автор: Самодурова Галина Васильевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №91», г. Воронеж
Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова»
Конспект занятия в подготовительной группе
«Хлеб – всему голова»
Цель: познакомить детей со злаковыми растениями, расширить представления детей о многообразии использования злаковых растений в жизни человека ее изделиями, процессом выращивания и изготовления хлеба.
Задачи:
Образовательные:
– формирование знаний о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий;
– формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола;
– формировать основы экологической культуры у детей через различные виды деятельности, бережное отношение к хлебу;
– формировать у детей чувство патриотизма.
Развивающие:
– развивать творческие способности детей;
– формировать умение отвечать на вопросы;
– продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
– развивать любознательность, познавательный интерес, воображение,
память, мышление.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу;
– воспитывать внимание, терпение, трудолюбие, любовь к русским традициям;
– воспитывать коммуникабельность, активность, самостоятельность, дружелюбие, умение играть вместе и слушать друг друга.
Виды детской деятельности:
игровая, продуктивная, двигательная.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Беседы: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?», «Бережное отношение к хлебу»,
«Кто хлеб выращивает», «Какие машины помогают людям».
Дидактические игры: «Назови ласково», «Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий), «Назови профессию», «Разложи блинчики», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Что сначала, что потом».
Чтение художественной литературы:
«Колобок», «Колосок», «Как волк вздумал хлеб печь».
Чтение и разучивание стихов, поговорок, пословиц о хлебе, отгадывание задок.
Материалы и оборудование:
слайды на тему: «Хлеб – всему голова», колосья пшеницы, зёрна злаковых культур, хлеб белый и чёрный, каравай, самовар, баранки, пирожки, печенье, солёное тесто.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, сегодня что-то интересное, спрятано у нас под салфеткой. Как вы думаете, что же спрятано там? Дети высказывают свои предположения, после чего воспитатель предлагает отгадать загадку:
Он бывает чёрный, белый,
Иногда и подгорелый…
Самый вкусный, несравненный.
Всем знакомый с детских лет.
Это наш обыкновенный
И любимый русский………(ХЛЕБ).
Дети отгадывают загадку (если затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы). Воспитатель поднимает салфетку и показывает хлеб, затем каравай.
Воспитатель: Правильно, дети, это ХЛЕБ. Он мягкий, пышный, душистый, белый, черный. А еще хочу вам сказать, что сегодня необычный осенний день – сегодня Всемирный день хлеба! И сегодня мы с вами проследим весь путь изготовления хлеба от маленького зернышка до свежей булки у нас на столе.
Посмотрите внимательно на хлеб и сами скажите, какой же он?
(Ответы детей: мягкий, большой, свежий, румяный, сдобный, вкусный). Воспитатель обобщает ответы.
Воспитатель: Вы правильно всё сказали.
Каким хлеб бывает? Расскажите, какой хлеб вы знаете, какой больше любите? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете откуда к нам на стол попал хлеб?
Дети: Из магазина.
Воспитатель: Хорошо, а в магазин как он попал?
Из чего его испекли?
Где взяли муку?
Воспитатель: Вам интересно? Сейчас мы всё узнаем!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (посадка семян, рожь-колоски, комбайны собирают урожай, везут на мельницу, там получают муку, пекари месят тесто, в печи выпекают хлеб) с полным пояснением.
Воспитатель: Каждый день много людей трудятся над тем, чтобы свежий хлеб был у нас на столе. Он очень полезен. Хлеб надо беречь, это очень важно.
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз рассмотрим, что же у нас на столе сегодня?
Дети(хором): хлеб, каравай, баранки, печенье, пирожки.
Воспитатель: Все верно.
А сейчас давайте попробуем как пекари замесить тесто.
Пальчиковая гимнастика:
Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)
А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)
Пирожки и плюшки.
Сдобные ватрушки.
Булочки и калачи,
Все мы испечем в печи (поочередно загибают пальцы на обеих руках, затем разворачивают ладошки)
Очень вкусно! (гладят по животу)
Воспитатель: ребята, вы хотите попробовать себя в роли пекаря и сейчас вместе со мной налепить булочек?
Дети: Да!
Детям надевают белые пекарские колпачки и фартуки. Раздают дощечки для лепки и по одному кусочку солёного теста на каждого. Готовые булочки выкладывают на поднос до высыхания.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Как нужно относиться к хлебу?
Воспитатель: Ребята, запомните главное правило – Хлеб надо беречь!
Никогда не бросайте хлеб и не играйте с ним!
Хлеб всегда главная еда на столе!
Всегда надо помнить сколько людей потрудилось, чтобы к вам в руки попал кусочек хлеба.
Воспитатель: Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Ответы детей:
1.Большому куску рот радуется.
2. Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
3. Хлеб да вода- здоровая еда.
4. Хлеб везде хорош, и у нас, и за морем.
5. Из одной муки хлеба не испечешь.
6. Без хлеба нет обеда.
7. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
8. Хлеб ногами топтать, народу голодать.
9. Свой хлеб сытнее.
10.Глубже пахать, больше хлеба жевать.
Воспитатель: Мы сегодня отлично потрудились и за это заслужили награду – ароматный свежеиспеченный каравай!
Воспитатель вносит и нарезает каравай, угощает ребят.