)

Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью («Шинель, Н.В. Гоголь, автор)

Тур шестой для болельщиков:

Чей потрет

А.С. Пушкин (в детстве)

М.Ю. Лермонтов (в детстве)

Н.В. Гоголь (шарж)

Д.И. Фонвизин (парадный портрет)

 

Тур седьмой: Литературная открытка (защита проектов).

Тур восьмой: битва капитанов

Подведение итогов

 

Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

 

Использованная литература

  1. Кудашева З.К., Магдиева С.С. Методика преподавания литературы. Методическое пособие для студентов педвузов Т., 2004 г. 
  2. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по русскому языку и литературе. Смоленск, 1995 г.
  3. Активные формы преподавания литературы. Под ред. Р.И. Альбетковой. М., 1991г. 

 

Статья «Использование игровых технологий на уроках литературы»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram